Методы расчета психогенных потерь полка
Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься психологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и соединений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь.Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений.
Вместе с тем они возможны потому, что:
1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенденции, относительно устойчивую динамику потерь во времени-
2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они активно используются при планировании боевых операций-
3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС- экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания.
Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура.
Под величиной понимают размеры потерь в абсолютных цифрах (в количестве людей).
Структура психогенных потерь — это процентное отношение различных их видов к общему числу психогенных потерь.
Ниже приведены данные для расчета ППт в условиях обычной войны.
Расчеты С. В. Чермянина показывают, что те или иные проявления психической дезадаптации в виде острых психологических стрессовых реакций выявятся уже в течение первых суток боя не менее чем у 5-7% военнослужащих, причем у 80% из них они будут скоротечными (минуты—десятки минут) и редуцироваться при изменениях боевой обстановки. В ППП и Р, а тем более, на этапы медицинской реабилитации эти лица, как правило, не попадают.
У 20% пострадавших (контингент пораженных с БПТ) длительность расстройств превысит 1-2 часа, и они могут поступать в отдельную медицинскую роту (омедр) бригады, МПП или ОМЕБ, в ППП и Р полка. Из них 65% как кратковременно вышедшие из строя (КВС) в течение суток вернутся в часть. Критерием возвращения в строй считается не полное отсутствие у них патопсихологической симптоматики, а способность к выполнению своих обязанностей.
7-10% останутся в омедр (МПП, ППП и Р), 25-28% будут направлены на следующий этап медицинской эвакуации. Последние две категории пострадавших составят санитарные психологические потери.
Всего в общей структуре санитарных потерь психологические санитарные потери могут равняться 10-14%, или 0,3-0,5% от численности личного состава, принимающего активное участие в боевых действиях.
При невозможности медицинской сортировки с участием специалистов, не менее 50% лиц с ПСР будут эвакуированы на следующий этап медицинской эвакуации, что может привести у них к фиксации болезненной симптоматики и ухудшению прогноза возвращения в строй. В связи со сказанным удельный вес санитарных психологических потерь в общей структуре СП может возрасти до 24% и достичь 1% от личного состава войск, принимающих участие в боевых действиях [113].
Собственно перечисленная выше тенденция уже сама по себе может использоваться в качестве методик расчета психогенных потерь на день боя. Однако для удобства пользования мы предлагаем оформить ее в более технологичном виде — в виде методики «Линейка» (рис. 2.5).
Методика предполагает выполнение четырех процедур:
1) определение интенсивности боевых действий-
2) определение количества личного состава, принимающего непосредственное участие в боевых действиях-
3) вычисление психогенных потерь и их классификация-
4) определение объемов необходимой психологической помощи.
Рассмотрим содержание этих процедур.
1. Чтобы развести уровни психотравматизации в боевых действиях различной интенсивности, мы чисто формально предложили считать общий уровень всех расстройств для боевых действий низкой интенсивности (бой в обычных условиях с применением обычных средств военного противоборства) — 5%- для боевых действий средней интенсивности (бой с применением обычных средств, но ведущийся в условиях окружения, отрыва от главных сил, на сложной местности, с формированием водной преграды, ночью) — 6%- для боевых действий высокой интенсивности (бой с применением авиации, крылатых ракет, крупнокалиберной артиллерии, высокоточного оружия, дистанционного минирования) — 7%.
2. Психотравматизации будут подвергаться преимущественно те военнослужащие, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. В боевых действиях высокой и средней интенсивности в число непосредственных участников включаются все (100%) военнослужащие части, подразделения. В боевых действиях низкой интенсивности — военнослужащие мотострелковых, танковых, артиллерийских, минометных, противотанковых, разведывательных подразделений.
3. Расчет потерь производится по вышеописанной схеме. Это удобно делать с рисунком «Линейки». Приведем пример: мотострелковый полк ведет боевые действия низкой интенсивности. Рассчитайте возможные объемы психогенных потерь за день боя.
Решение. По «Линейке» определяем, что для боя средней интенсивности психогенные потери могут составить порядка 5% от числа непосредственных участников. Подсчитываем количество личного состава в боевых подразделениях. Примерно скажем, что это число равно 1000 человек. Тогда 5% от этого числа составит 50 военнослужащих. То есть у 50 военнослужащих, участвующих в бою, могут наблюдаться психические расстройства различной тяжести. У 80% из них (40 человек) они будут скоротечны и могут остаться незамеченными для командиров, психологов и медицинских работников. У 20% (10 человек) психические расстройства продлятся более 1-2 часов. Эти военнослужащие могут попасть в МПП или ППП и Р полка. 65% из них (6-7 человек) пробудут здесь менее суток, и после психологического вспомоществования отправятся в свои подразделения. Оставшиеся на срок более суток психотрав-мированные военнослужащие (3-4 человека) составят санитарные психогенные потери. 1-2 из них получат психологическую помощь здесь же, а 2-3 — будут направлены в медсанбат или ЦПП и Р дивизии.
4. Определение объемов необходимой психологической помощи вытекает из предшествующих процедур. МПП и ППП и Р необходимо быть готовыми в течение суток осуществить диагностику и сортировку порядка 50 человек с психическими расстройствами. Для оказания психологической помощи следует подготовить до 10 мест в МПП и ППП и Р полка.
Глубина психических изменений у военнослужащих будет находиться (при условии, что они физически не пострадали) в прямом соотношении с наблюдаемыми признаками негативных психологических изменений.
Психогенные потери будут иметь место преимущественно в зонах психологического поражения.
Зона психологического поражения — площадь между двумя радиусами от эпицентра | ядерного взрыва: внутренним и внешним, в которой наблюдаются его последствия.
Внутренний радиус (P1) — радиус окружности, на границе которой вероятность комбинированных поражений средней тяжести от ядерного взрыва составляет не менее 60%. Подразделения, попавшие в эту зону, уже не смогут выполнять поставленные боевые задачи, и расчет психогенных потерь не имеет здесь смысла. Оставшихся в живых целесообразно использовать для оказания помощи физически пострадавшим.
Внешний радиус (Р2) расположен за пределами визуального контакта личного состава с последствиями ядерного взрыва.
При мощности ядерного взрыва более 50 КТ наблюдаемый фронт разрушений столь велик, что у военнослужащих может создаваться иллюзия всеобщего разрушения. При мощности более 100 КТ для определения Р2 необходимо радиусы зон поражения увеличивать на 1/3.
В зоне психологического поражения психогенные потери будут носить ярко выраженный характер и развиваться в соответствии со специфической динамикой. Их определение можно осуществлять с помощью двух методик.
1. Методика № 1 — «Статика». Сразу после ядерного взрыва в зоне психологического поражения 15-20% личного состава сможет выполнять боевую задачу, 15-20% надолго утратят способность к деятельности, 60-70% частично сохранят боеспособность, большая часть из них попадет в число психогенных потерь.
2. Методика № 2 — «Динамика». В первые 10 минут после ЯВ психическая устойчивость сохранится у 15-20% военнослужащих. Через 30-60 минут этот процент может подняться до 75-80%, а затем начнет падать на протяжении не менее 2 часов до 20-30%. Через несколько дней до 10% военнослужащих, попавших в зону психологических потерь, еще не придет в себя.
Динамика изменения психологических потерь во времени совпадает с динамикой адаптации человека к стрессору. После воздействия мощного стрессора этап дезорганизации, испуга, длится 1-10 минут, чаще — 3-6 минут, этап гипермобилизации организма длится чаще до 1 часа. А вот, что касается последующего спада психической активности человека — этапа истощения психических и физиологических резервов организма — то его оценка весьма приблизительна, как и подвижна дееспособность людей на этом этапе в различных условиях. Бесспорно одно, что боеспособность личного состава сразу после гипермобилизации падает не менее чем на 2 часа, а нередко и до момента полного отдыха со сном. На этом этапе средствами психологического воздействия можно активно влиять на людей, временно повышая боеспособность.
По-видимому, для ликвидации последствий применения ЯО и организации отдыха личного состава потребуется около суток, весьма важно при этом обеспечить полноценный сон. Для этого потребуется вывод войск во второй эшелон или тыл.
Минимальный же срок, после которого следует рассчитывать на повышение морально-психологического состояния войск, по-видимому, будет не менее 20 часов.
Третий и четвертый этапы адаптации к сильному стрессору наиболее труден для точной количественной оценки динамики морально-психологического состояния войск, т. к. здесь могут резко активизироваться те или иные факторы объективного и субъективного порядка, в том числе убеждения людей- их психическая активность. Следует иметь в виду, что этап психологического и физиологического истощения может быть и будет различным в зависимости от степени предварительной усталости войск.
Существуют и другие методики расчета психогенных потерь в условиях применения ОМП [65, 80].
С учетом вышесказанного, график изменения морально-психологического состояния личного состава после ядерного взрыва или другого гиперстрессора, будет выглядеть следующим образом (рис. 2.6)
Таким образом, психологические потери — реальный факт войны и мощный фактор, влияющий на боеспособность личного состава. Они представляют собой разные по происхождению, по уровню патологичности, динамике проявления, по наступающим последствиям психические расстройства, заболевания и трансформации, обусловливающие дезорганизацию боевой активности воинов.
Умение грамотно прогнозировать и оценивать ППт позволяет своевременно и обоснованно принимать боевые решения, осуществлять мероприятия по психологической помощи и восстановлению боеспособности личного состава. Существующие методики расчета ППт позволяют с определенной степенью вероятности прогнозировать общие объемы и динамику снижения боевых возможностей частей и соединений в боевой обстановке.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова классификация общих потерь военнослужащих?
2. Что такое боевые санитарные потери?
3. На какие классы делятся боевые санитарные потери по этиопатогенетиче-скому признаку?
4. Что включают в себя психогенные потери?
5. Охарактеризуйте методы расчета психогенных потерь.
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994.
2. Конюхов Н. И., Федеико Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. — М., 1990.
3. Нечипоренко В. В., Литвиицев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26.
4. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемяпин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56.
5. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997.
6. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М. 1986.
Поделиться в соцсетях:
Похожие