lovmedgu.ru

Эпизоотология

Бруцеллез в нашей стране регистрируют с начала прошлого века. Имеются данные, что этой болезнью болели люди в Москве, Ашхабаде, Ташкенте еще в 1910-1912 гг.Исследователи, диагностировавшие эту инфекцию, полагают, что ее причиной был возбудитель овечьего типа (П.Ф.Теленков,1948- П.Ф.Здродовский, 1948).

Бруцеллез крупного рогатого скота первоначально регистрировали в тридцатые годы в тех местах, куда завозили племенных животных из стран Западной Европы. Несовершенство методов диагностики и оздоровления ферм от этой инфекции и годы военного лихолетья способствовали ее укоренению в определенных регионах. В таких местах бруцеллез стали регистрировать во многих животноводческих хозяйствах.

Интенсивную работу по оздоровлению от этой инфекции неблагополучных ферм начали проводить в пятидесятые годы. В те годы проводили массовые исследования сыворотки крови крупного рогатого скотапервоначально реакцией агглютинации (РА),а в последующем дополнительно реакцией связывания комплемента (РСК). Эта работа позволила уточнить эпизоотическую ситуацию по бруцеллезу крупного рогатого скота.

Для представления об эпизоотологии этой инфекции важно понять тенденции проявления эпизоотического процесса и особенности распространения инфекции в различные периоды такого проявления.



В ранее благополучные стада инфекцию заносят, как правило, интродукцией скрытых бруцеллоносителей из неблагополучных или ранее оздоровленных хозяйств.То же происходит при завозе кормов, контаминированных возбудителем бруцеллеза. Возможны и другие факторы заноса возбудителя инфекции. Но животные чаще всего заражаются алиментарно, поедая контаминированные возбудителем инфекции корма. Если произошло единичное заражение животного, то инфекция распространяется вяло до первого аборта бруцеллезной этиологии. Даже один абортсоздает обширную контаминацию возбудителем этой инфекции предметов внешней среды, в том числе и кормов. Крупный рогатый скот на благополучной по бруцеллезу ферме весьма чувствителен к этой инфекции.Заразившись, у животных не просматриваются клинические признаки болезни. Только некоторые реагируют по РА в титрах 1:200 - 1:400 и выше. Применение в таком стаде вакцины резко обостряет клиническое и эпизоотологическое проявление инфекции и в короткие сроки приводит к массовым абортам с различной клинико- гинекологической патологией.

Но через 8-12 месяцев ситуация заметно меняется. Многие из абортировавших коров нормально оплодотворяются и приносят здоровый приплод. Реже встречается и более легко протекает акушерско-гинекологическая патология. Но ввод в такое стадо нетелей, как правило, заканчивается абортами. Безусловно, при этом в пределах фермы резко возрастает рассеивание возбудителя инфекции. Но оно не оказывает такого влияния на клиническое проявление болезни и серологические показатели сыворотки крови, как это были после первых абортов в ранее благополучном по бруцеллезу стаде.

Телята, родившиеся от больных коров, как правило, не реагируют на принятые серологические реакции до 6 - 9-месячного возраста и старше.

Еще П.Ф.Здродовский (1948) описал опыт, в котором телятам до 6-7- месячного возраста выпаивали молоко от больных бруцеллезом коров,и их сыворотка крови продолжала реагировать отрицательно по РА. Но эти телята заболевали бруцеллезом после первого отела.

М.М.Халимбеков (1937) выделил возбудителя бруцеллеза у 6-месячного теленка, родившегося от ранее абортировавшей больной этой инфекцией коровы. А.И.Коновалов (1953) пришел к выводу, что телята, родившиеся от больных бруцеллезом коров, являются источниками возбудителя инфекции при переводе в другое хозяйство. Г.А.Объедков (1970) подтверждает факты выделения возбудителя бруцеллеза из органов (в первую очередь, из содержимого желудка) абортированного плода. В этой же работе он называет исследователей, которые отрицали возможность проникновения возбудителя этой инфекции в организм плода и внутриутробное заражение эмбриона. Такое отрицание они обосновывали превосходством величины молекулы антител над размером пор плаценты у коров.

Но установленные факты роли скрытых бруцеллоносителей в эпизоотическом процессе этой инфекции ориентирует на пересмотр взгляда на внутриутробное заражение.



Изъятие из основного маточного стада положительно реагирующих после регулярных серологических исследования позволяет оздоровить такое стадо,если в него не вводят нетелей, выращенных от больных бруцеллезом коров. Такой результат получают в тех случаях, когда оздоровление проводят регулярными серологическими исследованиямисразу же после установления неблагополучия. Этого же добиваются в тех случаях, когда исследования проводятчерез 25-30 дней после провокации скрытого бруцеллоносительства вакциной из штамма 82 или, какой либо другой.

В других ситуациях после оздоровления регулярными серологическими исследованиями, в стаде остаются скрытые носители возбудителя инфекции. Они через определенное время становятся причиной рецидива вспышки. В таком случае неблагополучие стада продолжается уже за счет клинически больных и положительно реагирующих на серологические реакции.

Особо сложной оказывается эпизоотическая ситуация в тех стадах, которые регулярно ремонтируют нетелями, выращенными от больных бруцеллезом коров. Как уже отмечали, в таких стадах возбудитель инфекции распространяется преимущественно после абортов нетелей. Но часть коров основного стада остаются скрытыми носителямивозбудителя бруцеллеза, а у других сформировалась определенная премуниция. Поэтому ситуацию характеризуют, как клиническое и эпизоотологическое затишье, резко отличающееся от первых месяцев заноса инфекции в стадо, а, тем более, от ситуации после вакцинации в то время животных.

Эпизоотическую ситуацию усложняют скрытые носители возбудителя инфекции и регулярный ввод в стадо нетелей, выращенных из телят, родившихся от больных бруцеллезом коров. Эти нетели длительное время оставались скрытыми носителями возбудителя бруцеллеза.

Особенности эпизоотической ситуации бруцеллеза крупного рогатого скота продолжительно неблагополучного по этой инфекции целесообразно иллюстрировать примером. Колхоз «Новый путь» Барабинского района Новосибирской области имел два населенных пункта: крупное село Белово и небольшая деревня Красулино. Молочно-товарные фермы в этих населенных пунктах числились неблагополучными по бруцеллезу более 12-14 лет. Основное маточное стадо содержали в с. Белово, а д. Красулино определили как изолятор. Почти ежемесячными многократными исследованиями сыворотки крови коров по РА и РСК, удалось оздоровить от бруцеллеза поголовье скота в с. Белово. Но изолятор в д. Красулино оказался чрезвычайно перегруженным коровами. Животные в нем характеризовались лучшими продуктивными показателями, чем в с. Белово. К тому же среди них не отмечали абортов, и многие реагировали отрицательно по РА и РСК. По согласованию с ветеринарным отделом в этом изоляторе выделили 45 коров, трехкратно с интервалом три месяца отрицательно реагирующих по РА и РСК. Их возвратили в с. Белово, где разместили обособленно с 46 здоровыми местными коровами и нетелями.В те годы (1955) фермы оздоравливали без использования вакцин. Многократные в течение двух лет серологические исследования сыворотки крови этих животных



показывали отрицательные результаты. Но осенью 1957 года среди нетелей, выращенных из телят, полученных от этих коров, были отмечены аборты.Многие из них при исследовании по РА и РСК реагировали в титрах

1:200 - 1:400 и выше. Диагноз на бруцеллез подтвердили бактериологическим исследованием.

Такие особенности эпизоотического процесса этой инфекции крупного рогатого скота характерны для большинства неблагополучных пунктов. Формируется перманентное неблагополучие за счет рецидивов инфекции в оздоровленных по принятым критериям неблагополучных пунктах.

Перманентность неблагополучия по бруцеллезу крупного рогатого скота убедительно подтверждают особенности эпизоотической ситуации этой инфекции в регионе Сибири за 1981-86 гг., представленные в таблице 13





Таблица 13

Эпизоотическая ситуация по бруцеллезу крупного рогатого скота в

Сибири за 1981-1986 гг.





Эпизоотическая ситуация по бруцеллезу крупного рогатого скота в Сибири за 1981-1986 гг.













Из представленной таблицы видно, что в весьма неблагополучном по бруцеллезу крупного рогатого скота регионе за 6 лет оздоровлено в полтора раза больше неблагополучных пунктов, чем их было на начало анализируемого периода. Новые вспышки этой инфекции продолжали выявлять ежегодно. Причиной большинства из них были рецидивы после оздоровления стад в результате абортов среди нетелей. Этот фактор определял неблагополучие по бруцеллезу даже при весьма интенсивных оздоровительных мероприятиях.

при проведении оздоровительных мероприятий с помощью вакцины из штамма

82, ее применение стихийно способствовало провокации такой формы инфекции. Это способствовало предупреждению использования части таких животных для воспроизводства стада и, соответственно,уменьшению числа рецидивов вспышек.В последующем сознательное использование провокации скрытых форм инфекции обеспечило нарастание этой тенденции. Такая мера стала гарантией полного оздоровления ферм от бруцеллеза, в том числе без последующих рецидивов вспышек этой инфекции.

Когда при проведении оздоровительных мероприятий стали принимать во внимание скрытое бруцеллоносительство у молодых животных, выращенных из телят, родившихся от больных этой инфекцией коров, рецидивы вспышек бруцеллеза резко сократились.Это открыло возможности полного оздоровления крупного рогатого скота в хозяйствах региона от этой коварной инфекции.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Эпизоотология