lovmedgu.ru

Память у детей с зпр педлиб

Память у детей с зпр педлиб

Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Страница 1

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специальных учебных заведений для детей с ЗПР предусматривает получение ими образования в объеме средней общеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно предполагает тщательное изучение своеобразия их памяти, а также путей и методов ее совершенствования. Ознакомиться с информацией о зпр на сайте препарата "Тенотен детский".

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.

Анализ структуры мнемической деятельности ребенка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти. Среди них к онтогенетически ранним относится непроизвольная память. Она преобладает у дошкольников и в начале младшего школьного возраста и продолжает занимать важное место в более поздний период. Исследования П.И. Зинченко и Л.Л. Смирнова позволили вскрыть некоторые условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания. По отношению к объектам активной мыслительной деятельности его эффективность может не только сравняться с произвольным, по и превзойти его. Теоретические работы этих исследователей послужили основой для разработки новой методики обучения, дающего возможность опираться преимущественно на непроизвольную память. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неодинаковой продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

В исследовании П.Г. Поддубной (1976) изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Между первоклассниками с задержкой психического развития и детьми, обучающимися в I классе массовой школы, выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точности и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,6 раза. Более того, дети с задержкой развития запоминали даже хуже нормально развивающихся дошкольников, хотя возрастная разница между ними составляла 2-3 года. Характерно, что дети, проявлявшие наибольшую активность при подборе картинок и слов, добивались наилучших результатов. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах онтогенеза. Тем не менее по мере взросления ребенка на передний план все более выдвигается произвольная память, реализующиеся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребенка новые черты. Он получает дополнительные возможности для регуляции своего поведения, в частности для смысловой организации мнемической деятельности. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти. Т.А. Власова, М.С. Певзнер (1967 Т.А. Власова, 1971) указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Рекомендуем посетить:

Задержка развития и речи

Задержка психического развития (ЗПР) - это одно из нарушений познавательной деятельности, которое характеризуется снижением памяти у детей. внимания и восприятия по сравнению с нормальными показателями для определенной возрастной группы. В отличие от серьезных аномалий психического развития (например, умственной отсталости, олигофрении и др.) ЗПР у детей не связано со стойкими патологиями нервной системы, а вызвано только низкими темпами ее созревания. Задержка психического развития и речи компенсируется по мере взросления малыша.

память у детей с зпр педлиб

Особенности внимания у детей с ЗПР

Недостаточная концентрация внимания

Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.

Ограниченный объем внимания

Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.

Легкая отвлекаемость

Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.

Особенности памяти у детей с ЗПР

У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Сложности с объяснением своих эмоций

Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание. Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений. Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.

Незрелость эмоционально-волевой сферы

ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача. Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Если у ребенка не развиты социальные эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы. Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития. Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.

Профилактика задержки психического развития

Создание благоприятных условий при беременности

В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.

память у детей с зпр педлиб

Своевременное посещение невропатолога

Внимание к здоровью ребенка - это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.

Внимание к развитию малыша

Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года - не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.

Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком

В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно. Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу. Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.

Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.

Развитие памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Поступление в школу - важнейшее событие в жизни дошкольника. Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Имея опыт работы с детьми ЗПР, можно отметить, что с каждым годом растет количество детей с нарушением памяти. Поэтому очень важно своевременно оказать коррекционную помощь в развитии памяти у детей с ЗПР.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

память у детей с зпр педлиб

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная)

- словесно-логическая

- двигательная.

Типы памяти:

- кратковременная

- долговременная

Произвольное воспроизведение – задача что-либо вспомнить, применяя усилия.

Индивидуальные особенности памяти.

3 типа памяти:

-наглядно-образный

- словесно-логический

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Особенности памяти у детей 5-7 лет

У детей преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста – это его интерес. К 6-7 годам в жизни ребенка возникает произвольная память, сильно развито механическое запоминание. В основе перехода от непроизвольного к произвольному лежит то, что ребенок постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, становятся доступным элементы логического запоминания.

У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но постепенно возникает и развивается словестно-логическая память.

У детей с ЗПР память имеет свои особенности. Непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память зависит не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений необходимо установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове.

Развитию памяти детей старшего дошкольного возраста способствует обучение приемам создания образа. В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда ребенка побуждаешь к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок.

Для осуществления у детей с ЗПР коррекции в развитии памяти, нами был проведен мониторинг за 2 года.

Были использованы следующие диагностические методики.

Методика 10 слов

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов ( стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

Критерии оценки:

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Критерии оценки :

I уровень: 14 баллов

Учительские университеты

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

Грецингер Нелли Георгиевна

Педагог – психолог I категории, ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного».

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

Развитие памяти – это процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рациональные приемы.

Продуктивность мнемической деятельности определяется особенностями материала, подлежащего запоминанию. При этом, активность субъекта состоит в произвольной направленности его на выявление специфики материала.

У детей с задержкой психического развития в большей мере страдает смысловая, логическая память.

Отмечается заметное снижение продуктивности произвольной памяти. Это объясняется недостаточной целенаправленностью их мнемической деятельности, неумением применять рациональные способы запоминания, несформированностью процессов самоконтроля.

Приступая к коррекции нарушений памяти у детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие моменты:

1. У детей с задержкой психического развития имеются большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности, особенно при запоминании наглядного материала

2. Необходимо формировать различные приемы запоминания и сохранения материала

3. Необходима правильная организация коррекционно-психологической деятельности:

а) привитие интереса к предмету

б) рациональная организация материала

в) установка на материал

4. Усиление мотивации при запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поощрении

5. Формирование произвольности внимания

6. Использование наглядных опор для запоминания материала

7. Развитии памяти не играет положительной роли постоянное, многократное повторение заученного материала.

Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо соблюдать следующие правила формирования и развития памяти:

1) Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.

2) Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память.

3) Быстрее и точнее запоминается то, что способствует потребностям ребенка.

4) Эффективно запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.

5) Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществить смысловую группировку материала, то есть разделение его на части с выделением главного в каждом из них.

6) Все мнемические задачи, цели, приемы необходимо подавать детям в игровой форме и связывать необходимость усвоения мнемических приемов с жизненным опытом ребенка.

Основной задачей коррекционной работы является ускорение развития произвольной и словесно-логической памяти у детей с задержкой психического развития.

Для осуществления этой задачи возможно применение следующего материала.

Слуховая память: разучивание стихотворений русских поэтов о природе – А.С. Пушкина, А.М. Плещеева, А.А. Фета, Ф.И Тютчева, И. А. Бунина, А.Н. Майкова.

Разучивание стихотворений следует сопровождать беседой о временах года, их признаках, рассматриванием иллюстраций картин, соответствующей тематики. Стихотворение зачитывается 1 раз, потом просят детей воспроизвести стих. Затем его зачитывают второй, третий раз до полного заучивания. Обязательно нужно попросить детей нарисовать то, о чем рассказывается в стихотворении, для того, чтобы связать слово и наглядный образ. Необходимо, задавать вопросы: «О ком или о чем рассказывается в стихотворении? Что происходит?»

Большие возможности для развития логической памяти детей с задержкой психического развития содержит работа, связанная с обучением их пересказу рассказа, сказки или повести.

Умственные действия анализа, синтеза, обобщения, классификации возникают из внешних практических действий с материалами или их заместителями, пройдя обязательный этап внешнеречевого действия. Поэтому необходимо дать детям внешние опоры для мысли об описываемом в рассказе или сказке событии, факте, действии и обеспечить им возможность практически манипулировать с этими опорами. Ими могут быть игрушки, картинки. Затем читается рассказ или сказка, предварительно предупредив детей о необходимости внимательно слушать с целью последующего пересказа. Задаются вопросы, помогающие детям лучше понять содержание текста. Затем следует повторное чтение текста и воспроизведение его детьми.

Формирование у детей с задержкой психического развития навыков классификации как способа логического запоминания заключается в следующем:

1. Овладении детьми простой ориентировкой в материале, заключающейся в последовательном выделении и обозначении каждого из его элементов

2. Формировании у детей классификации как познавательного действия. Процесс классификации является продуктом достаточно сложного пути развития – от простого синтеза элементов к констатирующему словесному обобщению и на этой основе – к классификации с опережающим словесным обобщением, что означает переход от практического и речевого действия к классификации в умственной форме. Высокая степень овладения классификацией в этой форме обеспечивает ребенку возможность самостоятельно выделить основание классификации и осуществить группировку в уме

3. Превращении познавательного действия классификации в способ логического запоминания. Овладев классификацией как мыслительной операцией, ребенок при наличии мнемической установки оказывается способным не только к группировке материала, но и к использованию обобщенных названий в качестве опорных пунктов при запоминании и последующем воспроизведении.

Категория. Школьный психолог | Добавил. terra (2014-02-05) | Автор. Грецингер Нелли Георгиевна E


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Память у детей с зпр педлиб