Тематический план дисциплины«медицинская генетика»
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯИ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ
Студент должен иметь представление:
- об историческом развитии науки-
- о вкладе отечественных ученых в развитие медицинской генетики-
Студент должен знать:
- основные достижения в области генной инженерии, биотехнологии, клонирования.
Содержание
Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость. Механизмы наследственности и изменчивости. Молекулярная генетика, ее основные задачи.
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ И ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Студент должен иметь представление:
- о химическом составе клетки-
- о структуре клетки.
Студент должен знать:
- генетическую роль нуклеиновых кислот-
- свойства генетического кода-
- механизмы реализации наследственной информации-
- строение и функции хромосом-
- механизм и стадии митоза, мейоза.
Студент должен уметь:
- пользоваться кодовыми таблицами по составу аминокислот-
- решать задачи по молекулярной биологии.
Содержание
ДНК- носитель наследственной информации, Строение и функции РНК. Генетический код и его свойства. Репликация ДНК. Репарация ДНК. Синтез белка.
Строение и типы метафазных хромосом человека. Понятие кариотипа. Современные методы цитологического анализа хромосом. Понятие о гетеро- и эухроматине. Половой хроматин. Основные типы деления эукариотических клеток. Клеточный цикл, его периоды. Биологическое значение митоза. Биологическое значение мейоза. Развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека.
РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ
Студент должен иметь представление:
- об истории открытия законов наследования.
Студент должен знать:
- сущность законов Менделя-
- типы наследования менделирующих признаков
- отклонения от законов Менделя
- виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов
- сущность хромосомной теории
- наследование признаков, сцепленных с полом.
Студент должен уметь:
- решать задачи на моно-, ди-, полигибридные скрещивания-
- решать задачи по наследованию групп крови и резус-фактора.
Содержание
Сущность законов Менделя. Типы наследования менделирующих признаков у человека. Генотип. Фенотип. Множественные аллели. Наследование групп крови. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках. Хромосомная теория Т. Моргана. Сцепленные гены, кроссинговер. Карты хромосом человека.
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Студент должен иметь представление:
- о методах молекулярной биологии и генной инженерии.
Студент должен знать:
- сущность генеалогического, цитогенетического, близнецового, популяционно-статистического методов, область их применения.
Студент должен уметь:
- анализировать и составлять родословные схемы.
Содержание
Генеалогический метод. Методика составления родословных, их анализ. Особенности родословных при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном, сцепленном с полом наследовании. Близнецовый метод. Роль наследственности и среды в формировании признаков. Цитогенетический метод. Основные показатели для цитогенетического исследования. Кариотипирование- определение количества и качества хромосом. Популяционно-статистический метод. Методы пренатальной диагностики.
РАЗДЕЛ 5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА
Студент должен иметь представление:
- о динамике генетического груза у человека.
Студент должен знать:
- основные виды изменчивости-
- значение и механизмы комбинативной изменчивости-
- причины мутационной изменчивости-
- виды мутаций-
- сущность и область применения близнецового метода.
Студент должен уметь:
- владеть методами статистического анализа количественных признаков-
- владеть алгоритмом решения задач.
Содержание
Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Роль близнецового метода в выявлении роли наследственности и среды в формировании признаков человека.
Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Экзо-и эндомутагены. Классификация мутаций. Мутагенез, его виды.
РАЗДЕЛ 6. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПАТОЛОГИЯ
Студент должен иметь представление:
- о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях-
- о заболеваниях, обусловленных структурными аномалиями хромосом.
Студент должен знать:
- классификацию наследственных болезней-
- основные признаки и механизмы возникновения синдрома Дауна, синдрома Эдвардса, синдрома Патау-
- клинические синдромы при аномалиях половых хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера)-
- особенности генных мутаций и их фенотипические проявления у человека-
- причины и диагностику, лечение фенилкетонурии, галактоземии, болезни Гоше, болезни Тея-Сакса, мукополисахаридозов-
- Особенности ухода за больными с нарушениями обмена гормонов-
Студент должен уметь:
- владеть алгоритмом решения задач-
- делать раскладку аномальных кариотипов по фотографиям-
- составить примерное меню для больных, страдающих нарушениями обмена веществ.
Содержание
Наследственные болезни и их классификация.
Хромосомные болезни. Количественные и структурные аномалии аутосом. Болезнь Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом (синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
Причины моногенных заболеваний. Энзимопатии. Нарушения обмена аминокислот. Нарушения обмена углеводов, липидов. Мукополисахаридозы. Нарушения обмена гормонов. Особенности ухода за больными.
РАЗДЕЛ 7. МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Студент должен иметь представление:
- о евгенике
Студент должен знать:
- цели и задачи медико-генетического консультирования-
- показания к медико-генетическому консультированию-
- сущность основных методов исследования наследственности человека-
- сущность методов генетики соматических клеток-
- сущность методов пренатальной диагностики.
Студент должен уметь:
- проводить опрос пациентов-
- на основании проведенных исследований выделять пациентов группы риска.
Содержание
MЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРОСПЕКТИВНОЕ И РЕТРОСПЕКТИВНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ПОКАЗАНИЯ К МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ. МАССОВЫЕ, СКРИНИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. НЕОНАТАЛЬНЫЙ СКРИНИНГ НА ГИПОТИРЕОЗ, ФЕНИЛКЕТОНУРИЮ.
Поделиться в соцсетях:
Похожие