lovmedgu.ru

Лекарственное врачевание

Видео: Подорожник лекарственный. Применение подорожника

Не умеешь улыбаться — не открывай аптеку

Китайская пословица

Когда легендарный император Шень-Нун закончил свою работу по медицине (по преданию около 3216 г. до н. э.), то основные лекарственные вещества, фигурирующие в этом труде, были растительного происхождения. Отсюда и сам трактат называется «Бэн-Цао», что означает «Травник». Так же именовались все последующие книги о лекарственных растениях в Китае. Хотя на самом деле в то далекое время китайцы еще не знали письменности, и согласно тому же преданию, император излагал свои фитотерапевтические познания при помощи прямых и ломаных линий в определенном сочетании.

Народная китайская медицина одарила мировую фармакопею целым рядом средств, которые или отсутствовали в других регионах за неимением соответствующего сырья, либо просто недооценивались там. Среди растений — женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола- из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатин- из минеральных веществ — железо, ртуть, сера- некоторые другие. Отмечая вопросы приоритета, надо справедливости ради отметить, что китайцам же принадлежит во всем мире пальма первенства по организованному употреблению наркотиков (курильни опиума, гашиша и т.д.).

Около 502 г. в Китае возникает первая из известных в мире фармакопея, в семи книгах которой дается описание свыше 700 видов лекарственных растений. Еще важнее отметить, что в этой стране с глубокой древности существовали заведения, которые сегодня называются аптеками.

Наиболее систематизированной книгой по традиционной китайской медицине являлся трактат «Хуан-ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин Шу» («Трактат о внутреннем императора Хуан-ди»), относимый традицией к началу III в. до н. э. Он состоит из 18 томов, разбитых на две части:

• «Су Вэнь» (Вопросы о сущем)-

• «Лин Шу» (Эффективная, чудесная точка).

В трактате на основе тысячелетнего опыта обобщаются и систематизируются представления древних врачей о теории «Инь/Янь», «У/СИН»- органах «ЦЗАН/ФУ»- каналах и коллатералях- учение о ЧИ и крови- об этиологии и патогенезе заболевания в свете философских концепций традиционной китайской медицины. В то же время по мере развития кузнечного ремесла в практику иглоукалывания вводятся металлические иглы. Об этом свидетельствует указ императора Хуан-ди: «Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, но также и не пользоваться древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энергия».

Названные выше труды о лекарственных средствах до нас не дошли, однако они повлияли на составителей сохранившихся трактатов на медицинские темы, относящихся не к древнему, а к средневековому Китаю.


Медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в. н. э.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству в семействах лекарей.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства в качестве государственной идеологии.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа То (Ниа То, около 110–208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан (fo san), то есть мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек» (shu xue), раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие «Инь/Янь». Начало «Янь» выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, благодаря чему болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают о случаях успешного применения иглоукалывания во II-I тысячелетиях до н. э. врачами Бянь Чюе (XI в. до н. э., Фу Вэн) I-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате "Нэй цзин", особенно во второй его части "Лин шу" (кит. "Ling Shu" — "Чудесные точки"), где описано 295 жизненных точек, 12 каналов (меридианов), вдоль которых они расположены, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. э. врач Хуанфу Ми (Huangfu mi, 215-282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4-5 столетий и составил обширный компилятивный труд "Чжэнь цзю цзя и цзин" (кит. "Zhen jiu jia yi jing" — "Классический труд по иглотерапии и прижиганию", 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая начиная с V в.

Лекарственные растения Поднебесной империи

Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой сводились описания около 900 их видов, ориентировочно датирована 2500 г. до н. э. Эта работа не сохранилась до наших дней, о ее существовании известно только по ссылкам позднейших авторов. А в 695 г. н. э. китайский ученый Ли-Ди при помощи еще нескольких специалистов переработал ранние сочинения о лекарственных растениях, в результате чего получился труд «Синь-Сю-Бэн-Цао». В нем описано 844 вида растительных снадобий. Этот труд является едва ли не первой в мире государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов. Другой известный фармаколог, живший в XVI в., Ли Шичжень после 27 лет гербарно-аптечной работы подготовил еще более обширный свод — «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакологии»). В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Им даны не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления и употребления их для лечения. К примеру, подробно описано также фитонцидное действие чеснока, лука и родственных им растений.

Большое распространение в китайской фитотерапии получили настои и отвары. Число исходных продуктов для их приготовления достигает многих десятков. Это соответствует одному из основных положений китайской медицины о том, что лекарства лечат не одну какую-то болезнь, а, как правило, большую сумму симптомов, а то и синдромов, наблюдающихся у заболевшего. Состав лекарств должен отвечать проявлениям симптомов. Последних много, а поэтому и состав лекарств множественный, а рецепт довольно сложный. Кроме того, для лекарственных средств, применяемых в китайской народной медицине, характерно более медленное, постепенное по сравнению с современными химиотерапевтическими препаратами действие на организм больного.

Весь арсенал лекарств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2000 названий, растительного происхождения в их числе большая часть — более 1500. Среди последних различные корни, травы, цветы, плоды или кора деревьев. Культивирование лекарственных растений в Китае возникло довольно рано в связи с тем, что сбор дикорастущих лекарственных растений не мог удовлетворить возросшего спроса уже в танскую эпоху, VII–IX вв. н. э., когда значительные площади вокруг городов были задействованы под пашни и сады в связи с быстрым ростом населения страны.

Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Среди них самый знаменитый «корень жизни» женьшень, известный в Китае уже около четырех тысяч лет, а также лимонник, эфедра, лакричный корень, пустырник, шлемник, кровохлебка, спаржа, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина и целый ряд других. К числу широко популярных целебных средств в медицине Китая относилась солодка гладкая. Это растение входит в состав многих лекарственных прописей, назначаемых теперь по всему миру при лихорадочных состояниях, болях, кашле, одышке и т.п. Особенно часто оно применяется в прописях для детей.

Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха (цветы и листья), подорожник большой (семена и листья), ландыш майский (корень), чеснок (стебель, плоды), пустырник сибирский и чернобыльник (стебли), шиповник (корень), ревень лекарственный (корень), лопух большой (семена), шалфей (корень) и некоторые другие.

Согласно старинной легенде, Шен Хун, «отец» китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль «подопытных кроликов», продолжая испытывать на себе свойства различных растений, одни из которых оказались целебными, другие ядовитыми для человека, а третьи причудливо сочетали в себе пользу и вред для нашего организма. Путем многочисленных проб и ошибок китайские целители классифицировали различные травы, прочие растительные и минеральные ингредиенты, их составы в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта.

Например, стебель китайской эфедры оказался потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение kassia bark, по китайским представлениям, «горячее», но используется для лечения простуд. Мята «по натуре прохладная» и применяется против перегревания. Фитотерапевтический опыт подтвердил традиционное понимание организма человека в Китае и поощрял применение травных средств в его национальной медицине.

Посещение любой китайской медицинской лавки подобно ощущению, будто находишься внутри миниатюрного музея естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы. Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт от глаз европейца, неисчерпаем... Например: персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови- китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие "супа" и пьет. Если вам не нравится подобное варево, спросите себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых. Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в древнекитайском (221-207 г. до н. э.) специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени. В период царствования династии Хан (206 до н. э. - 220 н. э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" (Шан Хан Лун) автора Чан Чун Чин. Одна из наиболее известных китайских работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

Таким образом, китайскими врачевателями разработана своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной, базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «Инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «Янь» или мужскому активному началу.

Кроме несомненной пользы, восточные фитопрепараты в некоторых случаях способны оказывать неучтенный знахарями вред для пациентов. Тот же Ли Ши-чжень постоянно изучал методы народных врачей и, заимствуя в свою фармакопею рациональные рецепты, вместе с тем вел усиленную борьбу против явно шарлатанских снадобий. В частности, против распространявшегося тогда «вечно живущего лекарства» — таблеток, составленных из ртути и других ядовитых соединений. Как мы помним, знахарям верят люди темные, необразованные или ослабевшие духом, отчаявшиеся или просто поддавшиеся моде на медицинскую экзотику, настырной рекламе новоявленных панацей в виде чудодейственных бальзамов, капель, мазей, настоек, аппаратов. Приведем наиболее впечатляющий пример того, чего может стоить обращение к нетрадиционной медицине. Во влиятельном медицинском журнале «Human Reproduction» недавно были опубликованы результаты исследования, которые доктор Луи Чан из университета в Гонконге провел с таким широко известным на Востоке, а теперь и на Западе энергетиком, как женьшень. “Корень жизни” давали беременным крысам. В результате у крысиных эмбрионов, а затем и плодов возникали пороки развития сердца, глаз и конечностей. При увеличении дозы с 30 до 50 мг уродства увеличивались, а объем тела новорожденных уменьшался. По мнению ученых, низкие дозы женьшеня вели к более мелким порокам, не всегда сразу заметным. Этим может объясняться тот факт, что ядовитое действие этого препарата веками недооценивалось по сравнению его явно стимулирующим организменные процессы эффектом. По справедливому заключению кандидата медицинских наук А. Мельникова, обнародовавшего эти факты в отечественной прессе, «вся эта история очень показательна для так популярной сегодня фитотерапии — препараты из лечебных трав стали большим бизнесом задолго до того, как изучили их безопасность. ... Потребители, медики и чиновники как-то сразу поверили формуле “натуральное — значит безопасное”, забыв, что растения содержат массу ядов. ... Проверить безопасность “травок” гораздо сложнее, чем “химии”. Гораздо проще торговать “травками” и легендами».

Поэтому фармакологический опыт многовековой китайской медицины сегодня надо оценивать критически, обязательно проверяя древние рецепты современными методиками аптечной технологии и честно, особенно подробно информируя потребителей о возможных побочных действиях, противопоказаниях к их применению.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Лекарственное врачевание