lovmedgu.ru

Методики психодиагностики суицидальных намерений

В приказе Министра обороны РФ № 440 от 25 сентября 1998 г. изложена система работы должностных лиц по сохранению психического здоровья военнослужащих, которая включает мероприятия профилактики самоубийств.

Психически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья

Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничным складом характера и высоким уровнем здоровья психическое или личностное расстройство может развиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации.

Таким образом, командиры всех степеней должны и обязаны активизировать работу по сохранению психического здоровья личного состава, рассматривать ее как основу укрепления дисциплины и правопорядка в подчиненных подразделениях. Командиры любого ранга должны помнить, что человек способен перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им смысл, если он ощущает свою нужность и защищенность, находит внимание и уважение со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку.

В своей практической работе командиры всех степеней (при наличии соответствующей подготовки) могут применять многообразие различных методик и методов психопрофилактики суицидов.

Значительный объем информации может быть получен от сослуживцев военнослужащих, которым он нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих командиров, к кому он тянется, с кем группируется, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию можно увидеть, кто в подразделении неформальный лидер, кто в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.

Таким образом, складывающаяся вокруг военнослужащего социально - средовая ситуация может воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, вплоть до создания суицидоопасной обстановки.

Проблема профилактики самоубийств военнослужащих чрезвычайно сложна. Наиболее эффективный путь ее решения - объединение усилий командования, органов воспитательной работы, медиков, юристов, общественности.

Основные направления профилактики суицида:

1. Тщательный профессионально-психологический отбор, который в настоящее время проводится во многих местах формально и поверхностно. Он позволяет выявить и отсеять тех, кто по своим индивидуально-психологическим показателям заранее не в состоянии преодолеть экстремальные условия армейской службы, наиболее рационально использовать военнослужащих на тех специальностях, которые им ближе всего по индивидуальным показателям.

2. В профилактике самоубийств большое значение имеет знание индивидуальных особенностей подчиненных. Здесь два пути:

специальное изучение, целенаправленный сбор и анализ различных данных о службе и поведении человека-

повседневное общение с подчиненными, внимательное отношение ко всем сторонам их службы и жизни.

3. Особое внимание неуставным взаимоотношениям.

4. Формирование позитивного социально-психологического климата в частях и подразделениях

5. Проведение мероприятий психодиагностического характера по профилактике суицидальных намерений в среде военнослужащих.

Важно: предупреждение суицидальных поступков в каждом случае носит индивидуальный характер, требует значительных усилий и не может быть раскрыто в рамках пособия. В этой работе необходим поиск и творческий подход к проблеме всех должностных лиц.



Опросник депрессивного состояния

Большинство военнослужащих, совершивших суицидальные действия, накануне находились в психическом состоянии, которое можно было охарактеризовать как депрессивное.

Оно характеризовалось тяжелыми, мучительными эмоциями и переживаниями - тревогой, тоской, отчаянием, чувством безнадежности. Влечения и волевая активность, а также самооценка были резко снижены. Измененным казалось течение времени, его мучительное замедление, вызывающее ощущение «бесконечной муки и страдания».

Хотя связь между депрессией и суицидом носит опосредованный характер, очевидно, что суицидальный риск при депрессивном состоянии высок.

Предлагаемый опросник позволяет выявить уровень депрессии. Опросник представляет собой шкалу, построенную по принципу самоотчета. Она состоит из 13 субшкал, содержащих группы стандартизированных утверждений (негативных концепций о себе и ситуации), каждая из которых ранжирована по степени выраженности от 0 до 3 баллов. В целом эти установки локализуются в трёх сферах:

самооценки-

представление о временной перспективе-

представление о ситуации.

Данные, полученные с помощью опросника позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности об организации личности в целом.

Ключи:

0-4 – отсутствие депрессии-

4-8 – слабая депрессия-

8-12 – средняя депрессия-

12 и выше – сильная депрессия.



Уважаемый, товарищ!

В этом опроснике содержится ряд утверждений. Пожалуйста, прочтите все группы утверждений. Затем из каждой группы выберите одно утверждение, которое наилучшим образом описывает ваше сегодняшнее состояние. Обведите кружком номер выбранного вами утверждения. Необходимо прочесть все утверждения в каждой группе, прежде чем сделать выбор.

1.0. Мне не грустно

1.1. Мне грустно (тоскливо, печально)

1.2. Мне постоянно грустно, и я не могу от этого отвлечься

1.3. Мне так печально, что я не могу этого вынести

2.0. Я не особенно мрачно смотрю на будущее

2.1. Я мрачно смотрю на будущее

2.2. Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем

2.3. Я чувствую, что в будущем меня не ждет ничего хорошего и что

ничего нельзя изменить

3.0. Я не чувствую себя неудачником

3.1. Я чувствую, что у меня неудач больше, чем у других людей

3.2. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, она представляется мне цепью неудач

3.3. Я чувствую себя абсолютным неудачником

4.0. Я не испытываю особой неудовлетворенности

4.1. Я ни от чего не получаю такого удовлетворения, как раньше

4.2. Я перестал получать удовольствие от чего бы то ни было

4.3. Я всем недоволен

5.0. Я не чувствую себя особенно виноватым

5.1. Я чувствую за собой вину

5.2. Большую часть времени я чувствую себя плохим или недостойным человеком

5.3. Я чувствую, что я очень плохой (недостойный) человек

6.0. Я не разочарован в себе

6.1. Я разочарован в себе

6.2. Я противен себе

6.3. Я ненавижу себя

7.0. Мне не приходит в голову вредить себе

7.1. Я чувствую, что мне лучше было бы умереть

7.2. Я покончил бы с собой, если бы мне это удалось

7.3. У меня есть определенный план совершения самоубийства

8.0. Я не потерял интереса к людям

8.1. Люди интересуют меня меньше, чем раньше

8.2. Я почти полностью утратил интерес к людям и стал

равнодушнее к ним

8.3. Я совсем потерял интерес к людям и не думаю о них

9.0. Я принимаю решения так же легко, как и раньше

9.1. Я стараюсь отложить решения

9.2. Мне крайне трудно что-либо решать

9.3. Я потерял способность принимать любые решения

10.0. Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем раньше

10.1. Меня беспокоит, что я выгляжу непривлекательным

10.2. Я чувствую, что моя внешность ухудшается и я выгляжу все более непривлекательным

10.3. Я чувствую, что выгляжу уродливым или отталкивающим

11.0. Я могу работать так же легко, как и раньше

11.1. Мне приходится прилагать некоторые усилия, чтобы взяться за

что-нибудь

11.2. Мне очень трудно заставить себя взяться за что-нибудь

11.3. Я совсем не могу ничего делать

12.0. Я устаю не больше, чем обычно

12.1. Я устаю быстрее, чем раньше

12.2. Я устаю от всего

12.3. Усталость не дает мне ничего делать

13.0. Аппетит у меня не хуже, чем всегда

13.1. Аппетит у меня не такой хороший, как раньше

13.2. Аппетит у меня стал много хуже

13.3. У меня совсем нет аппетита



А Н К Е Т А

оценки суицидального риска военнослужащего

Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы. Ваши ответы будут учтены и, при необходимости, Вам будет оказана помощь.

Фамилия, имя, отчество



Подчеркните или зачеркните Ваш ответ

Спасибо за участие!



«Ключ» к тесту:

«да» (+) – 1,2, 3, 5, 7, 9

«нет» (-) – 4, 6, 8, 10

После подсчета количества совпавших с «ключом» ответов высчитывается оценочный коэффициент по формуле:

Sr = (N/ 10)

N – количество совпадений с «ключом».

Показатели Sr могут варьироваться от 0 до 1. Показатели близкие к 1 – высокий уровень склонности к суицидным реакциям, близкие к 0 – низкий уровень.

Оценка склонности к суицидным реакциям:

до 0,2 - низкий (5 баллов)

0,2 – 0,3 - ниже среднего (4 балла)

0,4 – 0,5 - средний (3 балла)

0,6 – 0,7 - выше среднего (2 балла)

0,8 и более - высокий (1 балл)



ВНИМАНИЕ! Лица, набравшие в ходе анкетирования 3 и менее баллов, подлежат направлению к психологу, (психофизиологу, психиатру) для изучения личных особенностей и установления причин высоких показателей склонности к суицидальным реакциям.



Методика оценка склонности к суицидным реакциям

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Является авторской разработкой.

Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией «да», если ответ положительный, и «нет», если ответ отрицательный.

Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Использование данных вопросов и утверждений в качестве дополнительного стимульного материала позволяет при проведении обследования выявлять лиц, имеющих склонности к суицидным реакциям, и формировать из них группу риска.

Ключи приведены в таблице П.1.1.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться. Таблица П.1.1.



«Ключ» Склонность к суицидным реакциям



«Ключ» Склонность к суицидным реакциям





Таблица П.1.2.

«Ключ» шкалы «лжи»

(L)

«Ключ» шкалы «лжи»



Подсчитывается количество совпадений ответов с «ключом». Оценочный коэффициент выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (40).

Sr =N/45±0,07 (П.1.1).

где N — количество совпадающих с «ключом» ответов. Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне склонности к суицидальным реакциям, близкие к нулю — о низком уровне (табл. П.1.3).

Таблица П.1.3.



Шкала оценок склонности к суицидным реакциям

Видео: ВЕБИНАР 29 ЯНВАРЯ | «ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ И КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

(Sr)

Шкала оценок склонности к суицидным реакциям



У обследуемых, получивших оценку «4», может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

Для обследуемых, получивших оценку «3», «потенциал» склонности к суицидным реакциям не отличается высокой устойчивостью.

Обследуемые, получившие оценку «2», отнесены к группе суицидного риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Они могут при испытывании затруднений в военно-профессиональной адаптации совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.

Обследуемые, получившие оценку «1», обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.

Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10):

L=N/10±0, 16 (П. 1.2.).

где N — количество совпадающих с «ключом» ответов.

Показатели, полученные по шкале «лжи», могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к нулю - о низком уровне и относительно надежной (при условии L<0,6±0,16) достоверности результатов обследования.

ТЕСТ «СР-45»

Инструкция:

Вам будут предложены утверждения, касающиеся. Вашего здоровья и характера. Если Вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «да», если нет - поставьте «-» в графе «нет».

Над ответами старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов нет.









<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методики психодиагностики суицидальных намерений