lovmedgu.ru

Диагностика неуставных взаимоотношений

Видео: Неуставные отношения (ДЕДОВЩИНА) в РОССИИ !

1. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определенных привилегий "казарменного комфорта" за счет военнослужащих первого года службы.

Неуставные правила взаимоотношений между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости.

Эти отрицательные явления за последнее десятилетие приобрели огромные масштабы, вышли за пределы ведомства, получили огромный резонанс в обществе и по своему отрицательному воздействию на служебно-боевую деятельность и укрепление воинской дисциплины вышли на одно из первых мест.

"Дедовщину" в армии в отдельных публикациях сравнивают с Чернобыльской трагедией, но последствия этого позорного явления вряд ли соизмеримы. Почему общественность страны, руководство воинских коллективов всех уровней так серьезно беспокоит казарменное хулиганство, которое унесло сотни человеческих жизней, а тысячи покалеченных. Саше страшные последствия этой трагедии - это разрушение уз товарищества и братства между людьми, нациями и народностями, и это происходит в тот период, когда в ряде регионов продолжаются межнациональные конфликты. .

В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие.

Причины их появления - глубинные. Унижение человеческого достоинства, глумления и издевательства не являются чисто военным явлением. Неуставные взаимоотношения как теоретическая и практическая проблема впитала в себя все многообразие тенденций и противоречий общественного развития и функционирования войск. При возникновении этого отрицательного явления взаимодействуют социально-исторические, социально-психологические и индивидуально-личностные качества. Понять - значит лучше учесть их в организаторской и воспитательной работе. Появление неуставных взаимоотношений следует рассматривать как Побочный результат обострения социально-психологических противоречий в обществе и негативных факторов в жизнедеятельности воинских коллективов.

Главной причиной превращения отдельных фактов НУВ в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений е войсках. Появилось стремление решать эту проблему `своими силами, наблюдался узковедомственный подход и закрытие этой темы. А когда дерзкие глумления и издевательства были отнесены к категории воинских преступлений, то нередко их скрывали. Их стали сознательно выдавать за безобидные явления, скрывать истинный характер этих тяжелых преступлений. Состояние воинской дисциплины оценивалось в основном по количественным показателям, то, зачастую, тяжелые происшествия, связанные с издевательствами над сослуживцами, стали относить к разряду "прочих", т.е. неуставных взаимоотношений.

К сожалению, в ряде округов и частей такой подход продолжает оставаться и сегодня. Это нанесло и продолжает наносить непоправимый ущерб во взаимоотношениях между военнослужащими. Необъективная оценка всей опасности этого позорного явления не давала возможности в самом зародыше принять эффективные и решительные меры по их пресечению.

Довольно большое количество исследователей придерживаются мнения, что корни неуставных взаимоотношений ведут к тому Бремени, когда е обществе процветал протекционизм, поиск привилегий на всех уровнях, «очковтирательство» показуха, парадность. Ну что ж, в определенной степени они правы. Безусловно, эти негативные процессы затронули войска. Все это приводило к снижению остроты оценки состояния дисциплины и всего происходящего в воинских коллективах, к сведению негативных явлений к отдельным фактам, имеющим частный, локальный характер.

Диагностика рассматривается, как способность офицеров распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать глумления и издевательства.

Когда врач ставит диагноз заболеваний, он делает это на основе знания человеческого организма. Офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчинённых, использовать рекомендации` Педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в коде прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделениях) и другие.

При анализе биографических данных необходимо обращать внимание прежде всего на условия, в которых воспитывался призывник. В диагностике важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего,допускающего конфликтные действия по отношению к своим сослуживцам.

У таких военнослужащих ярко выражены эгоистические, потребительские, корыстные интересы, они привыкли жить за счет других, не любят работать, всячески уклоняются от выполнения заданий, связанных с физическим трудом, свою работу перекладывают на сослуживцев, склонны к наживе, поклоняются власти денег, блага жизни хотят получить за счет нетрудовых доходов, почти вое считают службу в армии ненужной обузой.

Все это подкрепляется халатным отношением к выполнению своих служебных обязанностей. Они высокомерны в отношениях с сослуживцами, пренебрегают общественным мнением, склонны к употреблению спиртных напитков,проявляютэлементы национального чванства,участия в общественной жизни подразделения не принимают. Эти и другие особенности поведения необходимо иметь в виду анализируя документы на военнослужащих.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.

Цель опроса состоит в том, чтобы выявить в коллективе в период пребывания молодого пополнения суть отношений старослужащих к молодым воинам. Важно знать также и настрой самих молодых солдат, их готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать как бы советуясь с собеседником.

Стремитесь узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы. Используйте для этого знакомство с документами, личные беседы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут воину из дома, какое у него настроение, каково впечатление от прочитанного газетного материала, просмотренного кинофильма.

В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте сложившееся особенности характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, тлеющими неопределенные или непостоянные езгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Вы должны стать для них примером. Строгая требовательность , развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.

Среди Ваших подчиненных могут быть и такие военнослужащие, которые во взаимоотношениях с товарищами по службе проявляют малодушие, не умеют постоять за себя. Как помочь им обрести уверенность в себе, доказать, что никому не будет позволено посягнуть на их человеческое достоинство? Каждый военнослужащий должен быть убежден в том, что Вы - его защитник, вы непременно обеспечите справедливое к нему отношение. Этим в решающей степени предопределяется успех Ваших усилий по утверждению в коллективе уставных взаимоотношений.

Не оставляйте без внимания процесс включения в коллектив прибывающих в подразделение молодых военнослужащих. Сихприходом обязательно произойдут какие-то изменения. Какие? Это не безразлично ни Вам, ни Вашим подчиненным.

На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, определяются меры по предотвращению неуставных взаимоотношений.

Ранняя диагностика конфликтов в отношениях между военнослужащими - сложное и многотрудное дело. Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педагогическими и административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции у противоборствующих сторон необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных структур военнослужащих, оказавшихся в изоляции.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Диагностика неуставных взаимоотношений