lovmedgu.ru

Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений

Видео: Социальная психология. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.

Определяя социально-психологические особенности офицерского состава, в первую очередь следует отметить, что офицеры составляют основной костяк воинской части. Именно они являются непосредственными организаторами учебно-боевого и воспитательного процессов. Однако следует учитывать, что по своим социально-психологическим характеристикам офицерский состав также не однороден. В интересах повышения объективности и практической значимости даваемых социально-психологических характеристик офицерского состава целесообразно эту категорию условно разделить на две большие группы: офицеры первого периода службы и офицеры, имеющие значительный служебный опыт, находящиеся на втором, завершающем этапе своей служебной деятельности. К первой группе, как правило, относятся молодые офицеры и большинство младших офицеров (естественно, в эту группу не попадают те, кто в 35-40 лет находится в звании старшего лейтенанта или капитана).

Во вторую группу целесообразно включить тех, кто заканчивает службу, и большинство старших офицеров. Рассмотрим общую социально-психологическую характеристику каждой из выделенных групп офицерского состава в виде совокупности положительных и отрицательных качеств, знание которых позволит выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия с ними.

К наиболее существенным позитивным характеристикам офицерского состава первой группы целесообразно отнести: сформированные мировоззренческие позиции- социальную зрелость- широту интересов- склонность к воинской профессии- осознанный выбор вида Вооруженных Сил, рода войск- хорошую теоретическую подготовку- старательность, исполнительность, дисциплинированность- доверие к опыту старших офицеров- профессиональное честолюбие, потребность совершенствоваться в избранной профессии- стремление к самостоятельности, инициатива, желание проявить себя, продвинуться по служебной лестнице- повышенная потребность в общении- близость к солдатам и другие качества.

Противоположность перечисленным составляют следующие характеристики этой группы офицерского состава: недостаток опыта- непрочность убеждений- восприимчивость к негативному влиянию среды- высокая ранимость- максимализм в оценках- эмоциональность- поспешность в решениях и поступках- слабые навыки в работе с людьми- приверженность к жесткому прагматизму в выполнении своих обязанностей- нередко, особенно в последнее время, проявляется стремление найти применение своим профессиональным знания и умениям вне флотских (воинских) подразделений- недостаточная сформированностъ навыков в преодолении служебных и бытовых трудностей- неясное представление перспектив своей служебной карьеры- неудовлетворенность бытом, материальным положением, организацией досуга и др. В результате значительная часть молодых офицеров оставляют армию и флот в первые 5 лет военной службы.

Характеризуя офицерский состав второй группы, следует обратить особое внимание на такие присущие ей положительные качества, как жизненный и служебный опыт- высокий профессионализм- ответственность- требовательность к себе и подчиненным- развитая коммуникабельность- хорошие навыки и умения в работе с людьми- способность принимать взвешенные решения- профессиональное честолюбие- адаптированность к ограничениям личной свободы и жесткой регламентации служебной деятельности и личной жизни- сосредоточенность на служебных делах- дисциплинированность и др.

В качестве негативных характеристик следует отметить сформировавшиеся к этому времени склонность к консерватизму (шаблону деятельности)- прочное доверие своему служебному и коммуникативному опыту- крайне редкий отказ от привычных, в том числе и отрицательных, стереотипов поведения и служебной деятельности (что, по замечанию В.О.Ключевского, возможно, характеризует не столько твердость убеждений, сколько инерцию мысли). В большинстве случаев ими отдается предпочтение административным, командным методам работы с людьми, реже используется потенциал других методов- превалирование материальных интересов в мотивации службы- проявление служебного снобизма, авторитарного стиля поведения, покровительственного тона во взаимоотношениях- наблюдается определенное снижение служебной активности в силу так называемых «предпенсионных настроений»- у многих присутствует ощущение социальной, моральной и материальной незащищенности, определенной ущербности в социальном плане по сравнению с представителями других слоев общества равного уровня подготовки и квалификации- чувствуется, а иногда подчеркнуто демонстрируется так называемая служебная усталость и др.

Социально-психологическая характеристика мичманов и прапорщиков имеет свои сложности и противоречия. Рекрутируясь зачастую из числа матросов (солдат) и старшин (сержантов) корабля (части), они длительное время могут нести на себе отпечаток социально-психологических особенностей этой категории. Но в целом следует отметить более высокий по сравнению с ней образовательный уровень.

Положительным фактором является и вполне осознанный, глубоко осмысленный выбор вида профессиональной деятельности. Как правило, подписывая контракт на службу в качестве мичмана или прапорщика, человек располагает полной информацией об условиях и особенностях службы на конкретном корабле, и они его устраивают. Мотивами могут выступать и близость к дому, и возможность получить специальное или высшее образование, открывающиеся служебные перспективы, жилищные, финансовые и другие материальные льготы, связанные с военной службой. Не последнюю роль в этом плане играют и приобретение социальной стабильности, устойчивого заработка, защиты от безработицы. Все это активизирует служебную деятельность мичманов (прапорщиков), подпитывая их стремление к профессиональному совершенствованию.

Учитывая широкий диапазон различий служебного опыта, образования, профессионализма, выслуги лет мичманов и прапорщиков,

командир получает благоприятную возможность кадрового маневра, который в свою очередь может стать стимулом служебной активности рассматриваемой категории военнослужащих.

Вместе с тем важно видеть и негативные характеристики этой категории. Первое время после окончания школы мичманов (прапорщиков) может обнаруживаться их профессиональная и организаторская несостоятельность, случаи панибратства с подчиненными, неумение должным образом предъявить требовательность к ним. Нередко в их деятельности проявляются стремление избежать служебных нагрузок и занять относительно самостоятельную должность без подчиненных, при минимальном контроле со стороны офицеров- безынициативность- попытки решать личные вопросы за счет служебного времени и должностного положения. Если служебная активность прапорщика мотивирована в основном материальными стимулами, то, как правило, она резко падает при достижении ожидаемых от службы материальных благ (получение жилья, окончание среднего специального или высшего учебного заведения, овладение выгодной для гражданской работы специальностью и т.д.).

В целом социально-психологические особенности мичманов (прапорщиков) и военнослужащих контрактной службы имеют много общих черт. В социально-психологической характеристике военнослужащих контрактной службы также целесообразно исходить из рассмотрения совокупности положительных и отрицательных черт. К положительным особенностям этой категории можно отнести следующие: добровольность принятого решения служить на флоте или в армии- понимание и принятие необходимости выполнять условия контракта- материальная заинтересованность в профессиональном совершенствовании- влечение к воинскому порядку и культуре- стремление в совершенстве овладеть своей специальностью, доказать свою профессиональную пригодность- приверженность флоту или избранному виду Вооруженных Сил, роду, войск, сознательность выбора места службы- как правило, более добросовестное по сравнению с военнослужащими по призыву отношение к выполнению повседневных служебных обязанностей и др.

Однако относительно военнослужащих контрактной службы пока не удается поставить мощный фильтр на пути проникновения в армейскую среду представителей так называемого «социального дна». Другими словами, контракт подписывают далеко не лучшие граждане нашего общества. Следует обратить внимание на рыхлость мотивов службы по контракту. Как показывают социологические исследования

последних лет, в мотивации превалируют материальные интересы и очень незначительно дают себя знать мотивы широкого социального плана. В этой связи их преимущественная активность в служебной деятельности направлена на реализацию своих прав и льгот, а не на выполнение обязанностей. Как правило, уровень общеобразовательной подготовки и духовной культуры, подписывающих контракт на службу, невысок. Слаба и профессиональная подготовка даже тех, кто приходит в часть после окончания учебных центров. Со стороны военнослужащих контрактной службы часто проявляется неготовность к существенным ограничениям и жесткой регламентации воинского быта.

Кроме того, относительно небольшой срок существования этой новой категории военнослужащих в армии и на флоте ознаменован ростом грубых нарушений воинской дисциплины, связанных с пьянством (причем запойным), наркоманией, специфичными видами неуставных взаимоотношений, конфликтами с военнослужащими срочной службы, хищениями материальных ценностей, оружия и др.

В социально-психологической характеристике военнослужащих по призыву наиболее важным является учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости. Остановимся на некоторых из них.

К 18—20 годам у человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. Исследования свидетельствуют, что к 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека. Это обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В целом этому возрасту присущи целый ряд существенных противоречий.

1. С одной стороны, широкий кругозор, любознательность, энергия, чувство нового, стремление проявить себя, а с другой — это соседствует с пессимизмом, апатией, правовым нигилизмом, бравадой, непоследовательностью, распыленностью интересов.

2. Стремление к самостоятельности, независимости суждений и действий и, в то же время, приверженность групповому влиянию, поддержке авторитетными лицами своих взглядов. У этой категории военнослужащих проявляется устойчивая зависимость от мнения компании сверстников, ближайшего окружения, которые, в этом случае, играют роль референтной группы.

3. Потребность в самоутверждении, вместе с тем скромность арсенала форм, методов и средств самовыражения личности, недостаточность жизненного опыта. Зачастую это заставляет их прибегать к нравственно ущербным, а иногда и юридически незаконным приемам.

4. В оценках, высказываниях и отношениях проявляется стремление к определенности, четкости, однозначности. Эти качества объясняются юношеским максимализмом, стремлением любыми способами отстоять свое мнение (довольно часто ошибочное или спорное). Однако это соседствует с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументации, недостаточной настойчивостью и непоследовательностью в достижении цели.

5. Острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, а это влечет за собой повышенную конфликтность, возбудимость, торопливость в принятии решений и в действиях.

6. К 18 годам у молодого человека уже сформированы многие черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия же военной службы требуют их пересмотра, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.

7. 18-20 лет - это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с приближением кульминационного периода половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие сексуальные потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств для их удовлетворения.

8. Многое воспринимается в романтическом свете. Юношей притягивает романтика военной службы. Однако при столкновении с прозой и обыденностью флотских и армейских будней у молодого человека может возникнуть реакция протеста, формы проявления которой многообразны: от ухода «в себя» до демонстративного агрессивного поведения или бурного выражения других негативных эмоций.

Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также социальные болезни и беды, особенно обострившиеся в постперестроечное время.

Говоря о женщинах-военнослужащих, в первую очередь следует выделить высокую исполнительность этой категории, дисциплинированность, стремление к порядку и аккуратности на рабочем месте. Их присутствие культурно облагораживает взаимоотношения в коллективе, в определенной степени стимулирует социальную и служебную активность мужчин. Замечено: где в подразделении служит больше женщин, там меньше случаев пьянства, неуставных взаимоотношений, самовольных отлучек, грубости в межличностных взаимоотношениях.

Вместе с тем следует отметить и то, что на женщин нельзя в полном объеме возложить выполнение служебных обязанностей (например, выходы кораблей, боевые стрельбы, строевые занятия, учения за пределами береговой части и т.д.), так как сказывается специфика физического развития и возможностей женского организма, а также свойственные им регулярные физиологические циклы, Кроме того, у женщин семейные проблемы, как правило, отражаются на службе больше, чем у мужчин-военнослужащих. Следует также учитывать и повышенную эмоциональность женщин, которая в сугубо женских воинских коллективах часто становится причиной конфликтов и склок.

Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют психологическую структуру военного коллектива и особенности взаимоотношений в них.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Социально-психологическая характеристика субъектов взаимоотношений