lovmedgu.ru

Начало систематического изучения детского развития

Видео: nakaz

Первые концепции психического развития детей возникли под влиянием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетического закона2.

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза) . Это повторение никогда не бывает полным, но этапы внутриутробного развития индивида в основном вопроизводят этапы истории происхождения организма. Об истории развития организма человека свидетельствуют, например, атавизмы, возникающие на разных этапах эмбрионального генеза, — жаберные щели, волосяной покров.

Позже российские биологи А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен доказали, что даже на уровне биологии происходит не простое воспроизведение исторической последовательности стадий, но их качественное перестраивание.

Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии1. Под ее влиянием американский ученый С. Холл (1844—1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общественный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в США. Для этого он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков. Ученого интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. На основании всех этих материалов он попытался «реконструировать» целостную картину психической жизни детей разных возрастов, использовав упомянутый выше принцип рекапитуляции. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Так, игры с песком — это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей

5—12 лет напоминали Холлу охотничьи инстинкты первобытных людей- игры подростков соотносились им с воспроизведением образа жизни индейских племен, стадией обмена.

По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована)- биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для педагогической практики: поскольку отменить врожденные предрасположения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой помогают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания. Так биогенетические представления стали теоретической основой скаутинга как системы воспитания детей и подростков.


С.Холлу принадлежит идея создания педологии — специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.) Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды системы образования.

Теория рекапитуляции С. Холла

Таблица 3

Основной предмет исследования Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы исследованияАнкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез,

педология

Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества-

выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности

Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления критикиБлизость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения

Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальнымразвитием человека — первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны- отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека.

Однако теория С.Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей1. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития- была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Начало систематического изучения детского развития