lovmedgu.ru

Современные голоса в психологии

Сексуальная ориентация: врожденная или социально детерминированная?



Исследования показывают, что такими рождаются, а не становятся

Дж. Майкл Бейли, Северо-Западный университет



На протяжении многих лет большинство психологов считали, что гомосексуализм является результатом неправильного воспитания, вызванного патологическими отношениями между ребенком и родителем, или обусловлен нетипичным сексуальным опытом. Однако научные исследования не подтвердили это мнение (см., например: Bell, Weinberg & Hammersmith, 1981). Родители людей с гомосексуальной ориентацией ничем особым не отличались от тех, чьи дети были гетеросексуальны (а если отличия и обнаруживались, оставалось неясным направление причинно-следственной связи). Большинство гомосексуалистов испытывали гомосексуальные желания задолго до своего первого сексуального опыта, который действительно мог вызвать закрепление необычного обусловливания. Лишь после того как исследователи не смогли объяснить происхождение гомосексуализма социальным влиянием, они обратили внимание на теории, согласно которым причины гомосексуальности лежат внутри самого человека.

Наиболее достоверно установлена корреляция между взрослым гомосексуализмом у взрослых и признаками гендерного несоответствия в детском возрасте (Bailey & Zucker, 1995). Как правило, гомосексуальные мужчины в детстве были женоподобными мальчиками, а лесбиянки — маскулинными девочками. Гендерное несоответствие появляется в раннем детстве, скорее вопреки, чем благодаря воздействию социализации. Действительно, выраженно женоподобные мальчики, ставшие впоследствии гомосексуалистами (Green, 1987), в детстве часто страдали из-за реакций на их необычное поведение. Связь между сексуальной ориентацией и гендерным несоответствием в детстве универсальна для любой культуры (Whitam & Mathy 1986- Whitam & Mathy, 1991). Хотя мы не знаем точных причин проявляющегося в детстве гендерного несоответствия, общая картина подразумевает определяющую роль скорее врожденных факторов, чем научения.

Более прямое подтверждение этого мы получаем в исследованиях родных братьев и сестер, включая близнецов. В семьях гомосексуалистов наблюдается больше гомосексуальных братьев по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, а лесбиянки имеют больше сестер-лесбиянок по сравнению с гетеросексуальными женщинами (Bailey & Pillard, 1995). Исследования близнецов показывают, что эти примеры в большей степени отражают влияние генов, а не семейного окружения. Однояйцевые близнецы более схожи по сексуальной ориентации, чем разнояйцевые близнецы (Bailey & Pillard, 1995). С другой стороны, по крайней мере в половине случаев, если один однояйцевый близнец гомосексуален, другой близнец имеет гетеросексуальную ориентацию. Хотя это свидетельствует о важной роли окружения в формировании сексуальной ориентации, такое влияние не обязательно должно быть социальным. Биологические факторы могут также вызывать различия у близнецов (Martin, Boomsma & Machen, 1997). Когда однояйцевые близнецы имеют различную сексуальную ориентацию, они часто помнят, что, будучи детьми, уже имели различия, что подразумевает раннее действие факторов окружения. Тем не менее точный характер влияния окружения и воспитания остается неясным.

Более прямое свидетельство генетического влияния получено в результате исследований ДНК (Hamer et al., 1993). Пары братьев с гомосексуальной ориентацией наследуют одну и ту же часть X-хромосомы, Xq28, более часто, чем это можно объяснить случайным совпадением. Возможно, ген, находящийся именно в этой области, влияет на определение мужской сексуальной ориентации. В пользу данной гипотезы говорит и то, что гетеросексуалы обычно не наследуют ту же версию Xq28, что и их гомосексуальные братья (Hu et al., 1995).

Наиболее влиятельная теория утверждает, что в человеческом мозге есть область, определяющая сексуальную ориентацию, и развитие этого центра зависит от ранних гормональных воздействий (LeVay, 1996). Согласно этой теории, мужчины-гомосексуалисты имеют женские центры сексуальной ориентации, а лесбиянки — мужские центры. Два известных науке примера с мальчиками, которые в раннем детстве случайно лишились гениталий и затем воспитывались как женщины, также подтверждают эту точку зрения. Во взрослом возрасте обоих прежде всего привлекали женщины, что согласуется с влиянием внутриутробного развития больше, чем с послеродовым воспитанием (Bradley, Oliver, Chernick & Zuckner, 1998- Diamond & Sigmundson, 1996). В одном из исследований мозг гомосексуалистов сравнивался с мозгом гетеросексуальных мужчин и женщин, и в результате был сделан вывод, что одно из ядер (скоплений нервных клеток) имело большие размеры в мозге мужчин-гетеросексуалов, чем в мозге гомосексуалистов, который в этом отношении скорее походил на мозг гетеросексуальных женщин (LeVay, 1991). Это ядро находится в гипоталамусе, который, как известно, играет важную роль в определении сексуального поведения. Гипоталамус, вероятно, развивается очень рано, и таким образом, данное различие между гомосексуальными и гетеросексуальными людьми вряд ли вызвано разницей в опыте.

Вопрос происхождения сексуальной ориентации является спорным, и в этой области еще предстоит многое сделать. Значительную часть наиболее важных данных (например: Hamer et al., 1993- LeVay, 1991) необходимо подвергнуть повторной проверке. На данный момент нельзя полностью исключать роль социального окружения, хотя пока она и не подтверждается исследованиями. Напротив, в результате научных изысканий получено множество доказательств врожденности гомосексуальности.



Сексуальная ориентация не является врожденной

Дерил Дж. Бем, Корнеллский университет



Доктор Бейли и я согласны, что действительно существует связь или корреляция между биологическими переменными и сексуальной ориентацией. Но я предлагаю альтернативную интерпретацию биологических фактов — теорию сексуальной ориентации «экзотическое становится эротическим» (ЭСЭ) (Bem, 1996). Постулируемая мною последовательность развития гомосексуальности показана на схеме.



A: Биологические переменные.

B: Черты темперамента в детстве.

C: Предпочтение типичных/нетипичных для своего пола видов деятельности (гендерное соответствие/несоответствие).

D: Ощущение отличия от представителей противоположного/своего пола («экзотичность»).

E: Физиологическое возбуждение в отношении лиц противоположного/своего пола.

F: Эротическое влечение к лицам противоположного/своего пола.

(A->B->C->D->E->F)



А—>B Во-первых, теория ЭСЭ предполагает, что генетические, гормональные и, возможно, другие биологические факторы непосредственно влияют не на взрослую сексуальную ориентацию, а на особенности темперамента и черты личности ребенка. Многие личностные качества имеют сильные генетические или наследственные корни, включая такие особенности темперамента детей, как уровень активности и агрессивность.

B—>C Указанные особенности темперамента предопределяют, что ребенок будет испытывать удовольствие от некоторых действий больше, чем от других: более агрессивный или активный ребенок будет наслаждаться дракой (типичные для мальчиков действия)- другой предпочтет более спокойные формы социализации (действия, характерные для девочек). Таким образом, ребенок будет генетически предрасположен к поведению, которое в зависимости от его/ее пола окажется гендерно соответствующим или несоответствующим. Как показано в табл. 10.2, дети склонны иметь таких друзей, которым нравятся одинаковые с ними виды деятельности- например, ребенок (мальчик или девочка), избегающий спортивных состязаний, будет уклоняться от игр с мальчиками и более расположен к выбору девочек в качестве партнеров по играм.

C—>D Соответственно, дети, поведение которых соответствует их гендеру, будут чувствовать себя сильно отличающимися от детей противоположного пола- дети с гендерно-несоответствующим поведением будут чувствовать себя сильно отличающимися от детей своего пола, то есть считать их более «экзотическими», чем детей противоположного.

D—>E Чувство собственного отличия от других вызывает возбуждение. Для типичного мальчика это может ощущаться как антипатия или презрение к девочкам («девчонки глупые»)- для типичной девочки — как робость или опасение в присутствии мальчиков. Большинство детей, однако, не будут осознавать свое возбуждение.

E—>F Это возбуждение в более поздние годы трансформируется в сексуальное возбуждение или эротическое влечение: экзотическое становится эротическим. Частично в пользу существования этого шага свидетельствуют результаты исследований, в ходе которых гетеросексуальные мужчины, будучи физиологически (но не сексуально) возбуждены, ощущали большее влечение к женщинам, чем те, которых не возбудили. Другими словами, общее физиологическое возбуждение может впоследствии переживаться и интерпретироваться как сексуальное возбуждение или фактически быть преобразовано в него.

Доказательство положения этой теории, согласно которому несоответствие своему полу в детстве стоит в ряду между биологическими переменными и сексуальной ориентацией, фактически получено в тех же исследованиях, которые доктор Бейли цитирует как подтверждающие связь физиологии и гомо/гетеросексуальности. Например, в упомянутом им исследовании близнецов было обнаружено, что с точки зрения несоответствия своему полу в детстве пары однояйцевых близнецов более похожи, чем пары разнояйцевых. Точно так же в ходе изучения ДНК сделан вывод, что пары братьев с гомосексуальной ориентацией, которые имеют одну и ту же часть Х-хромосомы, более схожи по параметру несоответствия своему полу, чем братья с гомосексуальной ориентацией, у которых нет этой части X-хромосомы. Короче говоря, исследования, подтверждающие связи между биологическими переменными и взрослой гомосексуальной ориентацией, согласуются с положением теории ЭСЭ, что биология сначала ведет к гендерно-несоответствующим интересам и предпочтениям в детстве и только впоследствии — к взрослой гомосексуальной ориентации. Тем не менее это еще не доказывает, что данная теория верна- только дополнительные исследования могут решить этот вопрос.

Наконец, необходимо отметить, что теория ЭСЭ применима к проявлениям как гомосексуальности, так и гетеросексуальности. Поскольку почти все культуры подчеркивают различия между мужчинами и женщинами, большинство мальчиков и девочек вырастают, ощущая себя отличными от представителей противоположного пола, и следовательно, в последующей жизни будут ощущать сексуальное влечение к ним. Это объясняет, почему гетеросексуальность являлась наиболее распространенной ориентацией во все времена и во всех культурах.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Современные голоса в психологии