Приложение 2
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ «АЛЬТЕРНАТИВА»Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.
Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:
(А) с красивой окраской-
(Б) с интересным поведением».
Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.
Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.
Инструкция:
«В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов — А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение».
Текст методики:
1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбокА) с красивой окраской-
Б) с интересным поведением.
2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятиемА) собирать гербарий лекарственных растений-Б) собирать растения для изготовления настоек.
3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам
А) о строении животных-
Б) о том, как ухаживать за животными.
4. В ботаническом саду Вы скорее всего
А) будете любоваться тропическими растениями-
Б) захотите получить отросток для выращивания дома.
5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите вниманиеА) на то, как они устроены-
Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.
6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сортаА) цветочных культур-
Б) плодовых культур.
7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтетеА) стихи хороших поэтов о природе-
Б) заметки из блокнота натуралиста.
8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать
А) в лаборатории-
Б) на опытной станции.
9. Вы бы завели собаку
А) чтобы ухаживать за ней-
Б) для охраны квартиры.
Продолжение приложения 2.
10. Вы предпочтете прочесть
А) книгу о красоте природы-
Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.
11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли быА) следить за ростом и развитием деревьев-
Б) руководить заготовкой ценной древесины.
12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете поехать туда
А) в мае-
Б) в августе.
КЛЮЧ
Примечание: Э — эстетический тип мотивации- К—когнитивный тип мотивации- П — практический тип мотивации- Пг—прагматический тип мотивации.
Поделиться в соцсетях:
Похожие