lovmedgu.ru

Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте

Видео: Лекция Н.И.Козлова "Психология эмоций".Часть 1

Основное направление этих исследований было намечено Б. Г. Ананьевым и его сотрудниками. Б. Г. Ананьев, анализируя многоплановые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость построить целостную систему возрастного развития человека, включающую данные обо всех фазах в стадиях человеческой жизни, раскрывающую единство его индивидуального развития. При этом необходимо, указывал он, раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, противоречиями, сопровождающие стадии, выявить сензитивные и критические периоды развития, что позволит построить теорию индивидуального развития человека, являющуюся одной из фундаментальных проблем естествознания и психологии [10].

С другой стороны, Б. Г. Ананьев отмечал, что, исследуя новообразования, которые обретает человек в зрелом возрасте, следует указать на то, что существеннейшим моментом, характеризующим этот процесс, является то, что он не разворачивается в одинаковом темпе и с достижением одинаково высоких результатов в отношении всех проявлений человеком себя в качестве индивида, личности и субъекта деятельности. И даже если иметь в виду каждую из этих ипостасей человека в отдельности, мы обязательно сталкиваемся с феноменом неравномерности или гетерохронности развития образующих их структурных элементов и их совокупности, прогресса их функций и их эффективности [1].

Рассматривая зрелый возраст как период противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов, Б. Г. Ананьев показал, что на этот возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных познавательных способностей. Более того, он показал, что в общей структуре изменения функций наименьшая частота моментов относится к стабилизации уровней. Собственно стационарные состояния встречаются только в 14,2 % от общего числа. Причем длительность этих состояний измеряется 2—3 годами, лишь в одном из случаев — 4 годами [2].

Наибольшая частота моментов относится к положительным сдвигам (повышения функционального уровня)- на долю этих конструктивных процессов приходится 46,6 % от общего числа моментов. Обращает на себя внимание и значительность отрицательных сдвигов (моментов понижения), достигающих 39,2 %. Однако, как отмечал Б. Г. Ананьев, ряд подобных отрицательных сдвигов предшествовал оптимумам и являлся, таким образом, скрытым периодом перестройки функций, подготавливающим ее подъем.

Это противоречивое совмещение разнородных процессов и образует сложную структуру развития психофизиологических функций взрослого человека. Интересно отметить, что данная структура видоизменяется в различные периоды [2].

Наибольшая концентрация конструктивных сдвигов характерна для раннего (18—22 года) и среднего возраста (23—32 года), а отрицательных сдвигов — для двух периодов, отличных друг от друга (23—27- 33—35 лет). Стабилизация в наибольшей мере характерна для 33—35 лет, являющихся предельными для изучавшихся Б. Г. Ананьевым возрастных контингентов [2].

Примечательно, что эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (например, общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции), так и нейродинамические характеристики. Так, наибольшие величины положительных сдвигов отмечены были в общем интеллекте, динамичности торможения, вербальном интеллекте и т. д., а наименьшие — в невербальном интеллекте, с одной стороны, динамичности возбуждения — с другой [2].

Не менее интересны качественные характеристики отрицательных сдвигов. Наибольшие величины сдвигов были отмечены в области невербального интеллекта, памяти, динамичности возбуждения, психомоторике, а наименьшие в мышлении. Что касается моментов стабилизации, то наибольшие величины относятся к области вербального интеллекта и внимания [2].

Несомненно, что отмечаемые структурные особенности психофизиологического развития взрослых людей имеют общий характер и характеризуют его многоуровневую природу. Структурность общей природы развития в периоды зрелости проявляется в сложных противоречи­ вых зависимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности изменений. Наиболее очевидны эти зависимости между логическими и мнемическими функциями в их развитии, что объясняется их принадлежностью к одному классу интеллектуальных процессов - переработки информации. В интеллектуальном развитии взрослых людей моменты повышения мнемических функций предшествуют моментам повышения уровней развития логических функций. Больше того, в ряде микропериодов моменты повышения одной из функций сочетаются с моментами понижения уровня развития другой. Весьма примечательны противоречивые связи между вниманием и интеллектуальными функциями [2].

Эти сложнейшие взаимосвязи в развитии различных познавательных функций, выявленные Б. Г. Ананьевым, вызвали интерес исследователей зрелого возраста. А. А. Бодалев отмечает, что стойкое проявление мотивации достижения делает человека более упорным в его попытках осуществить поставленную цель, и, таким образом, как свидетельствует житейская практика, создаются благоприятные условия для развития его способностей. Суть этого такова: положительные изменения в личности человека (в его мотивационной сфере) выступают условием его движения по восходящей как субъекта деятельности благодаря дальнейшему развитию его способностей. А достигшие более высокого уровня развития его способности позволяют человеку совершать более масштабные и оригинальные по своей неповторимости деяния, которые очень часто сопровождаются переживанием успеха. А последнее, возникая, в свою очередь благотворно действует на мотивационную сферу человека, которая активно побуждает его к решению более трудных задач, чем те, которые он решал до этого [3].

Как отмечает А. А. Бодалев, Б. Г. Ананьев, имея в виду эти сложнейшие и порой очень противоречивые процессы, в неразрывном переплетении друг с другом, разворачивающиеся во внутреннем мире человека, не переставал подчеркивать постоянство этого мира и меру фундаментальности, глубины и напряженности этой его работы (переосмысление опыта под влиянием информации, более или менее глубоко задевающей эмоциональную сферу, рождение ранее не имевшихся собственных позиций, коррекция убеждений, выстраивание направлений самоопределения и нахождение способов воплощения его в поступки и дела, не тривиальный, мучительно тяжелый поиск творческого решения профессиональных проблем) [3].

До сих пор речь шла о механизмах изменения познавательных функций в зрелом возрасте. Данные отечественных и зарубежных психологов позволяют также проследить общую закономерность динамики этих функций в зрелости.

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются [5].

Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41—46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Вместе с тем обнаружено, что наиболее высокий уровень развития у 41—46-летних людей имеет функция внимания и самый низкий уровень характерен для функции памяти. Наиболее значимые повышения уровня развития психических функций имеются в 41 и 44 года, а наиболее заметные снижения отмечаются после 44 лет (в 45 и 46 лет). Это еще раз подтверждает принципиальное теоретическое положение в психологии развития о гетерохронности созревания, сохранения и угасания различных функций в структуре психики человека на протяжении его онтогенеза [5].

У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия- в 35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов- между 40 и 55 годами - кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта [5].

Техническое перевооружение производства и возникновение новых профессий требует не только ориентации и переориентации, но и дообучения и переобучения взрослых непосредственно в процессе их трудовой деятельности. Все эти особенности развития общества означают и новые, значительно большие, чем когда-либо в истории человечества, требования к интеллекту взрослого человека, его мобильности и переключаемое™. Эти требования не ограничиваются суммированием, обобщением и отбором информации, они включают в себя преобразование концептуальных систем и самого аппарата деятельности. В данном случае речь идет об интеллектуальных потенциалах человека, его готовности к определенному ходу индивидуального развития, о характеристике психофизиологических возможностей его обучения, обучаемости на всех этапах онтогенеза [10].

В этом плане представляют интерес различные данные по особенностям интеллектуального развития взрослого человека, обогатившие теоретические представления о закономерностях такого развития. Большинство исследователей приводит относительно ранние сроки появления оптимумов функционального развития и постепенное их снижение с возрастом. Так, Фульдец и Ровен, рассматривая логическую способность, считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то дальнейшая характеристика будет выглядеть: 30 лет — 96 %, 40 лет - 87 %, 50 лет - 80 %, 60 лет - 75 %. Следовательно, оптимума интеллектуальные функции достигают в юности. В дальнейшем характеристика интеллекта определяется двумя факторами: внутренними и внешними. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллектуальный прогресс более длителен, и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и несколько затормаживает эволюцию. В. Овенс и Л. Шоэнфельд на основе ряда исследований показали, что вербально логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Лонгитюдным методом прослежено резкое возрастание индексов от 18 до 50 лет и установлено незначительное снижение этих индексов у людей, занимающихся творческой деятельностью, к 60 годам. По Д. Векслеру, интенсивное интеллектуальное развитие возможно с 19 до 30 лет. Пики некоторых функций, например лексических, достигают оптимума в 40 лет. В комплексных исследованиях под руководством Б. Г. Ананьева показано, что на всем диапазоне от 17 до 50 лет жизни человека существует неравномерное развитие вербально-невербальных компонентов интеллекта. Критическими периодами в развитии интеллекта являются периоды 20-летнего возраста, 23-летнего, 31 год, 34 года, 42 года, 43 года, сензитивными периодами можно считать периоды 19, 24, 25, 30, 44, 49 лет. Оказались исключительно важными не только уровень развития интеллекта, но и структура соотношения вербально-невербальных его компонентов.

Еще большее значение имеет уровень образования [10].

Данные показали, что сам процесс учения является фактором оптимизации интеллектуального потенциала. Улиц с высшим образованием, продолжающих обучаться, уровень высокого интеллекта сохраняется на всем исследуемом диапазоне [10].

Таким образом, Б. Г. Ананьев [1,2] доказал, что интенсивность изменения интеллектуальных функций в зрелости зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним — образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека- в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека [5].

Вопросы контрольной работы

1. Каковы были основания для включения изучения психологии зрелого возраста в предмет психологии развития? [1, 2, 3, 12].

2. Каковы задачи развития в зрелом возрасте? [3, 4, 8, 11,12].

3. Опишите особенности развития личности в зрелом возрасте. В чем сущность понятия «зрелая личность»? [3,4, 8,11,12].

4. Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте? [3, 5, 14].

5. Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающие человеку достичь «акме»? [3,4,8,11].

6. Каковы особенности динамики познавательных функций в зрелом возрасте? |Д, 2, 3, 10].

7. В чем проявляется принцип гетерохронности в развитии познавательных функций в зрелом возрасте? [1,2, 3, 10].



Дайте определения следующих понятий

> Зрелая личность.

> Акме.

> Самоопределение личности.

> «Взросление» взрослого человека.

> Высшее Я.

> «Зрелые» отношения человека к жизни.

> Социализация взрослого.

> Самореализация.

> Самопротяженность зрелой личности.

> Кризис середины жизни.

> Гетерохронность развития.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте