Теоретико-методологические основы и практические предпосылки профессионального психологического отбора
Успешность обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности военнослужащих во многом опосредованы развитием познавательных психических процессов, к которым относятся ощущение, восприятие и мышление, а также внимание (как форма организации психических процессов) и память (как специфический вид интеллектуальных функций). Это разделение познавательных процессов является условным, т. к. они находятся в неразрывном единстве. Не существует такого вида деятельности, в которой бы любой из психических процессов был вовлечен изолированно или, наоборот, отсутствовал. Однако в зависимости от уровня и соотношения отдельных психических процессов у каждого конкретного человека возможно выделение различных видов организации интеллектуальной деятельности (например, с преобладанием функции памяти или мышления), которые могут быть связаны и с различной способностью к тем или иным видам труда, профессиям и специальностям.Все психические процессы относятся к развиваемым и в определенной степени взаимо компенсируемым, однако уровень их развития у каждого субъекта индивидуальен. Основным содержанием познавательных (когнитивных) психических процессов является отражение внешнего мира. Они подразделяются на процессы чувственного и логического познания. Эти положения и составляют основу методических подходов к психологическому обследованию личности.
Первичным звеном любого познавательного процесса, посредством которого человек получает все виды информации от внешней и внутренней среды, является ощущение.
Ощущение определяется как элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального (реального) мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств (рецепторы). Из анализаторов воспринимаемые стимулы (или физические по своей сути сигналы) поступают в соответствующие отделы коры головного мозга, и только там возникает психический образ воспринимаемой информации, т. е. физический сигнал приобретает содержательную, смысловую характеристику. Например, физический звуковой сигнал силой 120 децибел, имеющий специфические частотные характеристики, только в коре головного мозга приобретает содержательный смысл работающего двигателя самолёта. В качестве примеров можно также привести ощущение запаха, вкуса, звука, боли и др., которые воспринимаются при непосредственном воздействии на органы чувств или анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и др.).
Ощущения подразделяются:
- на конкретные (например, осязательные), развитие которых очень важно для сапёров-
- на дистантные - воспринимаемые на расстоянии (например, зрение, слух, высокие требования к которым предъявляют практически все виды воинской деятельности)-
- на проприоцептивные (например, формирующие представление о положении тела в пространстве, они связаны с координацией движения и особенно важны для парашютистов)-
- интероприоцептивные, т. е. ощущение от внутренних органов.
В отдельную группу выделяются вестибулярные ощущения.
Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение (стимул или физический сигнал) имело определенную силу, т.е. обладало физической энергией, достаточной для возбуждения рецепторов органов чувств, и вызывало ответную реакцию организма. Не все раздражители воспринимаются человеком, а только те, которые обладают определенными характеристиками. Например, человек в достаточно широком диапазоне воспринимает звуковые сигналы, но не может слышать инфразвуковые и ультразвуковые. При этом минимальная сила звука, которая воспринимается человеком, у отдельных людей может существенно отличаться.
Наименьшая величина интенсивности раздражителя, которая вызывает минимальное ощущение, называется абсолютным (нижним) порогом. А наименьшее субъективно воспринимаемое изменение интенсивности раздражения называется порогом различения, или дифференциальным порогом. Например, если к гире весом 100 г, лежащей на ладони, добавить еще один грамм, ощущение не изменится, однако большинство людей легко заметит изменение веса гири на 30 г. У других эта величина может быть чуть больше или чуть меньше. В этом и состоят индивидуальные различия в чувствительности анализаторов.
Чувствительность анализатора тем больше, чем ниже абсолютный и меньше дифференциальный порог.
Оценка свойств анализаторов (визуальных, аудиальных, тактильных и т.д.) проводится при отборе специалистов, деятельность которых предъявляет повышенные требования к сенсорным функциям. В практике профотбора наибольшее распространение получили методики определения чувствительности слухового анализатора (в частности, аудиометрия, которая используется при отборе гидроакустиков), зрительного анализатора (измерение остроты зрения при отборе снайперов) и вестибулярного анализатора (испытания на вращающемся кресле Барани при отборе летчиков).
Существенной характеристикой является адаптация к ощущениям, т. е. изменение чувствительности анализатора под влиянием длительного воздействия раздражителя. Время адаптации у различных людей существенно различается, поэтому адаптация также относится к индивидуальным характеристикам человека, исследование которых, например темновой адаптации зрительного анализатора, используется при отборе сигнальщиков, пограничников и некоторых других специалистов.
Восприятие является вторым этапом любого познавательного процесса и характеризуется интегральным, т.е. обобщенным отражением предметов и явлений в совокупности всех их свойств, получаемых посредством ощущений. Согласно представлениям П. К. Анохина, физиологической основой восприятия (формирования образа) выступает слаженная работа многих психофизиологических систем, объединенных в процессе работы в единую функциональную систему, куда как часть входит и схема формирования условно-рефлекторных связей. Таким образом, понятие восприятия связано с психическим феноменом целостного отражения или предметного отражения окружающей действительности.
Восприятие связано с согласованной деятельностью нескольких или всех органов чувств и осмыслением целостной информации. Например, "суммируя" ощущения (твердый, тяжелый, характерного цвета и формы) и соотнося эти ощущения с имеющимся опытом, мы можем сделать заключение, что перед нами какой-то минерал или металл.
В процессе профессиональной деятельности особое значение приобретают сложные виды восприятия, в частности восприятие пространства, или "глазомерное чувство" используется при отборе снайперов, восприятие времени и восприятие движения исследуются с помощью реакции на движущийся объект (РДО) у многих категорий специалистов, например у операторов сложных динамических объектов.
К важнейшим характеристикам восприятия относятся скорость, точность и объем, которые, как правило, определяются с помощью тахикоскопа. Этот прибор позволяет предъявлять различные по содержанию и количеству стимулы (субтесты) в чрезвычайно короткие отрезки времени. Например, на экране на десятые доли секунды вспыхивает изображение 3, 5 или 10 предметов, которые испытуемый должен запомнить и описать.
К важнейшим психическим процессам относится память. Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Запоминание всех воздействий окружающего мира, в том числе специальных знаний, навыков, мыслей, переживаний и действий человека лежит в основе индивидуального опыта. Сохранение же опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, его личности.
Основные процессы памяти ? это запоминание, сохранение, забывание и восстановление.
Основными видами памяти (подразделяется по типу запоминаемого материала) являются:
- эмоциональная (память на соответствующие переживания)-
- двигательная (связана с усвоением двигательных навыков, например водительских)-
- словесно-логическая (характеристика наличия в памяти способов логического построения или решения тех или иных задач)-
- наглядно-образная (обусловливает запечатление и сохранение событий и явлений внешнего мира, в частности ландшафта местности, лиц людей и т.п.).
В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память и т. д.
Выделяют произвольную память, связанную с волевым усилием, направленным на запоминание чего-то конкретного (например, инструкции, содержания раздела учебника), и непроизвольную память.
Непроизвольная память характеризует процессы запоминания информации, находящейся, как правило, вне фокуса внимания и не представляющей сиюминутной или практической ценности. Непроизвольное запоминание чаще всего связано с воздействием эмоционально значимых для конкретного человека стимулов. Непроизвольно запоминаются яркие, необычные, отличающиеся от повседневного фона явления и события, например красивая мелодия, необычное лицо, оригинальный плакат и т.д.
По длительности хранения информации память разделяют: на сенсорную (хранение не более 1,5 с.)- кратковременную (не более 20 с.) и долговременную (длительное хранение). Кратковременная память характеризует процессы сохранения информации от нескольких минут до нескольких часов. Долговременная память практически всегда связана с волевым усилием и целенаправленным запоминанием.
В инженерной психологии выделяется такое понятие, как оперативная память. Оперативная память связана с промежуточными мыслительными операциями. Например, в процессе деятельности человек должен удерживать в памяти какую-то промежуточную информацию, которая при завершении этапа работы забывается. Развитие оперативной памяти чрезвычайно важно для некоторых воинских специальностей, таких как штурманы, артиллеристы, операторы РЛС и др.
Важнейшими характеристиками памяти являются:
* объем-
* скорость запоминания и воспроизведения-
* точность воспроизведения (точность запоминания).
Для практической деятельности важно помнить, что человек воспроизводит в среднем 6-8 одновременно воспринятых объектов.
Развитие функции памяти в значительной степени определяет успешность обучения и профессиональной деятельности специалистов. Существенные требования к памяти предъявляет обучение в специальных учебных центрах и вузах Министерства обороны РФ.
Основным психическим процессом является мышление.
Мышление определяется как психический процесс отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира в их существенных связях и отношениях. Мышление есть высшая форма творческой активности человека.
Любая деятельность всегда целенаправленна и обязательно включает в себя предвидение ее результатов. Планирование действий, предвидение и обобщение фактов на основе предшествующего опыта и знаний в узком смысле и составляет мышление. Важнейшей особенностью мышления является опосредованность отражения, т.е. возможность выявлять, оценивать и понимать то, что непосредственно в данный момент на органы чувств не воздействует. Иными словами, если ощущения и восприятие представляют собой процесс отражения в структурах мозга предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, то мышление, используя эти низшие ступени познания, резервы памяти и практику, отражает действительность опосредованно, обобщенно.
Мышление связано с деятельностью коры головного мозга и осуществляется на основе понятий и представлений, облекаемых в форму внешней или внутренней речи, например пуля, снаряд, танк, атаковать и т.д. Таким образом, основной формой мышления является словесно-логическое, или вербальное мышление.
Простейшим актом мышления является суждение, в котором отражаются связи предметов и явлений. Когда на основе нескольких суждений образуется новое, то в этом случае речь идет уже о более высоком уровне мышления - умозаключении. Различают два основных способа умозаключения - индукцию и дедукцию.
Индукция - это умозаключение, формирующееся на основе частных случаев общее суждение. Например, вначале устанавливается, что при нагревании и вода, и железо, и воздух расширяются. Затем делается вывод о том, что при нагревании все тела расширяются. Зная, что при нагревании все тела расширяются, можно без каких-либо опытов уверенно сказать, что и данное конкретное тело, например ствол орудия, при нагревании расшириться.
Мышление слагается из отдельных умственных операций, т.е. действий, отражаемых в психике. Выделяют следующие умственные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретизация.
Анализ - это умственное расчленение предметов или явлений на отдельные элементы и выделение из них существенного. Например, понятие "бой" включает: огонь, маневр, психические переживания и др.
Синтез - это умственный процесс, обратный анализу. Например, "соединив" информацию об огневых налетах, атаке противника, сопротивлении ему, мы делаем умозаключение о бое, т.е. совершаем умственную операцию обобщения.
Существенной формой познавательных процессов является абстракция, т.е. мысленное выделение признаков или свойств предметов и явлений, недоступных непосредственному наблюдению, например ток, радиация, психологическая устойчивость, совесть и т.д.
В процессе мышления человек часто использует сравнение объектов или явлений, сопоставляя в них общее и отличное. Например, сравнение военнослужащих различных специальностей, деятельность которых осуществляется в экстремальных условиях, показало, что лучшие специалисты отличаются от средних и худших прежде всего уровнем физической подготовки независимо от специфики деятельности. А при сравнении лучших и худших "внутри" профессиональной группы, например командиров отделений, установлено, что они отличаются еще и уровнем общего интеллектуального развития.
Обобщение характеризуется тем, что человек отражает общность абстрагируемых признаков многих предметов или явлений. С помощью обобщения осуществляется классификация по наиболее общим и характерным признакам и свойствам. Обычно это выражается такими обобщенными понятиями, как самолет, БМП, танк и т. д.
В процессе исторического развития и эволюции вначале возникло наглядно-действенное мышление, т.е. мышление, связанное с непосредственным восприятием и практическим осуществлением действий над предметами. Примером такого мышления является психическая деятельность детей младшего возраста (до 3 лет), которые, образно говоря, "мыслят с помощью рук". Но уже в дошкольном и младшем школьном возрасте складывается наглядно-образное мышление, когда для познания предмета уже нет необходимости в практическом действии с объектом познания. Например, путем только умственного согласования частей механической игрушки ребенок школьного возраста уже может сделать заключение о причине ее неисправности.
В последующем на основе наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и функции речи развивается высшая форма психической деятельности - абстрактно-логическое мышление, т. е. мышление в форме отвлеченных понятий и суждений. Большинство тестов, используемых при профессиональном психологическом отборе, направлено на исследование именно абстрактно-логического мышления. Это, вероятно, связано с тем, что чем более “новой” (или “поздней”) в эволюционном аспекте является функция, тем больше диапазон ее индивидуальных отличий у людей и более выражены потенции к развитию у каждого конкретного человека.
К важнейшим характеристикам мышления относятся: скорость, точность, глубина, самостоятельность, критичность и гибкость. При этом если скорость мышления больше связана с наследственными задатками, то такие качества, как критичность, самостоятельность и глубина, в существенной степени формируются в процессе обучения и воспитания.
Для исследования особенностей и уровня развития мышления предложено огромное множество методик, некоторые из которых будут представлены ниже.
Внимание представляет собой активную направленность сознания человека на те или иные предметы или явления, на их свойства и качества. Внимание отличается от других психических процессов и характеризуется как форма их организации, проявляющаяся в направленности сознания на те или иные явления действительности.
Непроизвольное внимание, которое И. П. Павлов образно характеризовал как рефлекс "что такое?", является более низкой формой организации психических процессов, общей для человека и животных.
Произвольное внимание в своем высшем выражении присуще только человеку и формируется в процессе обучения и воспитания. Его характерной чертой является направленность на конкретный объект и осознание поставленной цели. По направленности различают внешнее внимание, обращенное на предметы и явления внешнего мира, и внутреннее, обращенное, например, на собственные мысли, переживания или ощущения.
В зависимости от степени волевого напряжения или сосредоточенности внимания интенсивность его может сильно отличаться. Так же, как и другие психические процессы, внимание характеризуется рядом индивидуальных особенностей, связанных с его объектом, переключаемостью и устойчивостью.
Качества внимания, такие как активность, направленность, широта, переключаемость, интенсивность и устойчивость, имеют большое значение в профессиональной деятельности.
Профессионально важные качества внимания в зависимости от вида деятельности по-разному вовлекаются в структуру последней. Для одних профессий, например водительских, очень важным является распределение и переключение внимания- для других, например операторов РЛС, наибольшее значение приобретают устойчивость и концентрация внимания.
Для исследования качеств внимания предложено огромное множество методик, среди которых наиболее часто употребляемыми являются "Корректурная проба", "Черно-красная таблица", "Численно-буквенные сочетания" и др. Фактически же любая из методик для исследования психических процессов требует для успешного выполнения участия внимания так же, как памяти и мышления.
В целом же необходимо отметить, что для оценки уровня развития психических процессов используется комплекс методик (“батарея тестов”), которые имеют свои особенности в зависимости от целей профессионального психологического отбора.
Таким образом, в оценке и определении профессионального предназначения людей существенная роль принадлежит психологическим испытаниям, направленным на исследование у них уровня развития психических познавательных процессов, к которым относятся ощущение, восприятие, мышление, внимание, память.
Все психические качества относятся к развиваемым и в определённой степени взаимокомпенсируемым, но их наличный уровень у каждого конкретного человека свой.
Однако необходимо не забывать об этических нормах профессионального психологического отбора, в частности при поведении интеллектуального тестирования.
Поделиться в соцсетях:
Похожие