lovmedgu.ru

Типы темпераментов и их особенности, способы изучения

Военнослужащий как личность познается через изучение психологических свойств: направленности, темперамента, характера, способностей.

Направленность - личная устремленность, система целей, которые ставит перед собой человек и в соответствии с которыми действует.

Темперамент - общая характеристика отдельного человека, основная характеристика его нервной системы, накладывающей определенную печать на всю деятельность каждого индивидуума. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости и ритме движений человека, а также в динамике его речи, мимики и в особенностях проявления чувств.

Характер - совокупность устойчивых социальных свойств, определяющих линию поведения человека и проявляющихся в его отношениях к окружающему, другим людям, к себе.

Способности - психологические особенности личности, которые являются условием успеха в каком-либо определенном виде деятельности.

Годами армейский строй шлифует, совершенствует характер военнослужащего, наделяя его комплексом специфических черт.

К ним следует отнести:

- интеллектуальные черты (гибкость ума, рассудительность, наблюдательность)-

- эмоциональные черты (уверенность, оптимизм, бодрость)-

- волевые черты (целеустремленность, инициативность, решительность, мужество, дисциплинированность)-

- нравственные черты (честность, чувство долга, коллективизм, товарищество).

Личный состав - это строй личностей, которые не укладываются между пилоткой и сапогами. Стало быть, нельзя оценивать военнослужащих только по темпераменту. У человека с любым темпераментом могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности. Особенности темперамента надо непременно учитывать в воспитательной работе.

Некоторые особенности типов темпераментов

Сангвиник - подвижен, активен, впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители, обладает выраженной мимикой и пантомимой, легко справляется с работой, не тяготится ее однообразием. Общителен, бодр и обычно жизнерадостен.

Холерик - отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, в действиях и поступках бывает резок, но решителен, быстро схватывает обстановку, инициативен, общителен, способен внести «живинку» в дело, может быть энтузиастом, требователен к себе и другим. Могут быть колебания. Они способны вдруг разувериться в себе и людях. Быстрая смена настроения и неустойчивость - отрицательные черты характера холерического темперамента.

Флегматик - уравновешен, но малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении. Решая, например, задачу, долго ее обдумывает, но, приняв решение, выполняет его спокойно и неотступно. Способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. Обычно деятелен, но может быть пассивным.

Меланхолик - у него преобладает тормозная реакция, часто замкнут, малообщителен, легко уязвим и мнителен, с неуверенными жестами и движениями.

Меланхолики склонны к работе тонкого характера, способны выслушать, помочь товарищу, но среди них - мнительные и недовер- чивые люди.

Можно изучать черты темперамента, определяя его с помощью наблюдения. Знание темперамента подчиненных поможет офицеру выбрать из арсенала воспитательных средств наиболее верные.

Холерик, к примеру, - требует постоянного внимания, особенно бурно реагирует на резкое обращение.

Сангвиник - у него необходимо периодически возбуждать чувство ответственности, проверять все, что он делает.

Флегматика, особенно в первое время, надо также систематически проверять, а в некоторых случаях с него спрашивать.

Меланхолик особо чувствителен ко всему, болезненно реагирует на резкость.

Анализ направленности, характера, темперамента и способностей военнослужащих позволит офицеру условно распределить подчиненных по типам.

Тип 1. Внешние признаки: вид пасмурный, глаза зорко и решительно контролируют каждое слово и движение командира. Улыбки никогда не бывает. Исполнительность и аккуратность оставляют желать лучшего. В отношениях с товарищами суров, неразговорчив. На вопросы начальников отвечает медленно, толково и обдуманно. Решителен, смел. Крайне самолюбив. Сам никогда не проявляет инициативу, но, услышав свою фамилию, немедленно готов выполнять задание.

По отношению к нему рекомендуется:

- разговаривать по деловому, кратко, ибо легкость в обращении он не воспринимает. Часто в его глазах как бы светится стереотипное, саркастическое: «Знаю и без Вас»-

- излагать похвалу в серьезной форме и уверенно-

- замечания или напоминания, если в них возникает надобность, должны скорее звучать удивлением, чем иметь наставительную или внушаемую форму-

- наказания не только не исправляют и не улучшают такого человека, но видимо, обозляют и нередко доводят до значительного нарушения дисциплины-

- совместно устранять возникшие затруднения, оказывать ему помощь в самовоспитании-

- привлекать к индивидуальной работе с трудно воспитуемыми военнослужащими.

Осуществляя индивидуальное воздействие на военнослужащего этого типа, можно ожидать, что он никогда не подведет. Слово начальника для него закон, и никакие посторонние влияния не разуверят его и не поколеблют. Спрошенный по совести, он скажет правду.

Тип 2. Внешние признаки: лицо открытое, добродушное, глаза веселые, смеющиеся. Внимателен, предупредителен. Охотлив к исполнению отдаваемых приказаний. С товарищами общителен, дружбу водит со многими. Слабохарактерен, попадает под влияние нравственно испорченных сослуживцев и по легкомыслию вместе с ними совершает проступки. У такого военнослужащего взгляды и ориента- ция колеблющиеся. Его поведение зависит от ситуации, влияния командира, товарищей, обстановки. Можно сказать: «материал» восприимчивый, но не устоявшийся. Делает все, что от него требуется. При малейших послаблениях становится нарушителем воинской дисциплины.

В ходе индивидуальной работы с военнослужащими этого типа желательно учитывать следующее:

- в общении сочетать суровость с ласковостью-

- непосредственный его командир должен отличаться выдержанностью, безукоризненной нравственностью и не грешить снисходительностью-

- прикрепить подчиненного к более опытному и убежденному сослуживцу, оказывать ему помощь-

- отмечать все положительные достижения, так как он воспринимает похвалу как блаженство, ярко демонстрируя радость блеском глаз-- критически относиться к его раскаянью в совершенном проступке.

Военнослужащий такого типа привыкает к обстановке без особого труда.

Тип 3. Внешние признаки: задумчивый, тихий, скромной наружности, робкий и теряющийся при задаваемых ему вопросах- потупляет свой взор, видя направленный взгляд начальника- глаза - апатичные, оживляющиеся лишь временами. С товарищами не общителен, любит одиночество и сходится только с земляками, эксплуатирующими нередко его податливую натуру.

При организации и проведении индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими этого типа важно иметь в виду следующие советы:

- поддержать подчиненного командирским авторитетом с целью сократить период адаптации в коллективе, а в последующем периодически расспрашивать о домашних делах, напоминать о написании письма родным, близким, товарищам-

- рассеять сомнения и доказать, что служба в армии укрепит его характер-

- развить интерес к коллективным проблемам, увлечь общественной работой-

- не допускать несправедливых наказаний, ибо это еще более усиливает робость, порождает и оплошность, и невнимание.

Тип 4. Внешние признаки: выразительное, симпатичное лицо с заискивающей улыбкой, глаза с невинно-сочувствующим взглядом. Предельно исполнителен, старателен и предупредителен. Но общая гармония и удовлетворенность могут быть сильно поколеблены, если повнимательнее проанализировать поступки симпатичного военнослужащего. Его губит лень. Нередко начальникам такого военнослужащего приходится конфузливо рапортовать по команде о той или иной некрасивой выходке подчиненного.

Практика индивидуальной воспитательной работы с такими военнослужащим подсказывает ряд рекомендаций:

- осуществлять тщательный контроль за поведением, а за проявленное усердие - похвала, и ничего больше-

- не допускать малейших послаблений, карать чувствительно, чтобы выветрились из головы все поползновения к проступкам-

- постоянно напоминать, что легкость и лень непременно приводят к нарушениям уставов и даже преступлениям-

- нравоучения должны иметь характер военного разговора: короткого наглядного внушения, напоминания или увещевания.

Тип 5. Внешние признаки: угрюмое лицо, глаза тусклые, исподлобья глядящие на начальника. Светятся в них недоброжелательность, неудовольствие и язвительность. К товарищам относится пренебрежительно, свысока, вследствие чего большинство из них боятся его и сторонятся. Сходится лишь с немногими сослуживцами, приклоняющимися, по-видимому, перед цинизмом и своеволием своего «патрона». Неряшлив, неопрятен. С младшими командирами держит себя нахально и дерзко в высшей степени.

Такая испорченная личность вносит в коллектив зародыши неповиновения, развращает воинскую семью. Он создает вокруг себя группу недовольных и держит в напряжении весь коллектив.

Конечно, этот военнослужащий доставляет офицерам много хлопот.

В индивидуальной работе с ним возможны такие направления:

- попытаться направить организаторские качества военнослужащего на глубокое освоение новой техники, совершенствование спортивно-массовой работы-

- если не удастся изменить негативную направленность «вожака», то нужно решительно развенчать его авторитет, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе-

- если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, необходимо изолировать подчиненного от остальных, возможно, это произведет переворот в его внутренних убеждениях и наклонностях.

Особенности индивидуальной воспитательной работы с различными категориями военнослужащих:

а) с курсантами, солдатами: без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого курсанта, солдата, материально-бытового положения его семьи, вряд ли можно поддерживать в курсантской среде заинтересованное отношение к своей учебе.

Проявление демократичности в обращении с подчиненными курсантами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем.

Откровенность и доступность командира, его внимательность к потребностям и испытываемым трудностям подчиненных курсантов предполагает перенос акцента индивидуальной воспитательной работы с ними в неслужебные сферы деятельности в развитие неофициальных отношений.

Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира, его заместителей и помощников в деле повышения эффективности воздействия на курсанта. Тем не менее, неслужебные отношения не должны наносить ущерб службе.

Вот несколько советов командиру:

1. Никогда не подчеркивайте, что вы знаете больше, чем подчиненный, хотя на самом деле это может быть и так.

2. Информируйте подчиненных о принимаемых решениях, ищите способы, как устроить дело и исправить допущенные ранее ошибки.

3. Будьте всегда уверены в себе, держитесь спокойно и никогда не повышайте голос на подчиненных.

4. Будьте всегда требовательным и строгим. Ни одно нарушение дисциплины не должно оставаться незамеченным, хотя не за каждое следует наказывать.

5. Критикуйте своих подчиненных, но позитивно. Умейте одинаково видеть и хорошее, и плохое.

6. Умейте молчать и выслушивать. Помните, подчиненный никогда не прощает, если ему не дали высказать даже самую мелкую обиду.

7. Умейте ценить время подчиненных. Говорите коротко, ясно и только по существу главных деталей.

8. Будьте всегда вежливыми, приветливыми и внимательными. Никогда не срывайте свое плохое настроение на подчиненных.

9. Обладайте чувством юмора и не обижайтесь на шутку, даже если она покажется вам неудачной.

10. Умейте наказывать и поощрять. Не унижайте подчиненных в глазах других, не «разносите» при посторонних.

11. Интересуйтесь личностью каждого подчиненного, изучайте его характер, черты, увлечения, интересы. Чем лучше будете его знать, тем легче вам будет управлять его деятельностью.

Таким образом, всем своим поведением командиру следует подчеркивать, что военнослужащий является равноправным членом особой армейской семьи, армейского братства, имеющего свои традиции и законы, когда отношения субординации сознательно регламентируются каждым по месту и времени, исходя из требований как воинских уставов, так и морально-нравственных отношений, которые складываются в коллективе.

б) с сержантами: главная объективная трудность в деятельности сержантов состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников. С одной стороны, они военнослужащие срочной (или контрактной) службы, а с другой стороны - непосредственные начальники курсантов.

В проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант испытывает потребность в осуществлении своих командирских функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов.

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами желательно направлять на:

- повышение их авторитета и престижа среди подчиненных-

- обеспечение личного примера младшего командира в военной службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов учебно-боевых задач, спортивных нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды)-

- повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»-

- использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших командиров и широкого использования гласности в пропаганде их передового опыта.

В интересах воспитания сержантов целесообразно использовать практику индивидуального заслушивания младших командиров на советах сержантов подразделения по вопросам их служебной дея- тельности. При организации их работы советы сержантов становятся истинной школой командирской учебы.

Одним словом, желательно не только стремиться к изучению индивидуальных особенностей младших командиров, но и быть для них старшим товарищем в нелегком деле воспитания подчиненных.

в) с неформальными лидерами: неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.

Основная особенность индивидуально-воспитательной работы с ними состоит в том, что командир не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил военной службы. В индивидуальной воспитательной работе с ними лучше опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

Отметим ряд общих позиций. Важно:

1. Попытаться направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказании помощи отстающим военнослужащим и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой стороны приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебно-боевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей военной службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферы осуждения его действий и поступков сослуживцами.

Если неформальный лидер имеет положительную направленность (поддерживает требования воинских уставов и командования, является примером в выполнении своих служебных обязанностей и т.д.), то командиру целесообразно использовать авторитет военнослужащего в интересах военной службы и коллектива, выдвинув его на должность младшего командира либо поручив ему общественно полезную работу.

г) с военнослужащими-верующими, представителями разных конфессий: переориентация общественного сознания от атеистического мировоззрения к духовным ценностям церкви не может не затронуть и Вооруженные Силы.

Тем же, кто верует, видимо, следует в неслужебное время разрешить посещение церквей, а также иметь религиозную литературу.

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующие подходы:

1. Необходимо определить степень (глубину) религиозности каждого военнослужащего, считающего себя верующим, по таким признакам, как вера в Бога, частота посещения храма, ношение и использование религиозной атрибутики, чтение религиозной литературы, исполнение самих таинств (крещение, причастие и т.д.), регулярное совершение молитв, участие в религиозных праздниках и т.д. В этом плане воспитателю следует изучать мотивы отношения верующих к выполнению воинского долга и воинскому коллективу.

2. Воспитательную работу направить на профилактику конфликтов на религиозной почве, а не на противодействие религиозному мировоззрению. Если есть возможность, то в дни религиозных праздников целесообразно верующему военнослужащему предоставить на несколько часов увольнение для посещения культовых учреждений и общения с духовными служителями и другими верующими или освободить его на время от несения нарядов и хозяйственных работ. Реализация такого подхода в воспитательной деятельности способствует предупреждению многих конфликтов, возникающих на стыке интересов боевой готовности и удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих различных вероисповеданий.

3. Воспитатель должен не допускать критики или восхваления той или иной религии и, тем более, не позволять проявлять другим военнослужащим духовного насилия в воздействии на сознание верующих военнослужащих путем отрицания религиозных ценностей, отрицания истинности веры у верующего, оскорбления его веры или запрета культовых обрядов, если это не ведет к снижению боевой готовности, неудобствам в социально-бытовом плане для остальных военнослужащих.

Обобщая, можно сделать вывод о том, что в основе воспитательной работы с верующими военнослужащими должен проявляться особый такт. Только так воспитатель может расположить к себе верующего военнослужащего, завоевать его доверие.

д) с военнослужащими «группы риска»: к этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний. На уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам-воспитателям важно знать признаки нервно- психологической неустойчивости. Их можно систематизировать.



Признаки, по которым военнослужащие могут быть включены в «группу риска»:

1. Лица, состоявшие до поступления в училище на учете у психиатра (невропатолога), имеющие психические расстройства.

2. Лица, перенесшие черепно-мозговые травмы или нейроинфекцию (менингит).

3. Лица с низким уровнем нервно-психической устойчивости, отклоняющимся поведением, склонные к суицидальным попыткам.

4. Лица, склонные к употреблению алкогольных напитков, наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов.

5. Лица, состоявшие до поступления в училище на учете в милиции или имеющие приводы.

6. Лица малообщительные, замкнутые, имеющие ограниченный кругозор.

7. Лица слаборазвитые физически, имеющие физические уродства, объекты насмешек и унижений.

8. Лица, своим поведением создающие конфликтные ситуации в воинском коллективе.

9. Лица, воспитывающиеся без родителей (сироты).

10. Лица, состоящие в браке и имеющие детей (особенно курсанты первых курсов).

11. Лица, владеющие боевыми единоборствами.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Типы темпераментов и их особенности, способы изучения