lovmedgu.ru

Бессознательное как предмет психологии

Видео: 06 Бессознательное в психоанализе

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир. На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления – фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 – 1939).

Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

В своей теории он предпринял попытку объяснения явлений сознания, прежде всего через такие факторы, как "Я" (эго), "ОНО" (ид), "СВЕРХ-Я" (супер-эго). При этом две последние структуры локализованы в "подсознании" человека. Научное рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявления определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п. Для выявления этих бессознательных факторов Фрейд предложил специальные исследовательские процедуры: гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др.

Богатая медицинская практика позволила З.Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах "Исследования истерии" (1895) и "Толкование сновидений" (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета- 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как: непосредственное эмоциональное вчувствование- идентификация- эмоциональное заражение- объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

В настоящее время в психологии признается существование следующих классов проявлений бессознательного:

1) Надсознательные явления (художественные образы, инсайтные решения, продукты творчества и пр.). Надсознательное – это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

2) Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемыемотивыисмысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения.

Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3.Фрейд ввел термин «динамическое вытеснение бессознательного». Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (групповая психотерапия).

3) Проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающиенаправленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они также могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие.

Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построениядвижения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.

Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия . Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

В качестве бессознательных регуляторов поведения (действий) человека можно рассматривать и так называемые защитные механизмы.

Защитные механизмы - открытые З.Фрейдом процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие, таким образом, о различных психологических проблемах и трудностях человека.

В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для: а) подавления сексуального и агрессивного инстинктов и б) сохранения тем самым энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами.

Назовем некоторые защитные механизмы личности:

- вытеснение - перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного-

- идентификация - бессознательное уподобление себя другой личности- неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности-

- проекция – приписывание внешнему объекту импульсов и чувств, неприемлемых для личности, которые проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира-

- замещение - процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности- замещение объекта- замещение деятельности-

- сублимация - преобразование направленности энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую-

- бегство (от реальности) - стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности-

- рационализация - бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны.

Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З. Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное – бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека. Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Бессознательное как предмет психологии