Хирургия древнего египта
Видео: Медицина в Древнем Египте
Прародина цивилизации, как часто называют Древний Египет, подарила человечеству медицину и хирургию, достижениям которых мы не перестаем удивляться и поныне. Египетская медицина считалась в древности наиболее совершенной и пользовалась самым широким признанием. Уже в V в. до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди древнеегипетских врачей существовала определенная специализация. «Каждый врач, - писал Геродот, - излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни». Были там, конечно, и врачи-хирурги.Возможно, первым хирургом в Древнем Египте был Имхотеп, живший в начале III тысячелетия до н.э., - визирь, верховный жрец, придворный врач и архитектор фараона III династии Джосера. Имхотепа считают автором одного из древнейших медицинских сочинений и в течение тысячелетий называют великим хирургом.
Существуют свидетельства, что уже в первой половине III тысячелетия до н.э. у древних египтян были медицинские тексты. В XIX-XX вв. в Египте были найдены древние медицинские папирусы - папирус Эберса, папирус Смита, папирус Херста и др. Знакомство с их содержанием, как и сохранившиеся хирургические инструменты, изображения на памятниках, храмах и гробницах, исследование мумий, сохранивших следы трепанации черепа, ампутации конечностей, удалений опухолей, - все это позволяет говорить о довольно высоком уровне хирургии в древнеегипетском государстве, т.е. уже в III-II тысячелетиях до н.э. Особенно ценными представляются сведения, содержащиеся в папирусе Смита (считается, что он создан в XVII в. до н.э.). Это ценнейший памятник древнеегипетской медицины, по существу, представляющий собой хирургический трактат: он был переведен и издан американ- ским ученым Д. Брестедом только в 1930 г. и сразу стал подлинной научной сенсацией.
«Все описания, имеющиеся в этом медицинском папирусе, - отмечал живший в Египте русский врач Б.В. Булгаков, - резко отличаются от остальных (т.е. описаний в других папирусах. - М.М.) в том смысле, что в нем имеются не только предписания, как лечить, но и описание болезни с пояснением анатомической картины». Анатомия человека была довольно хорошо (по меркам древности) известна врачевателям Древнего Египта благодаря тому, что в стране пирамид многие столетия существовала традиция бальзамирования (мумификации) трупов. Это помогало в распознавании и лечении болезней, особенно тех, которые лечили хирургическими способами.
папирусе Смита содержатся описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника и др. Все это изложено в форме «наставлений» - предписаний, как следует поступать при различных болезнях и травмах. Каждое такое «наставление» посвящено определенной нозологической форме: приведена симптоматика, даны указания по диагностике и способу лечения, а также прогностике. Вот, например, в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигшей кости черепа», врачу предлагалось действовать следующим образом: «Если ты обследуешь человека, имеющего зияющую рану головы, достигшую кости черепа, тебе следует положить руку на рану и ощупать ее. В результате ты обнаружишь, что череп больного не поврежден». Дальше следовало сформулировать диагноз и возможности лечения: «Тебе следует сказать в отношении этого больного: он имеет зияющую рану головы- эту болезнь я вылечу». При лечении этой раны папирус предлагал врачу предпринять разумные и осмысленные меры: «Тебе следует перевязать рану, положив на нее свежее мясо в первый день- при перевязке тебе следует использовать две полоски полотна, затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».
По-другому рекомендовалось поступать в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигающей кости черепа и расколовшей его». Это было гораздо более серьезное повреждение, и обследовать пострадавшего требовалось куда более тщательно. Хотя диагноз был более серьезным, все-таки в лечении можно было попытаться достигнуть успеха, и поэтому в папирусе врачу давался такой совет: «Тебе следует сказать: эту болезнь я буду стараться вылечить». Далее следовали конкретные рекомендации: «Когда ты определишь, что череп больного расколот, тебе не следует делать перевязку. Удобным для больного является положение сидя. Сделай ему из чего-либо твердого, как кирпич, две опоры и наблюдай за ним, пока не пройдет критический момент. Тебе следует втирать жир в район головы, шеи и плеч». Так следовало лечить всех, кто получил травму черепа.
Иначе следовало действовать в случаях, когда травма была еще более тяжелой, например, при зияющей ране головы, проникшей до кости черепа, размозжившей его и вскрывшей мозг. «Тебе следует сказать, - советовал врачу автор папируса, - это болезнь, которую я не смогу вылечить». Однако, руководствуясь профессиональным долгом (деятельность древнеегипетских врачей протекала в рамках довольно строгой религиозной морали), врач не должен был бросать пострадавшего на произвол судьбы. Ему предписывалось действовать так: «Тебе не следует делать больному перевязку, уложи его в удобное для него положение на все время, пока его повреждение не пройдет». К этому автор папируса делал существенное дополнение, точнее, разъяснение со ссылкой на другое медицинское сочинение: «Что касается фразы «размозжив- шей череп», то это означает, что удар по голове был таким сильным, что осколки костей проникли глубоко в то, что находится внутри черепа». «Трактат о том, что относится к ранам» дает такое определение: «Это означает, что черепная коробка раскололась на многочисленные кусочки, которые утонули в том, что находится внутри черепной коробки». Упоминаемый здесь «Трактат» - еще одно свидетельство высокого уровня древнеегипетской хирургии: вполне вероятно, что этот трактат, не дошедший до нас, был более полным хирургическим руководством.
Предметом особого внимания в папирусе Смита были раны и травмы, полученные, скорее всего, в результате боевых действий: хирургия и тогда уже была «дитем войны». Среди хирургических методов, которые использовали древнеегипетские хирурги, были и прижигания. Так, в папирусе Смита содержатся обоснованные рекомендации по диагностике и лечению тех заболеваний, которыми занимается сейчас гнойная хирургия. Безусловный интерес вызывает «Наставление относительно опухолей с выраженной головкой на груди», в котором рекомендовалось прижигать эти опухоли. Таким образом, хирургу рекомендовался радикальный метод лечения. Аналогичной должна была быть тактика врача «относительно нарыва с выраженной головкой». Продуманными были и советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Здесь надо было применять холодные «прикладывания» с использованием растительных средств. «Прикладывания» использовались для высуши- вания раны с помощью минералов и жира, а затем применялись припарки с растительными средствами.
При лечении больших и осложненных ран следовало придерживаться другой тактики - постоянно наблюдать за состоянием раны и изменять лечение в соответствии с новым диагнозом. Вполне рациональными были меры, которые предлагалось принимать в случае перелома костей. Например, в «Наставлении относительно перелома руки с зияющей раной» врачу рекомендовалось «сделать для больного две шины из полотна и перевязать ее с «имереу» - особым лекарством, состав которого нам неизвестен. Другими словами, следовало осуществить фиксацию костей в месте перелома, а в дальнейшем применять жир, мед и корпию ежедневно. При лечении переломов древнеегипетские врачи использовали приспособления типа современных шин, лонгет, лубков. Применялось даже что-то, напоминавшее гипсовые повязки: полоски полотна опускали в алебастр или особые затвердевающие смолы, а потом накладывали на место перелома. В целом ряде рекомендаций подчеркивалось важное значение покоя.
Большое внимание в папирусе Смита уделялось прогностике. Пожалуй, каждая рана или травма оценивались либо как вполне излечимые («тебе следует сказать: эту болезнь я вылечу»), либо как возможно излечимые («эту болезнь я буду стараться вылечить»), либо как инкурабельные («эту болезнь я не смогу вылечить»)- к последним древний манускрипт относил повреждение головно- го мозга («размозжение черепа без видимого разрыва кожи») или спинного мозга («вывих шейного позвонка», «раздавливание позвонка шеи»). Подобная классификация болезней была обще- принятой в древнеегипетской медицине. Например, в одном из древнейших медицинских папирусов, относящемся примерно к III тысячелетию до н.э. и приписываемом самому Имхотепу, содержится разбор 48 случаев травм, которые по прогнозу подразделялись на излечимые, сомнительные и безнадежные.
Древнеегипетские врачи обладали определенными знаниями анатомии и физиологии человеческого организма. Как видно из употреблявшихся тогда анатомических терминов, им были известны многие органы, в том числе и жизненно важные, такие как мозг, сердце, печень, почки. Эти знания, полученные главным образом при вскрытиях трупов, связанных с изготовлением мумий, а также при операциях и других лечебных процедурах, использовались при обследовании больного, постановке диагноза, назначении лечения.
Обследованию больного в папирусе Смита уделялось особенно большое внимание. Древний врач, автор папируса, разъяснял, что «это означает подсчет, подобно подсчету чего-либо с помощью меры... Обследование - это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету делает возможным применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет (богини - покровительницы врачевания. - М.М.) или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов. Говорить «измерение» в отношении раны можно потому, что сосуды от сердца идут до головы, затылка и ног... работа сердца позволяет выявить признаки, которые проявляются, понятие «измерение» вводится для того, чтобы знать, что произошло».
Об этом же, по существу, говорится и в другом медицинском сочинении - папирусе Эберса, в котором был сформулирован, в частности, важный принцип - «смысл врачебного секрета заключается в знании работы сердца и знании самого сердца». Из всего этого явствует, что древнеегипетской медицине была известна важная роль сердца и кровеносных сосудов: древние египтяне придерживались представлений о многофункциональности этого органа. Они приписывали сердцу исключительную роль в жизнедеятельности человека, считая его органом мышления, чувств и средоточием жизненной энергии, а также органом, «связанным с кровообращением».
В папирусе Эберса и в некоторых других, дошедших до нас медицинских сочинениях древних египтян, также содержатся весьма рациональные хирургические предписания. Например, папирус Херста (XVI в. до н.э.) учит, как лечить нарывы, опухоли, язвы, ожоги, ушибы и ссадины, а также болезни заднепроходного отверстия, укусы диких животных, заболевания полости рта и т.д. Особенно интересны в нем наставления по лечению переломов костей.
В папирусе Эберса говорилось о лечении некоторых хирургических заболеваний. При ожогах, например, для перевязки ран предлагались различные лекарства: в их числе были и рациональные - содержавшие мед, масло, манну, ячмень, воск и др., и, мягко говоря, экзотические, т.е. экскременты овцы и кошки, кошачья шерсть, хрящи каракатицы и др. Кроме того, использовались магические заклинания и молитвы. Разнообразные сложные лекарства из многих ингредиентов предлагались для лечения язвенных ран и избавления от волдырей.
Наибольший интерес вызывали наставления хирургу по поводу различных опухолей. К опухолям древнеегипетские врачи относили самые различные увеличения размеров или форм органов или тканей, например (по современной терминологии) грыжи, карбункулы, аневризмы, гематомы, абсцессы, атеромы и т.д. Соответственно разными были и способы лечения. Так, если врач имел дело с кистоидной опухолью, он должен был, диагносцировав это заболевание («опухоль движется при ощупывании пальцами из стороны в сторону»), произвести операцию, а затем лечить, как обычную рану. Активной тактики предлагалось придерживаться при проведении лечения гнойной опухоли или гематомы. Например, при гнойной опухоли нужна была радикальная операция. При других опухолях хирург, наоборот, обязан был проводить консервативную терапию.
Рекомендуя те или иные оперативные вмешательства, папирус предостерегал хирурга от слишком радикальных действий: «тебе следует сделать операцию, - говорилось в одном из наставлений, - но будь осторожен с сосудами». Для подкрепления своих действий хирургу предлагалось использовать еще одно лечебное средство - заклинание. Впрочем, заклинания больше и чаще рекомендовались при лечении внутренних болезней, когда врач не мог всетаки существенно помочь пациенту: хирургические манипуляции оказывались гораздо более эффективными и потому, вероятно, гораздо реже требовали применения магических заклинаний и жертвоприношений богам.
В те времена, как и теперь, для проведения хирургических операций требовалось иметь довольно солидное «техническое оснащение». Арсенал древнеегипетских хирургов включал много разнообразных хирургических инструментов. Так, в распоряжении врачей были ножи (металлические и кремниевые), ланцеты, пинцеты, бритвы, ножницы и т.д. В ходу были и металлические пуговчатые палочки - их применяли при различных прижиганиях. Эти и другие инструменты хорошо известны по находкам в древнеегипетских гробницах, по изображениям на стенах храмов.
Историко-медицинские изыскания дают основания утверждать, что диапазон хирургической активности древнеегипетских врачей
был достаточно широким. Наши древнейшие предшественники и коллеги делали такие сложные операции, как ампутация конечностей, трепанация черепа (достаточно широкое применение трепанаций в древнеегипетской хирургии подтверждают недавние исследования - W.M. Pahl, 1993), применяли вмешательства на позвоночнике- во время операций производилась перевязка крово- точащих сосудов. Кроме того, рутинными вмешательствами были операции, производившиеся по религиозному закону, - обрезания крайней плоти, а также кастрация рабов для пополнения евнухов в гаремах. Несомненной заслугой древнеегипетской медицины является разработка и практическое применение операций по устранению катаракты. Об этом говорится, в частности, в папи- русе Эберса, где прямо пишется «об открытии зрения в зрачках позади глаз».
Совсем недавно (2001) появилось сообщение об уникальной находке египетских археологов. В пустыне под Каиром они обнаружили захоронение врача-хирурга, который практиковал более 4000 лет назад, во времена V династии фараонов. В захоронении найдено около 30 медных хирургических инструментов того времени. На стенах гробницы сохранились рисунки, рассказывающие о повседневной жизни фараонов. По мнению ученых, находка позволит узнать много нового о развитии медицины в Древнем Египте.
Достижения древнеегипетских хирургов, как и другие плоды развития медицины того времени, стали в дальнейшем известны во многих странах, прежде всего в Древней Греции.
Поделиться в соцсетях:
Похожие