Общая характеристика развития человека в онтогенезе
Видео: Урок биологии №41. Эмбриональное развитие.
Развитие человека в онтогенезе — необратимое, направленное, закономерное изменение организма человека и его психики во всех их проявлениях, происходящее на протяжении всей его жизни.Развитие человека, если иметь в виду развитие отдельного человека, есть необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в него системами, как личности, ядром которой являются отношения человека к разным сторонам действительности, и как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отношения, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех деятельностях, которыми человек занят.
Из сказанного должно быть понятно, что не всякие изменения, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.
Так, в его организме постоянно происходят изменения, которые обратимы, которые лишены направленности или которые не носят закономерного характера. И тогда эти изменения не означают развития и не работают на него.
То же относится к изменениям и в личностной сфере человека. Если они несут в себе характеристики обратимости, ненаправленны и незакономерны, они тоже лишены качества развития. Сказанное имеет прямое отношение и к развитию человека как субъекта. Не все изменения, происходящие в нем при выполнении разных видов деятельности, можно квалифицировать как развитие.
О развитии человека свидетельствуют изменения в его организме, в его личности и в нем как субъекте, помимо тех трех признаков, которые названы выше и которые означают в конечном счете прогресс, движение по восходящей. Последствием их в результате количественных накоплений оказывается качественная перестройка в жизнедеятельности систем организма человека, в отражении действительности его психикой, инициировании и регулировании его поведения. Поведение человека определяется на этой стадии не только натуральными, базисными, но и высшими (бытийными, по А.Маслоу) потребностями, благодаря превращению основных ценностей жизни и культуры в его собственные ценности которые в его внутреннем мире, трансформируясь в нравственные эталоны, направляют работу совести личности.
Вместе с тем, трактуя развитие как процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам в функционировании систем организма человека, в отношениях человека к действительности, в нем, как в субъекте познания, общения и труда, который имеет прогрессивный характер, абсолютизировать это положение никак нельзя, поскольку даже при упрощенном прослеживании основных тенденций этого процесса отчетливо видно, что для первой половины жизни человека, включая его взрослость, как правило, характерно развитие по восходящей, а затем все определеннее дают себя знать инволюционные изменения.
Взрослость — возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18—20 годам, а окончание — к 80-ти.
Они идут и в организме человека и распространяются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.
А если быть более точным: анализ развития выявляет сложнейшую и полную противоречий картину этого процесса: неодновременность достижения наиболее высокого уровня в развитии разных систем организма человека относительно простых и совсем сложных в его психике образований и такую же неодновременность, гетерохромность начала их инволюции и неодинаковость быстроты ее протекания.
Еще более глубокое проникновение в содержательные характеристики процесса развития, в формы его протекания и в его динамику позволяет увидеть отсутствие, так сказать, сплошной и постоянной однонаправленности — эволюционной или инволюционной, — изменений, происходящих в системах организма человека и в его психике — в функциях, процессах, состояниях и свойствах. Хотя общая тенденция процесса развития в направлении к прогрессу или, наоборот, к регрессу и дает себя обязательно знать, но изменения, происходящие в органе, системе, функции, других образованиях, какое-то время могут вызывать положительный результат, затем давать ухудшение показателей и после снова означать их подъем. И точно так же очень неровными по характеру происходящих в них изменений оказываются и инволюционные процессы, идущие в индивидной, личностной и субъектной составляющих человека.
Вместе с тем, какой, так сказать, окончательный вектор несут в себе названные изменения и в отдельных органах, и в их функциях, и в организме человека в целом, и в его психических процессах, состояниях и свойствах, в нем как целостно рассматриваемой личности или субъекта деятельности, это показывает только время. Именно оно выявляет направленность развития.
На все эти более простые и более сложные и индивидные, и личностные, и субъектные образования в человеке действует множество факторов, как способствующих развитию, так и затрудняющих и даже исключающих его. И внутри их постоянно идут взаимосвязанные процессы как с положительным, так и с отрицательным, а часто и с нейтральным для развития знаком. И сами индивидная, личностная и субъектная ипостаси человека с разными последствиями непрерывно воздействуют друг на друга, а возникающие между всеми ими противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их более глобального или парциального развития.
Но, конечно, для того чтобы понять, какими будут в каждом случае последствия этого множества всяких и разных противоречий, необходимо знание внутренней структуры и характера и, так сказать, назначения деятельности развивающихся органов, их процессов, свойств, относящихся и к организму человека в целом, и непосредственно к его психике во всех ее модификациях, а также и к их взаимодействиям на всех уровнях, и обязательно наличие представлений о том, какие изменения в них означают прогресс, остановку или регресс в их организации и функционировании и даже, может быть, свидетельствуют о переходе их в новое качество.
В человеке совокупности его индивидных, личностных и субъектных характеристик следует рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, в каждом случае имеющих качественно свою, так сказать, частную феноменологию, закономерности и механизмы функционирования, обеспечивающие жизнедеятельность каждой из этих подсистем, отличающейся от других своими содержанием и формой бытия. И интеграция деятельности всех их в одно целое — здравствующего человека, удовлетворяющего свои потребности, отражающего действительность, относящегося к ней, преобразующего ее и себя самого, — это хотя и высший уровень интеграции, обеспечивающий общую жизнедеятельность в целом системы человек, но и в ней, как и в каждой из входящих в нее подсистем и как в окружающем человека макромире, но, правда, по-своему дают о себе знать и действуют выявленные наукой возникновение порядка из хаоса и время от времени появление бифуркаций, непрерывность и прерывность, количество и качество, необходимость и случайность, возможность и действительность.
Все выявленные выше очень общие характеристики процесса развития отдельного человека как природного и социального существа дают себя знать на протяжении всей его жизни, но на каждой возрастной ступени они конкретизируются и обогащаются за счет присущих только ей особенностей. В этом смысле не представляет исключения и ступень взрослости, которая, главным образом интересует акмеологию.
Вместе с тем среди многих проблем, которые оказываются актуальными при научном освещении особенностей развития человека именно на этой ступени, одной из наиболее значимых выступает проблема соотношения феноменов взрослости и зрелости.
Зрелость — ступень в развитии человека, когда он становится способным полноценно выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально, и индивидуально продуктивно проявлять себя в качестве деятеля в той или другой конкретной области труда.
Поделиться в соцсетях:
Похожие