Явления индивидуального сознания и опыт их изучения в психологии
Видео: Роберт Адамс. Собрание Сатсангов — Рождения нет. (Аудиокнига Nikosho)
Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было понятие сознания. Явления индивидуального сознания в XVIII веке пришли на смену представлениям о душе и были призваны построить психологическое знание на основе собственных переживаний ученого. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по личному опыту, и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Это явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", изучая свою "внутреннюю душевную деятельность". Отсюда единственно возможным методом исследования была признана интроспекция - самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.Предполагалось, что человек, исследуя мир своих (и только своих) психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о свойствах психики всех других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.
Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что в отличие от души явления сознания суть не предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Дальнейшее развитие взглядов на природу сознания и его изучение связывается с психологией ассоционизма. В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоционистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Милля, А.Бэна, Г.Спенсера.
Дж. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж.Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.
Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Э.Торндайка, У.Джеймса.
Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф.Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.
Непосредственный опыт как предмет психологии
Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная Вундтом. Уникальным предметом психологии, по Вундту, является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.
Интенциональные акты сознания как предмет психологии
Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты-действия, которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне данных актов объект не существует. Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает "направленность на", так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.
Изучение сознания в структурной школе Э.Титченера.
Структурная психология - направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения). Структурная психология возникла в начале XX века. Ее научно-экспериментальные истоки относятся к опытам в лаборатории В.Вундта, однако данное направление приобрело статус самостоятельной школы благодаря американскому психологу Э. Титченеру и его последователям.
Один из самых «правоверных» учеников В.Вундта, англичанин Э. Титченер (1867—1927), приехал в США в 1892 г. после занятий философией и физиологией в Оксфорде, а затем двухлетней работы в вундтовской лаборатории. Он создал в Корнельском университете (США) оплот интроспекционизма, культивируя субъективный метод в такой изощренной форме, какая ни до того, ни после не встречалась в истории психологии.
Э.Титченер исходил из того, что психология должна строиться по образцу наук о природе, для чего необходимо определить с предельной точностью ее материал, найти исходные ингредиенты этого материала, а затем и всеобщие законы, по которым они объединяются в комплексы (структуры). Только после этого вопрос о психических функциях, т. е. о том, как эти комплексы работают, приобретает прочную основу.
Что же является первичным материалом психологии? В этом пункте и таился источник злоключений структурализма, обрекший его на неудачу. Психология, согласно Э.Титченеру, не может иметь своим объектом ничего, кроме сознания. Психическое совпадает с сознательным. Все, что находится за пределами сознания, относится к физиологии.
Разделение интроспекции и обычного самонаблюдения. Психологию Э.Титченер определяет как науку об опыте (experience) в его зависимости от испытывающей (experiencing) его личности. Поскольку же определение того, что относится к субъекту, и только к нему, — задача отнюдь не из легких (ибо требования жизни заставляют сознание сосредоточиваться на значениях вещей, а не на «опыте» в его зависимости от субъекта), то обычное самонаблюдение, не подготовленное к решению научно-психологических задач, нуждается в специальной тщательной тренировке, превращающей его в интроспекцию, способную описывать психологические факты в «чистом» виде (свободном от влияния культуры). Только такому натренированному наблюдению и может доверять психология, если она стремится познать свой реальный объект.
Под сознанием, учил Э.Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного, ненаучного взгляда скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. При обычном самонаблюдении человек говорит о том, что он воспринял стакан. С точки зрения интроспективной психологии он совершает в данном случае «ошибку стимула», так как сообщает об объекте (стимуле), вызвавшем психические явления, а не об этих последних, т. е. не об ощущениях светлоты, пространственных ощущениях и т.п.
В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула», т.е. подмены испытуемым своих реально испытываемых ощущений знанием о вызвавшем их внешнем раздражителе.
Программа Э.Титченера привлекла многих исследователей. Корнуэлльская лаборатория стала крупным научным центром, где утвердилась высокая экспериментальная культура и было подготовлено большое количество американских психологов.
В последующем структурная психология была подвергнута критике гештальтпсихологией за трактовку сознания как устройства «из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания в организации реальной деятельности человека.
Современное понимание сознания личности
Анализ исторически сменявших друг друга теоретических взглядов на природу сознания позволяет перейти к рассмотрению современной его трактовки. Что же такое сознание? Каковы его функции и возможности изучения.
Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий
Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек. К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная, духовная.
Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучается рядом наук — философией (основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию), логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией и др.
Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — это сознание чего-либо)- способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером- различной степенью (уровнями) ясности.
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).
Эмпирическое изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.
Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания).
По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин психических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении сознания вообще не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс).
Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознание (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенных единицах времени, сравнивать сознание в определенные отрезки времени).
Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом.
Решающее значение для решения проблемы сознания сыграли положения идеи Гегеля о том, что структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надындивидуальных социальных структур. В отечественной психологии к числу факторов, влияющих на развитие сознания, относят также совместную деятельность (прежде всего, производственно-практическую).
Состояния сознания
Различные формы проявления сознания могут быть обнаружены при помощи специальной работы, называемой термином «практика сознания». Практика сознания, т.е. работа с сознанием выражена в т.н. рефлексии, в способности человека выделять свое существование, делать его предметом осознания. Выход человека из «поглощенности» процессом жизни связан с обращением им внимания на процесс собственного отношения к миру (отражения данного мира). Таким образом, в переживании человеком собственных отношений, их осмыслении, оценке с точки зрения соответствия общественным нормам, выработке собственной позиции (нравственной, познавательной) проявляется его действующее сознание. Предметом внимания с его стороны становится не сам мир (его процессы, явления), а осознанное к нему отношение. Вместе с тем не все содержание сознания может быть «охвачено», понято размышляющим о себе субъектом. Это связано с объемностью содержания, многомерностью измерений и проявлений сознания.
С точки зрения непосредственного функционирования сознания целесообразнее говорить о его состояниях. Перечислим лишь некоторые из них: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.
Понятие встраивания говорит о социальной обусловленности содержания, форм проявления сознания, которые в значительной степени определяются культурно-историческим контекстом, влияющим на формирование сознания отдельных индивидов и социальных групп.
С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) сознание как целое — это магия и вера. Магия — волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. В соответствии с первым видом практики образуется (формируется) мифологическое сознание, в соответствии со вторым — религиозное. Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека, таким образом, оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков. Символическая форма данного диалога становится «достоянием» сознания отдельного человека.
Для каждого времени характерны те виды общественной практики сознания, которые образуют его «частные» формы (как определенным образом структурированную проекцию «сознания вообще» — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.). Таким образом, для нравственного сознания, например, конкретными феноменологическими воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию.
В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности (игре, учении, труде) и общении.
К реальностям сознания, описываемым понятием структуры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппозиция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-прагматические образования (догматизм, предрассудки, очевидности и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерывны во времени.
Поделиться в соцсетях:
Похожие