lovmedgu.ru

"Теоретико-методологические проблемы конфликта"

Учебные вопросы:

1. Развитие конфликтологических идей в философии Древнего времени и раннем Средневековье.

2. Проблемы конфликты в 19 - 20 веках.

3. Методологические принципы конфликтологии.

4. Основные подходы к пониманию конфликтов.

5. Основные виды анализа конфликтов.

6. Универсальная понятийная схема изучения конфликта.

Вопрос 1. Источники конфликтологических знаний :

1) - философские взгляды мыслителей древности и средневековья .

2) - Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений.

3) - Осмысление проблемы конфликта в литературе, живописи, языке и других видах искусства.

4) -Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

1 век д. н.э Китайские мыслители

Большую роль в развитии конфликтологии сыграли философы – теологи : Фома Аквинский.

Осмысление проблемы конфликтов в рамках литературы, живописи и др. видов творчества.

4 источник : практические конфликтологические знания содержащиеся в индивидуальном опыте!

«В споре рождается истина»

Видение К-ов в трудах мыслителей древнего мира.

Древние философы считали, что сам по себе К-т не плох и не хорошо, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «К-т» они еще не употребляли, но уже видели, что К-т не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь его часть.

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.По мнению древнего китайского философа Лао-цзы (579 – 499 гг. д н.э) – главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько дополняют друг друга, образуют гармонию Единого. Этим взглядом созвучны идеи древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535 – 475 до н.э.).

Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и К-ты. Древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 до н.э._ считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушала несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

Толкование природы конфликта в эпоху Средневековья.

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея». Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей. Постановка этих вопросов явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. (По мнению богословов - природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него). Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Конфликтологические направления в науках :

1) Философия

2) История

3) Политология (разрабатывает решения проблем конфликтов социума)

4) Педагогика. (проблемы коллективов обучающихся).

5) Социология.

Вопрос 2. Проблемы конфликта в 19-20вв

Основные социальные конфликты 19-20- века:

1) Карл Маркс «Конфликт социальных групп»

2) Льюиз Козер «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус». Жесткое отношение к ценностям общества приводит к конфликту!

3) Георг Зиммель «Социальная конфликтология» (конфликт между индивидом и обществом)


4) Маркс Вебер «Направленность конфликта»

5) Рольф Дарендорф «Конфликт и свобода», «Конфликт после класса»

Рассмотрение конфликта на трех этапах:

1) Рассмотрение конфликтных интересов, предоставляемых двумя соц. позициями( противоположными)

2) Организация фактических групп( группа интересов)

3) Рассмотрение конфликта в ярко-выраженной идентичности(нациях, полит. организациях)

Вопрос 3. Методологические принципы конфликтологии.

1-Общенаучные принципы.

1) Развитие .

2) Всеобщие связи

3) Диалектического единства теории эксперимента и практики.(Модели как теоретического знания так и практической реализации знаний невозможно строить без достаточно обоснованных процедурных моделей)

4) Объективности (ориентирует на минимизацию личных , групповых интересов, установок на процесс и итоговые результаты работы с конфликтами).

5) Конкретно- исторического подхода (ориентирует на изучение конфликтов в системе конкретных условий в которых они развеваются)

6) Соблюдение законов диалектики. Учёт основных философских закономерностей ,так и владения ключевыми парными категориями диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода от количественным к качественным явлениям, закон отрицания отрицания.)

7) Системного подхода.( Конфликты нужно рассматривать как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящих в качестве подсистем более качественного уровня )

2-Конкретно-научные принципы.1) Междисциплинарности.(ориентирует на максимально широко применяемых знаний).

2) Преемственности.(Требует использование всего научного знания выработанного по конкретной проблемы).

3) Эволюционизма.(заставляет нас ориентироваться в основных закономерностей эволюции и динамики конфликтного взаимодействия, что позволяет учитывать влияние закономерностей ).

4) Личностного подхода.(С его подаци нами должна формулироваться необходимость явления и учёта всех конкретных личностных особенностей всех участников конфликтов).

5) Принцип поиска скрытого содержания конфликтов. (Необходимость изучения не только доступной информации но и учёта скрытых и глубинных сторон конфликтов ).

Вопрос 4. Основные подходы к пониманию конфликтов.

Дарендорф « конфликт рассматривается ни как благо само по себе, а как неизбежный способ преодоления противоречий структур и сообщества в целом». « конфликт не заканчивается войной»

Дюверже «политика - есть война, но без вооруженных конфликтов»

Выделяют единые сущностные свойства:

1. Наличие противоречия(между интересами, целями, мотивами)

2. Противоборство, стремление нанести ущерб оппоненту

3. Негативные чувства и эмоции как фоновые характеристики

Категории: понятие и структура, его динамика и стадия развития, функции и типология.

Конфликт- отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Противодействие субъектов в конфликтах может разворачиваться в трех сферах:

1) Общение

2) Поведение

3) Деятельность

Социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредотачивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Вопрос 5. основные виды анализа конфликтов.

Возникновение

Осознание

Понимание и выбор стороны

Виды системного анализа конфликта:

1) Системно- функциональный

2) Системно- информационный

3) Системно- структурный

4) Системно- генетический

5) Системно- содержательный

6) междисциплинарный

К=П+П+П= ЗП

Структура конфликта:

1. противоречия

2. противодействие

3. переживания

Основные способы разрешения конфликтов:

1) соглашение

2) соглашение вследствие законодательных сил

3) соглашение вследствие воздействия одной из сторон на другую

4) потеря актуальности с течением времени

Вопрос 6. Универсальная понятийная схема изучения конфликта.

Конфликт:

1) исследование и диагностика

2) завершение

3) предупреждение

4) системно-информационное описание

5) генезис

6) сущность

7) классификация

8) структура

9) функции

10) динамика<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » "Теоретико-методологические проблемы конфликта"