Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
Приступая к характеристике эмоций ребенка вспомним, что основными эмоциональными состояниями младенца были - собственно возбуждение, эмоции неудовольствия и удовольствия. В период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие (К.Бриджес).Видео: Наши детки. Эмоции младенца.
Рис. 10.
Дифференцировка эмоций в раннем детстве
Видео: Эмоциональное раннее развитие ребенка. Акция! бесплатно
Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции страха- это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмоции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется поведение человека, деформируется его личность. Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. По мнению некоторых исследователей, появление детских страхов диктуется самой программой развития ребенка, поскольку они являются «охранительным звеном поведенческого онтогенеза»`. Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к возникновению достаточно серьезных проблем в поведении ребенка. В большинстве же случаев, по мнению А.И.Захарова, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая критичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов.
Каковы другие возможные последствия детских страхов?
Действие страхов на психическую сферу столь многообразно, что почти нет ни одной психической функции, которая бы не подвергалась их воздействию. В силу своей. «энергоемкости» страхи приводят к тому, что у ребенка порой не хватает энергии на проявление других эмоций. Эмоциональное перенапряжение ребенка проявляется в его заторможенности, раздражительности и импульсивности. Устойчивый страх - это мощный барьер на пути развития произвольности (самостоятельности) поведения, он подрывает уверенность ребенка в себе, упорство и настойчивость в достижении цели, а, следовательно, приводит к деформации личности, ее системы «Я», затрагивая, прежде всего, эмоционально-волевую и потребностно-мотиваци-онную сферы личности- страх уродует мышление, лишает его активности, упорядоченности, системности, гибкости, уверенности, когда второстепенное заслоняет главное, нарушается целостность восприятия, оно дробится на множество мелких осколков, которые невозможно собрать. Все это следствия отрицательного влияния страха на психику ребенка. А что, разве бывает положительное влияние?
Разве нам не доводилось, преодолевая жуткий страх, тем не менее, с любопытством и громадным интересом наблюдать или иметь дело с тем, что вызывает в нас этот страх? И страшно, и приятно! Удивительное сочетание эмоций. В свое время Ст.Холл обратил внимание на связь переживания страха с психологией риска, которому принадлежит активное, творческое начало в жизни человека. «Кто не рискует, тот не выигрывает!» Именно на этом пути развиваются смелость, героические порывы, творческая уверенность в себе. Таким образом, говоря о страхе нужно иметь в виду не только депрессивную функцию, но и активную.
Причины возникновения страхов у детей.
С одной стороны, - это биологические, связанные с инстинктом самосохранения (об этом говорилось выше). Уже у новорожденного мы видели инстинктивно-защитные формы поведения при неожиданном и быстром приближении предмета, резком звуке, ярком свете, сильном дуновении воздуха. Возникновению страхов способствуют и другие природные причины - особенности высшей нервной деятельности - слабость нервных процессов, повышенная общая и эмоциональная чувствительность. Такие страхи ребенка как страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков, по мнению А.И.Захарова, носят наследуемый характер, особенно если они присущи матери.
Наряду с биологическими предпосылками выделяются социально-культурные и психологические`. К ним относятся:
- урбанизация жизни: замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир-
- количественный состав семьи: число страхов больше у детей из неполных семей. Тут следует вспомнить фаллическую стадию из теории психосексуального развития З.Фрейда-
- наличие единственного ребенка в семье: такой ребенок - своеобразный эпицентр семьи, с которым эмоционально тесно связаны все другие ее члены, транслируя, тем самым, ему свои тревоги и беспокойства, если они есть-
- возраст родителей: у детей пожилых родителей (после 30 лет и особенно после 35 лет) вероятность возникновения беспокойства, тревоги истрахов больше, чем у детей молодых родителей, в силу их более высокого фона тревоги-
- недостаточная двигательная и игровая активность детей, что приводит к резкому обеднению их эмоциональной жизни и в некоторых случаях это способствует ранней интеллектуализации психики-
- нервно-психические перегрузки, испытываемые матерью, вследствие вынужденной или преднамеренной смены семейных ролей. А.И.Захаров отмечает, что девочки и мальчики боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца, поскольку работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми-
- ранний выход матерей на работу из декретного отпуска, стимулирует развитие страхов у эмоционально чувствительных детей:
- личностные особенности матери: честолюбивые,-сверхпринципиальные, бескомпромиссные, излишне требовательные матери с заостренным чувством долга стимулируют у детей развитие беспокойства, тревоги и страхов-
-конфликты в семье: наиболее чувствительны к ним дети дошкольного возраста, при этом девочки оказываются более эмоционально ранимыми, чем мальчики.
Какие детские страхи чаще всего транслируются во взрослую жизнь?
Чаще всего это страхи высоты и смерти родителей, а также страх войны, сделать, что-либо нет так и страх не успеть. При этом матери в большей степени, чем отцы «виновны» в передаче своих страхов детям в силу большей биологической и эмоциональной связи. В целом матери «успешно» транслируют своим детям беспокойство, тревогу, а отцы - мнительность, сомнение в правильности своих действий. Как подчеркивает А.И.Захаров, это порождает у ребенка тревожно-мнительный способ реагирования, что является основой для возникновения у него страхов, опасений, предчувствий и сомнений.
Страхи детей в раннем детстве
Интересно сопоставить динамику страхов современных детей с их сверстниками, жившими в начале века (см. Табл.4.
Таблица 4
Среднее число страхов, переживаемых детьми
Видео: Раннее развитие детей 1,5 года
Видео: Школа Мам - Развитие эмоционального интеллекта в раннем возрасте
Нам неизвестны условия и методика исследования Ст.Холла и потому, строго говоря, трудно сопоставлять его данные с данными А.И.Захарова. Тем не менее, выраженная страховая симптоматика современных детей и подростков в сравнении с их сверстниками начала века очевидна. Другое замечание касается собственно динамики страхов. Если в начале века число страхов последовательно возрастало вплоть до подросткового возраста, то у современных детей пик страхов приходится на дошкольный возраст, после чего и у мальчиков и у девочек наблюдается последовательное снижение числа страхов. Единственное в чем совпадают данные, так это в том, что в обоих исследованиях зафиксировано большее число страхов у девочек, чем у мальчиков. Эти данные убеждают, прежде всего, в том, что количество переживаемых детьми страхов в значительной степени связано с социо-культурными и психологическими условиями. Нынешние условия жизни детей
стимулируют более высокий уровень эмоционально-психической напряженности, что сказывается и на увеличении числа страхов. Интересно и то, что если у современных детей самым эмоционально напряженным возрастным периодом в их жизни можно считать дошкольный возраст, то у их сверстников начала века он был наименее напряженным. Если современная начальная и средняя школа (один из мощных источников эмоционально-психического напряжения учащегося ребенка) не стимулирует развитие страховой симптоматики, то школа начала века, напротив, весьма этому способствовала (увеличение числа страхов в школьные годы в два с лишним раза).
Обратимся к страхам детей в раннем детском возрасте.
По данным А.И.Захарова у детей в возрасте 1-2 года чаще всего отмечается страх неожиданных звуков (у 52% мальчиков и девочек)- следующее по распространенности место занимает страх одиночества (у 44% мальчиков и 34% девочек) и замыкает этот ряд страх боли и уколов. У детей в возрасте более двух лет на первое место выходит страх боли и уколов (50% мальчиков и девочек)-
на втором месте остается страх одиночества, причем в сравнении с предыдущим возрастом он теперь более присущ девочкам, чем мальчикам - 36% мальчиков и 48% девочек), а последнее место занимают страхи неожиданных звуков - у 30% мальчиков и девочек. Таким образом, с возрастом происходит уменьшение числа безусловнорефлек-торных инстинктивных страхов и увеличение страхов ус-ловнорефлекторной природы. В качестве основных источников страхов в этом возрасте А.И.Захаров называет конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сестрам, а также психологическое состояние матери, и, что особенно важно, отца.
Не редкость в этом возрасте ночные страхи. Главный персонаж детских снов - волк, особенно часто у детей боящихся наказания отца. По-видимому, волк ассоциируется с физической болью. К двум годам у детей, особенно у мальчиков, увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми кошмарными сновидениями. Ближе к трем годам в ночных сновидениях начинают фигурировать и Баба Яга, что, по-видимому, отражает проблемы ребенка со строгой матерью, не очень мягкой и ласковой и часто грозящей наказаниями. И Волк, и Баба Яга символы угрозы жизни ребенка, его уничтожения, иными словами - страха смерти.
В завершении анализа страхов у детей в раннем детстве следует подчеркнуть, что повышенное внимание к возникновению и развитии страхов у детей в этом возрасте обусловлено сенситивчостъю этого периода, т.е. наибольшей неустойчивостью и уязвимостью по отношению к вредным воздействиям`. Именно этим обстоятельством объясняется пик страховой симптоматики, приходящийся на третий год жизни ребенка. Данные А.И.Захарова демонстрируют повышенную чувствительность детей раннего школьного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых2. Семейные конфликты, медицинские манипуляции, помещение ребенка в ясли и особенно пребывание в больнице может стать мощным источником эмоционального напряжения, беспокойства и страхов. Родителям важно не воевать с ребенком, а гибко реагировать на его эмоциональные состояния, учитывать нарастающие по разнообразию интересы, развивать их, а не заглушать собственной тревогой и неуверенностью.
Эмоция гнева. Из схемы К.Бриджес видно, что эта эмоция дифференцируется из эмоции общего неудовольствия
именно в раннем детстве. И действительно эта эмоция часто встречается у детей этого возраста. Как и страх, так и гнев необычайно выразительно отражается на лице малыша. Красное лицо, наморщенный лоб, блестящие глаза, сжатые кулачки - все это выражает эмоцию гнева. Гнев выражается в активной и пассивной форме. Всем хорошо известна активная форма, не менее известен и так называемый «бессильный гнев», когда ребенок не в состоянии выразить свое чувство и вынужден таить в себе гнев: ребенок бессильно сжимает кулачки, у него дрожит голос, а слезы гнева выдают его эмоциональное состояние.
Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокостью. Однако для детей соединение гнева со злобой, столь частое у взрослых, не характерно. Гнев детей более чист, чем наш и, по мнению В.В.Зеньковского, это «верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка». В то же время весьма распространено мнение о детской жестокости. Особенно часто при этом ссылаются на жестокое обращение детей с животными. С другой стороны, если взрослый при ребенке начнет мучить животное, то ни один ребенок не останется к этому безучастным: он плачет, умоляет оставить вас в покое бедное животное. В чем дело?
По-видимому, отвечает В.В-Зеньковский «мы имеем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь более сложная. ... Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке, - продолжает автор, - а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, желание всего коснуться, все взять в руки, попробовать, заглянуть, что находится внутри»2. Вспомним, что ведущей деятельностью в этом возрасте является предметно-манипулятивная, что и обусловливает настойчивое стремление
детей изучать все, что они видят, изучать не только глазами, но и руками. Этим можно объяснить порой небрежное обращение ребенка с игрушками, переходящее в «разрушительное» поведение. То же и с животными. То, что они пищат, царапаются, лишь повышает удовольствие от игры. Ребенок и не подозревает, что своими действиями приносит животному боль и страдание еще ив силу своей слабой отделенности от окружающих его предметов (отсутствие либо слабое «Я» ребенка).
Поделиться в соцсетях:
Похожие