Адаптация первоклассника к школе
Видео: Подготовка ребенка к школе. Адаптация первоклассника.
Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, столь же резкий рост физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, безусловно, отражается на физическом и психическом состоянии первоклассника. Факторы воздействия школы на ребенка многообразны. Это - 1) неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой- 2) враждебное отношение педагога-3) смена коллектива- 4) неприятие ребенка школьным ко-оллективом. Оценивая влияние школы на физическое, неврологическое и психическое здоровье детей большинство авторов подчеркивают достаточно выраженные изменения в нервной системе, соматовегетативных отношениях, психической сфере.
С физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школе проходит 3 этапа.
Первый из них - ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем - это этап «физиологической бури», продолжительность которого 2-3 недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и «в долг берет», что свидетельствует о чрезвычайно высокой «цене» уплачиваемой им.
На втором этапе «буря» начинает стихать, а «цена» снижается. Отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.
На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание его приходится на 10-15 октября.
Что же конкретно происходит с организмом в первые недели обучения?
Прежде всего, отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнить эти воздействия с воздействиями на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно, поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой-шестой неделе обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.
Наряду с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М-Александровской показали, что только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14%-дети с нарушениями форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так называемый гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане - это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.
Приведенные данные позволяют рассматривать поступление в школу как фактор дезадаптации. С этой точки зрения интересны данные Т.Н.Осипенко о динамике неврологического и психоэмоционального состояния детей от 3-х к 7-и годам (табл. 12).
Таблица 12
Динамика неврологического и психоэмоционального состояния
Видео: Адаптация первоклассников в школе
Видео: Адаптация первоклассников к школе
Очевидно, что поступление в школу сказывается на нервно-психическом состоянии ребенка самым неблагоприятным образом. Остановимся на некоторых фактах нервно-психической дезадаптации первоклассника. Функциональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций отмечаются у 70% школьников`. При этом чаще всего регистрируются: астенический синдром (53%), проявляющийся в повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижении порогов чувствительности, неустойчивом настроении и нарушении сна- гипердинамический синдром (39%), выражающийся в двигательном беспокойстве, неусидчивости, эпизодической агрессивности- соматовегетативные расстройства (39%), для которых характерны головные боли, боли в области сердца, живота и т.д.- наконец, реакции страха (19%). У трети первоклассников появляются вредные привычки -сосание пальца, обкусывание ногтей.
Важно отметить различное протекание процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, к концу учебного года утомляемость у мальчиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек. Учителям и родителям нужно иметь в виду, что более успешно выполняются задания, если они воспринимаются ребенком как соответствующие его полу. Например, интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек - при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе. Уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны, и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности. Если мальчики в ответ на фрустрацию (препятствие получить желаемое) чаще реагируют уменьшением
общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением.
Из сказанного вытекает, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности психического развития в этом возрасте.
Поделиться в соцсетях:
Похожие