Медицинские сочинения
Видео: ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПО КРИТЕРИЯМ [ЕГЭ по русскому языку -2017]
В эпоху средневековья были известны и пользовались непререкаемым авторитетом труды Гиппократа, Галена и других великих врачей античности, а также Плиния Старшего и Диоскорида. Основой медицинских представлений на протяжении столетий оставалась гуморальная теория. На средневековых фресках изображались дискуссии между Гиппократом и Галеном, которых, разумеется, не было в действительности, поскольку греческий врач Гиппократ жил на несколько столетий раньше римлянина Галена.Были популярны не только переводы сочинений античных авторов, но также многочисленные медицинские энциклопедии. Типичным примером такого сочинения может служить медицинский труд в 72 книгах Орибазия из Пергама (вторая половина IV в.), придворного врача императора Юлиана. До наших дней дошло краткое изложение этого сочинения под названием «Синопсис» (греч. — «Обозрение»). Оно включает в себя в основном выдержки из трудов Галена, а также многих греческих врачей, имена которых были бы нам неизвестны, если бы не были упомянуты Ориба-зием. Римский врач Александр Тралесский (525-605 гг.) был известен в эпоху средневековья под именем «Александра-целителя». Его медицинский труд в 12 книгах был переведен с греческого на латынь и пользовался большой популярностью. В этом сочинении большое внимание уделено приемам диагностики: помимо опроса и осмотра больного, исследования мочи и пульса, определения температуры тела на ощупь, принималось во внимание также влияние местности, климата и времени года. Среди медиков эпохи раннего средневековья упомянем и Павла из Эгины (625-690 гг.), врача и талантливого писателя, которому принадлежит труд из 7 книг по медицине, широко известных в течение последующих столетий. Павел работал в Александрии. Его книги отличаются оригинальностью и ясностью изложения. Кроме выдержек из Галена и Орибазия, они содержат собственные наблюдения, посвященные хирургии. Вот посвященная ему хвалебная латинская эпиграмма:
Павлом зовусь. На Эгине рожден. Потрудившись немало, В книге одной изложить всю медицину сумел.
Наряду с трудами об основах медицинских знаний, существовало большое количество популярных медицинских сочинений, например, многочисленные переработки Плиния Старшего. Все они имели название «Медицина Плиния» и содержали в основном рецепты народной медицины. В IX-XI вв. широко распространилось сочинение римского врача Квинта Серена (II-III вв.н.э.) по практической медицине. Монах Яков, по повелению Карла Великого переписавший труд Серена, предпослал ему небольшое стихотворение, рекомендующее прочесть его:
Книгу эту прочти умом изощренным,
Так, просветившись, сумеешь вещей постигнуть причины.
Последняя строка стихотворения заставляет вспомнить известную фразу великого римского поэта Вергилия: «Счастлив тот, кто сумел вещей постигнуть причины». В книге Серена было много заимствований из Плиния, а также рассуждений о магических числах (3, 7, 9 и других) и амулетах, помогающих исцелиться от болезней. Медицинские кодексы традиционно содержали описание лекарственных растений. Часто с ними были связаны легенды о чудесном исцелении. Так, растению «Карлина», названному в честь Карла Великого, приписывали исцеление войска императора от эпидемии чумы во время одного из военных походов.
Среди известных европейских медицинских трудов необходимо упомянуть поэмы Одо из Мена и Хильдегарды Бингенской. Монах Одо из монастыря Мен на реке Луаре был автором популярной поэмы о лекарственных травах, состоящей из 77 глав. Немецкая врачевательница Хильд егарда фон Бинген (1098-1179 гг.), аббатисса бенедиктинского монастыря, расположенного на Рейне близ Бингена, написала «Книгу о божественных делах» и два медицинских трактата: «Слабости различных природных творений» и «Причины и врачевания»
В основе медицинских представлений Хильдегарды лежало популярное в средневековье учение о человеке как малом мире (микрокосмосе), включающем в себя все физические и духовные элементы, которые составляют большой мир (макрокосмос). Явления природы уподоблялись процессам, происходящим в теле человека: реки сравнивались с кровеносными сосудами, земля — с плотью, море — с кровью, деревья — с волосами. Подобно тому, как чувства человека, затрагивая сердце, возбуждают в легких и груди
жидкость, которая исторгается из глаз в виде слез, луна или ветры поднимают вод}7 из водоемов в виде тумана к небесному своду. При этом ветры, по мнению Хильде-гарды, управляют движением небесного свода с востока на запад, и планет с запада на восток. Подобно душе, являющей собой божественную тайну, ветры («крылья божественной силы») невидимы.
Исторические параллели: Представление о подобии макрокосмоса и микрокосмоса характерно для многих учений Древнего Востока, античной философии и медицины. Интересно сопоставить учение Хилъдегарды с китайскими аналогиями в структуре природы и строении человека (таблица на с .71).
Особого внимания заслуживает и рассуждение о первостепенной роли ветра в управлении движением макрокосмоса и микрокосмоса, которое явно перекликается с медицинскими представлениями врачей Древнего Востока и античного мира. Египтяне и греки называли пневмой жизненную силу, которая находится в воздухе. «Дыхание формирует ци», — учит медицина Древнего Китая. Формирование ци — жизненной энергии до сих пор определяет значение дыхательной гимнастики в китайской медицине. «Жизненное дыхание» — прана провозглашается в медицинских трактатах Древней Индии основой существования всех живых существ. Индусы называли ветер носителем света и звука, писали о том, что он невидим, однако таит в себе могущественные силы, непостижимые для разума. Внутри тела ветер — одна из трех стихий, из которых, согласно индийской и тибетской медицине, состоит материальное тело человека. Именно он руководит движением крови и воздуха, а также теми процессами, которые современная медицина объединяет термином «обмен веществ». Для сохранения здоровья необходимо соблюдение естественного хода этого движения. Его замедление или ускорение ведет к болезням.
Вот фрагмент «Книги о ветрах», которую часто приписывают Гиппократу: «Дыхание внутри тела именуется ветром, а вне тела — воздухом. Воздух — величайший властитель всего и во всем...Болезни едва ли могут происходить из другого источника, чем когда воздух,... пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело». Эти слова напоминают фразу из поэмы римского писателя Лукреция Кара:
Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух, Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу».
Медицинские знания содержались в многочисленных энциклопедиях позднего средневековья. Они включали в себя не только учения античных врачей, но и сведения из арабской медицины.
Поделиться в соцсетях:
Похожие