lovmedgu.ru

Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития и саморазвития

Высокий профессионализм и творческое мастерство в его осуществлении самыми различными специалистами – главный человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает акмеология – новая интег ративно-комплексная наука. Именно она изучает закономерности и технологии развития таких вершин профессионализма и творчества, как «акме». В свое время еще С. Л. Рубинштейн, анализируя жизненный путь человека, отмечал, что это – движение к более совершенным, высшим формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности.

Л. С. Выготский указывал на возрастающие возможности человека в организации своей жизни. Стремление человека построить свою жизнь в соответствии с ценностными приоритетами позволяет ему стать относительно независимым и свободным по отношению к внешним факторам.

А. Н. Леонтьев является одним из основателей творческих и экспериментальных исследований деятельности. Где деятельность рас сматривалась как предмет психологических исследований.

Б. Г. Ананьев выдвинул идею о необходимости дополнить исследование психического мира ребенка и человека преклонного возраста исследованием психики зрелого человека, и в конце 50-х и в течение 60-х годов Б. Г. Ананьев с учениками начали на теоретическом и экспериментальном уровне ставить и решать проблемы, которые дали импульс к развитию акмеологии. «Впервые предметом изучения стал феномен „акме“, этот феномен описан как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и ин дивидуа льными изменениями, разработан понятийный аппарат науки, включающий такие понятия, как „акмеологические принципы и закономерности“, „акмеологическое пространство“, „акмеограмма“ и др» (Деркач, 2007, с. 27).

Понятие «акме» является основополагающим в акмеологии. Одни ученые рассматривают понятие «акме» как последовательный ряд достижений человека на жизненном пути, акцентируя внимание на временном аспекте и количественной характеристике «акме» в жизнедеятельности человека. Другие исследователи рассматривают «акме» как вершину индивидуального и личного развития человека на этапах жизнедеятельности – детства, юности, взрослости, старости. Третьи исследователи рассматривают «акме» как достижение вершин личностью и социумом.

Н. В. Кузьмина подчеркивает, что «греки с ловом „акме“ называли период возраста в человеческой жизни, когда появляется зрелость всего, на что способен данный человек, когда развернулись, расцвели и на вершине своих способностей находятся его силы» (Кузьмина, 2001, с. 11).

Аналогичную точку зрения разделяет другой ведущий акмеолог А. А. Бодалев, отмечая, что «„акме“ – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностна я и субъективна я зрелость» (Бода лев, 2002, с. 300). Он отмечает, что «термин акме употребляется также еще в одном значении пиков и оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях» (Бодалев, 1998, с. 5). Кроме этого, рассматривая «акме», он подчеркивает, что «многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью» (Шичалина, 1991, с. 40–41).

Исследователь Ю. А. Гагин также подчеркивает историческое, греческое происхождение этого понятия «(гр. akme – высшая степень чего-л., вершина, цветущая сила, совершенство + logos – слово, речь, учение) – наука достижения вершин человеческого качества в человеке, овладение совершенством, в том чтсле в избранной профессиональной деятельности» (Гагин, 2004, с. 4).

П. А. Флоренский писал, что акме – «вершина в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве. Не только человек имеет „акме“, и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое „акме“, когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности» (Флоренский, 1988, с. 15). С психологической точки зрения А. А. Бодалев характеризует акме как «высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как субъект деятельности» (Бодалев, 1998, с. 5). В. П. Бранский определяет акме как вершину «совершенства и могущества» (Бранский, 2000, с. 9). А. А. Деркач подчеркивает, что акме – высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости.


Проблема акмеологии как интегративной науки и практики связана с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как совокупности его природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условий – с другой, и способов их организации – с третьей. Необходимой предпосылкой является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний и саморегуляция. Акмеологический подход предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности. Большое значение придается осознаванию человеком своего индивидуального профиля профессионализма, обдумыванию индивидуальных стратегий и траекторий движения к профессионализму (Деркач, 1998, с. 158). С точки зрения акмеологического подхода при оценке профессионала необходимо учитывать не только внешние показатели его деятельности (успешность, результативность) и внутренние состояния (мотивацию, удовлетворенность), но и наличие постоянной специфической мотивации к высокопродуктивной деятельности, к поступательному восходящему саморазвитию.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие специалиста. Одним из подходов, позволяющих выделить значимые характеристики субъекта в профессиональной деятельности, является модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития, предложенная Л. М. Поповым (Попов, Кашин, Старшинова, 2000, с. 37).

Пространственно-временной комплекс – это системно-струк турная организация, включенная в процессы многомерного взаимодействия человека с миром и с самим собой, а также способы этого взаимодействия. Пространственно-временной комплекс состоит из двух составляющих: статической, или продуктно-пространствен ной, и динамической, или процессуально-временной.

Статическая составляющая представлена в личности в первую очередь организмом, психикой и социальными параметрами, транс формировавшимися в биопсихосоциальную организацию целостного типа. У каждого человека названные параметры складываются в уровни его структурной организации. Они составляют ту целостность, которая и позволяет человеку осознавать себя телесно-чувственным существом, способным к адекватной ориентации во времени, пространстве и социуме. В зависимости от типа доминирующего взаимодействия данные уровни имеют свой показатель выраженности и тенденцию к развитию, которая отражает социальный заказ общества или предрасположенность личности к активному взаимодействию в рамках одного из уровней пространственной составляющей.

На полюсе субъекта эта составляющая на психологическом уровне обнаруживается в продуктах (моделях, образах, представлениях, понятиях) и в существовании структурно-уровневой организации интеллекта, включающей его разнообразные проявления: эмпирический и теоретический уровень ориентации, наглядно-действенный, наглядно-образный и абстрактно-логический способ деятельности, интуитивный и креативный характер преобразований. Человек при этом выступает хранителем моделей, полученных или в процессе практического преобразования действительности и самого себя, или в ходе аналитико-синтетической деятельности высокого уровня обобщения.

Динамическая составляющая – это реальное отображение инициативных действий человека в виде непрерывных актов взаимодействия с объектами внешнего и внутреннего планов: внешнеплановые и внутреннеплановые действия. Это и есть психологический механизм развития и саморазвития динамической составляющей ПВ-комплекса субъекта.

Расчлененность пространственно-временного комплекса на статическую и динамическую составляющие трудно уловить. Переходы процесса в продукт и обратно идут непрерывно. И то, что на стороне процесса выступает в динамике и может быть зарегистрировано во времени, то же самое на стороне продукта обнаруживается в виде покоящегося свойства. Продукты взаимодействия, возникая как следствие процесса, превращаются в условия для нового процесса.

Качественное преобразование может проходить в двух вариантах. Согласно классическим концепциям мышления (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский), оно осуществляется по фазам: проблема – вы движение гипотезы – постановка задач – решение задач – формулировка выводов, суждений. Если же руководствоваться подходом специалистов в области психологии творчества, то качественное преобразование должно пройти следующие фазы: крах логических программ – инкубация – интуитивное озарение – вербализация – формализация (Пономарев, 1983, с. 106). В обоих случаях процесс заканчивается формированием обобщенной внутренней модели, предельно формализованным продуктом.

Исходя из ранее сформулированной концепции «психологического маятника», процессы постоянных переходов внешних действий во внутренние и наоборот проходят не только постоянно, но и способствуют, благодаря расширению амплитуды колебаний, проникновению в «зоны ближайшего развития» (по Выготскому, 1972), т. е. развитию и саморазвитию субъекта.

Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней детерминацией. Внешняя детерминация обусловлена действием внешних причин, побудителей. Наиболее полное представление о них дает концепция Е. А. Климова, согласно которой существует пять типов профессий, а следовательно, пять типов объектов: природа, человек, техника, знаки, художественные образы.

Внутренняя детерминация состоит из двух полисфер: мотива ционно-личностной и Я-полисферы. Мотивационно-личностна я полисфера определяет направленность действий субъекта во вне, а во внутримотивированном варианте создает условия для постоянного самоизменения. Она представлена следующими сферами: мировоззренчески установочной, где фокусируется взгляд человека на мир, отношение к нему и определяется система ценностных ориентации, установок- общеличностной сферой, которая состоит из нравственно-этического и индивидуально-типологического слоев- эмоционально-волевой сферы, создающей определенное отношение к объекту и мобилизующей все внутренние ресурсы человека на до-стижение поставленных субъектом целей.

Полисфера Я накладывает многочисленные личностные оттенки на любой процесс и продукт. Она существует в виде Я-самосознающего и Я-вкладового. Я-вкладовое – это мотивационно-лич ностная предрасположенность человека к инициативным приемам вкладов извне и производству вк ладов в других, это, своего рода, способность оказывать влияние на других и принимать влияние от других.

Я-самосознающее выступает в единстве трех сторон: самопознание, самоотпошение, саморегуляция-самоуправление. Оно формируется в постоянном соотнесении себя: с самим собой в прошлом и настоящем (Я-реальное), с другими в данное время (Я-зеркальное, Я-глазами других), с самим собой в будущем (Я-идеальное, т. е. Я-ка ким бы мне хотелось быть). Е. А. Климовым вводится также Я-про фессиональное (К лимов, 2001, с. 512).

Основная идея проблемы профессионального саморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Акмеологичность проходит через всю историю человечества и в образовании, и в культуре, и в социальном развитии. В рамках акмеологического подхода саморазвитие рассматривается со следующих позиций: самореализация его творческого потенциала в процессе деятельности на пути к высшим достижениям- факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин- закономерности обучения и профессионализма в деятельности- самообразование и самоорганизация, самоконтроль, закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Таким образом, саморазвитие сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности, ее потребностей, эталонов, ценностных ориентаций. Поэтому в общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит ее личностно-профессиональному развитию, где профессиональное и личностное саморазвитие может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, результатом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования. В свою очередь, образование в том случае будет способствовать становлению личности как профессионала, если оно переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие – в саморазвитие и самореализацию. Для этого важно самоопределение того вида деятельности, где личность способна достичь «акме» – вершины своего успеха.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития и саморазвития