lovmedgu.ru

Народная и научная фармация наших дней

Видео: Гости из Китая

Как известно, традиционная медицина сохраняется и даже процветает до сих пор, причем не только на периферии цивилизованного мира, но и в самых что ни на есть развитых центрах мировой цивилизации. Многие пациенты и сегодня обращаются за помощью не только в суперсовременные клиники и аптеки, но к знахарям всякого рода — своим, национальным, или же экзотическим, зарубежным (вроде филиппинских хилеров, тибетских лам или жрецов негритянской религии вуду).

Истоки народной медицины восходят к тем доисторическим временам, когда наш предок, руководствуясь полуживотными инстинктами, пытался облегчить свои болезненные состояния, прибегая к помощи природных средств. Древние люди, что подтверждается этнографическими исследованиями, превосходили нас в способности видеть мельчайшие детали и связи природы, улавливать их тонкие влияния на жизнь человека. В архаичной картине мира человек — естественная частица природы, с которой он связан неразрывно. При отсутствии или же дефиците целенаправленно активных лекарств, в народной медицине целебные свойства, пусть паллиативные, выискиваются во всём, что окружает человека и с чем он взаимодействует: травы, цветы, коренья, плоды, молоко и кровь животных- минералы, смолы, глины и сама земля, и все прочие «стихии».

Столетие за столетием, в миллионах проб и ошибок отбирались крупицы реальных знаний, действительных средств и способов лечения. Лечебная помощь раньше всего стала оказываться при травмах, родах, уходе за новорожденными. Позднее возникли некоторые специальные приемы лечения различных заболеваний с явно выраженными внешними признаками.

В народной медицине есть качественное своеобразие и свои достоинства, которых нет и не может быть в медицине научной, современной. Среди них — длившийся тысячелетия широчайший поиск целебных средств по всему полю реального мира- отсутствие каких-либо формальных ограничений по выбору средств и методов лечения- глубина истории, в которой совершался скрупулезный практический отбор рационального. Арсенал лекарственных средств, используемых в народной медицине, насчитывает тысячи видов — растительного, животного происхождения, а также минералов.

Вместе с тем обыденное сознание, сколь угодно умудренное вековым опытом, скользит по поверхности явлений- оно обречено заполнять мифами представления о сущности и действительных причинах. Как уже было отмечено, причинами болезней шаманское сознание полагает злых духов, «порчу» путем «сглаза» и т.п. по большому счёту фикции.

По сравнению с народной, научная медицина довольно молода. Все ее действия находятся под постоянным контролем общественности и управленческих структур, что в некоторых случаях заметно сужает свободу поиска и эксперимента. Отметаются практически все средства и способы лечения, которые кажутся странными ученым, противоречат современному научному рассудку. Синтезированные лекарственные средства, даже при тщательных клинических испытаниях, не проявляют всех своих побочных эффектов, отрицательных и положительных. Таковые обнаруживаются иногда через десятилетия массового применения. Современная медицина все более превращается в мощную, всесторонне оснащенную ремонтную базу человеческих тел. По лечению многих болезней существуют хорошо отработанные технологии, гарантирующие успех с высокой долей вероятности. Поэтому классическое требование медицины — лечить не болезнь, а больного во всей его уникальной индивидуальности — на практике осуществляется всё реже.

Народная медицина, напротив, держится на строгом, хотя бы по форме общения, индивидуальном подходе. Как всякий спонтанный, стихийный процесс, народную медицину невозможно ни запретить, ни искусственно стимулировать в развитии. Правда, официальная медицина может изучать накопленный опыт народного врачевания (приемы, средства), извлекая нечто рациональное из прошлого, или критически оценивать, развенчивать вновь появляющиеся находки современных самородков-врачевателей.

В народной медицине условно можно выделить три компонента.

Первый — обширный набор лечебных средств самой разной природы, проверенных тысячелетней практикой. Многие их них, после исследования современной медициной, рекомендованы к применению. Это дееспособное ядро народной медицины, фундамент, на котором она существует и будет существовать ещё достаточно долго.

Второй компонент — средства и приемы врачевания, в основе действенности которых лежит плацебо и, шире глядя, психотерапевтический эффект. Эта часть функциональна и способствует популярности целителей, ибо пользы здесь больше, чем вреда.

Наконец, третий компонент народной медицины — приметы, обычаи, традиции, суеверия, прилагаемые к лечению, сопутствующие ему. Они больше всего подвержены старению, утрате содержания и лишь немногие из них сохранили хоть какой-либо смысл и психотерапевтическое содержание. В этой последней части народных традиций медицины и фармации больше всего вечной веры страждущего человека в чудо- здесь же нередки опасные, а то и прямо изуверские формы «врачевания» (когда знахари продолжают морочить голову смертельно больным пациентам или рекомендуют им такие снадобья, от которых вреда больше, чем пользы- как от «уринотерапии» или какого-то экзотического «иглоукалывания»).

Народная медицина несомненно уступает современной по объему и качеству оказываемой помощи, а также - в подавляющем большинстве случаев – и по эффективности. Но она произрастает на пока «свободных территориях», не освоенных современной медициной, имеет собственные социально-психологические основания, круг приверженцев и пациентов и потому способна приносить некоторую пользу при разумном взаимодействии с современной научной медициной.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Народная и научная фармация наших дней