Механизмы и принципы психического развития
Видео: К.П. Петров. Общая Теория Управления: 2. Вводная лекция (часть II)
Рассмотрим механизмы психического развития. Механизмы психического развития – это совокупность взаимосвязанных обстоятельств внутреннего и внешнего мира, способствующие становлению и функционированию психических образований. Среди таких механизмов психического развития выделяют социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразование психического развития.Социальная ситуация развития представляет собой специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Данное понятие, как механизм психического развития, выявил Л.С. Выготский. По его мнению, социальная ситуация развития появляется в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Как механизм она действует через наличие деятельности (содеятельности, предметного взаимодействия) и переживаний от контакта ребенка с социальной средой.
Ведущий вид деятельности рассматривается как деятельность, которая способствует формированию другой деятельности, психологических новообразований и на определенном возрастном этапе является преобладающим занятием. При переходе из одного возраста в другой ведущая деятельность меняется и ведет за собой изменения в психике и поведении. Каждый возрастной этап развития имеет определенную ведущую деятельность, смена которой еще является признаком перехода человека из одного возраста в другой. При этом сохраняются усвоенные виды деятельности. Именно ведущая деятельность создает условия для овладения нового опыта и отработки старого.
Психологические новообразования определяются как качественные и количественные изменения в психике и поведении человека, появляющиеся в результате развития на определенном возрастном этапе (чаще в результате переживания возрастного кризиса). Данные образования являются показателями возрастного развития, дают основу для становления иных новых или преобразованных психических функций и свойств личности.
Кризис развития также рассматривается как механизм психического развития. Л.С. Выготский под ним понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов, изменений и переломов в личности. Кризис он называл переломным пунктом в нормальном течении психического развития. Как механизм развития он действует через противоречия между возрастающими психофизическими возможностями и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой, которые возникают у человека, когда тот завершил какой-то цикл и переходит к следующему этапу. Сущность
кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой.
Кроме указанных механизмов психического развития выделяют следующие.
Интериоризация психического развития, как механизм, характеризуется постепенным формированием внутренней структуры психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения. Другими словами, это переход функций из внешнего во внутренний план психической деятельности. Практически все психические функции отрабатываются вовне с помощью орудий труда, знаков общения, предметов окружающей действительности, а затем они превращаются в средства управления собой и реализации деятельности (взаимодействия с внешним миром) в уме.
Идентификация как механизм психического развития осуществляется через уподобление, отождествление с кем-либо или с чем-либо. При этом у человека возникает стремление приобрести такие же признаки и свойства отождествляемого объекта. В результате данного механизма происходит формирование черт личности, социальных ролей, поведенческих стереотипов, ценностных ориентаций, половой принадлежности и др.
Конформизм также выступает как механизм психического развития. Он определяется как процесс изменения мышления и поведения в сторону согласия с группой (малой или большой) в ответ на реальное или воображаемое ее давление. Под таким давлением человек находится с рождения и в итоге формируются определенные качества личности, социально адаптивные или иные формы поведения.
Теперь перейдем к рассмотрению принципов психического развития16. Под принципом понимается правило, которое определяет, в нашем случае, развитие психики. Выделяют три основных принципа психического развития.
Первый принцип – принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития систем. Исходным моментом любого развития является спектр индивидуальных противоречий и действий. Единообразие, устойчивость и равновесие – это тупики эволюции. Когда существует противоборствующая сторона, условия, требующие приспособления, ситуации выбора, наличие слаборазвитой функции и т.п., тогда идет движение в сторону совершенствования, коррекции, создания нового в психике человека, чтобы «неравновесное» состояние уравновесить. Но вновь может появиться иное противоречие, которое приведет к неравновесию в системе организма и будет вызывать активность для разрешения сложившейся ситуации развития. Таким образом, устойчиво существующее и возникающее неравновесие дает источник развития систем организма. При этом неравновесие имеет динамику, то есть оно постоянно появляется после некоторого затишья в развитии и проявляется через возникновение противоречий развития.
Второй принцип – принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы.
Он гласит, что человек имеет тенденцию к сохранению имеющегося через наследственность (что заложено в генотипе), которая передает без искажений информацию из поколения в поколение. Но также человек содержит в себетенденцию к изменению через постоянное приспособление к среде обитания. Причем противоположность таких тенденций не мешает полноценному психическому развитию, а напротив способствует ему. Наследственность обеспечивает постоянство видовых признаков психики человека, а изменчивость – активность приспособления унаследованной психики к постоянно меняющимся условиям среды.
Третий принцип – принцип дифференциации и интеграции, который выступает в качестве критерия развития структуры психики. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности к состояниям большой дифференцированности и иерархической интеграции ». В развитии психики постоянно происходит усложнение и ответвление (дифференциация) психических функций и свойств, а при реализации и произвольном подключении – их объединение и взаимосвязь (интеграция).
Поделиться в соцсетях:
Похожие