lovmedgu.ru

Описание принципов фоносемантической обработки информации с помощью программы «диатон»

На базе метода анализа текстов, предложенным А. П.Журавлевым, были разработаны лингвистические программы «Диатон», «Словодел» и ВАЛААЛ, одним из элементов которых является анализ фоносемантики текста. Чаще всего звуковой образ слова осознанно не воспринимается, однако, сочетания звуков обладают фонетической значимостью. Для обработки результатов исследования в данной работе использовалась программа «Диатон», разработанная в лаборатории суггестивной лингвистики и социально-психологической терапии «Ведиум» «Диатон» (И.Ю.Черепанова, 2001, 2002). Заметим, что для целей данного исследования понятие суггестии использовалось исключительно для определения эмоциональной окраски описанного понятия, в рамках которой она и определяется. Термины - «жесткое кодирование» предполагает негативную окраску, «мягкое кодирование» -позитивную окраску, «нейтральный» - окраски не имеет.

Авторы программы «Диатон» (И.Ю.Черепанова, 2001, 2002) выделили 5 уровней суггестивно-лингвистического анализа: фонологический, просодический, лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфо-синтаксический, в рамках которых измеряют следующие параметры суггестивных текстов:

1) отклонение частотности употребления отдельных звуков от нормальной частотности-

2) фонетическое значение текстов-

3) звуко-цветовые соответствия-

4) звуковые повторы, превышающие нормальную частотность-

5) соотношение количества высоких и низких звуков (в %)-

6) длина слова в слогах-

7) лексико-стилистические показатели.

Заметим, что для целей исследований лексико-грамматический, морфо-синтаксический уровни анализа не использовались, а уровень лексико-стилистический -для анализа общегрупповых текстов, поэтому указанные первые два типа анализа не рассматриваются.

1. Фонологический уровень

1.1) отклонение частотности употребления тех или иных звуков от нормальной.Измерения фонетического значения А.П.Журавлева (А.П.Журавлев, 1974, 1991)

происходят по отклонению звуков от нормы. Если каких-либо звуков в тексте находится в пределах нормы, то звуки не несут специальной смысловой и экспрессивной нагрузки, их символика остается скрытой. Заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста. Например, если в стихотворении нагнетаются звуки, средние оценки которых по шкале «светлый -темный» соответствуют признакам «очень светлый», «светлый», то эти признаки и будут характеризовать содержательность фонетической формы текста в целом.

1.2) фонетическое значение суггестивных текстов и заголовков текстов в случае анализа личных мифов-

1.3) звуко - цветовые соответствия-

1.4) звуковые повторы (повторы слогов), превышающие нормальную частотность.

2. Просодический уровень.


Просодия (от греч. prosodia — ударение, припев) — супрасегментный уровень языка, так как соотносится со всеми сегментными единицами (слог, слово, синтагма, фраза, сверхфазовое единство, текст). В языкознании часто выделяют следующие элементы просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм. С точки зрения истории второй сигнальной системы и суггестии, просодический уровень является таким же базовым, как и фонологический. К числу первичных физиологических механизмов отбрасывания интердикции следует отнести механизм персеверации (настаивания, многократного повторения). На позднейших этапах это довольно элементарное нервное устройство просыпалось снова всюду, где требовалось упорно повторять,— в истории сознания, обобщения, ритуала, ритма. Отсюда следует, что главным элементом просодического уровня является ритм.

Т.к. суггестивные тексты ориентируются на правое полушарие головного мозга, то есть на образы, особенно интересен взгляд на ритм текста как способ включения человека в чувственный (сенсорный) диалог с или миром как на внутреннее удвоение, образа, который развивается в антропогенезе лишь после появления внешнего удвоения - подражания или копирования.

Работы М. И.Лисиной и ее последователей показали, что в процессе коммуникативной деятельности у ребенка с раннего возраста (когда работает правое полушарие) отражается в сознании и формируется образ другого человека и самого себя, который представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Психометрический анализ текстов, предложенный А. П. Журавлевым, объясняет, как это происходит.

К ритмическим характеристикам текстов относится также измеренная для каждого текста длина слова в слогах, которая, по мнению Й.Мистрика «обратно пропорциональна ритмичности высказывания» (Й.Мистрик, 1967, с.50). Слова разговорного диалогического стиля характеризуется в среднем небольшой длиной в слогах. Тексты, в которых употребляются абстрактные выражения или исключительные слова, имеют более высокие среднеарифметические длины в слогах.

3. Лексико-стилистический уровень.

Следующим этапом описания параметров суггестивных текстов является измерение различных показателей (индексов), характеризующих стилистические особенности текстов при помощи математико-статистических методов (Й. Мистрик, 1967), на основании следующих данных:

N - число лексических единиц в тексте вообще-

L-число слов, которые встретились в тексте хотя бы один раз-

Lf1 - слова, которые встретились в тексте только один раз-

fn-максимальная частотность слова - специальным формулам могут быть

рассчитаны следующие индексы (показатели):

1) С- индекс дистрибуции (чем больше С, тем богаче словарь и более симметрична числи дистрибуция слов)

С= V(f2n+Li)

2) Ii - индекс итерации (индекс повторения слов в замкнутом тексте) Ii = N: L

3) Ie — показатель исключительности (специфичности) лексики. В поэзии бывает до 50% «исключительньгх» слов, в художественной прозе их намного меньше:

Ie = 20xLf1:N

4) P- индекс предсказуемости. Чем ниже степень предсказуемости, тем привлекательнее текст:

P= 100- (Lf1 х100)^

5) Ig - индекс плотности текста зависит от числа повторяющихся слов в тексте и длины текста. он чувствителен главным образом к тематическим слова и совершенно независим от случайных слов. Чем богаче тематика, тем выше Ig, чем однороднее в тематическом отношении текст, тем Ig ниже. В научных монографических сочинениях он опускается ниже 1, в газетах, наоборот, поднимается выше 3.

6) Iext - объем экстенсивности словаря. Является показателем широты лексики, разнообразия выражений и лексической насыщенности текста-

7) If - длина интервала средней части повторяющихся слов (индекс стереотипности). If является высоким - как положительный стилистический элемент - там, где имеет значение не форма, а содержание высказывания. Это касается тех случаев, когда предполагается беглое чтение или когда высказывание является спонтанным, нестилизованным. Высокую степень стереотипности, а, следовательно, высокий If имеет профессионально- разговорная речь, низок If в художественных текстах.

Обработав текст с помощью программы «Диатон», получаем его следующие характеристики:

1) эмоциональный характер: нейтральный, отрицательный или положительный-

2) качественные характеристики - отрицательные или положительные, выраженные в виде 20 прилагательных, а также звуко-цветовые соответствия (11 значений)-

3) количественные характеристики: выраженность качественных характеристик в условных единицах (от -1 до 30) и звуко-цветовые соответствия (от 0 до 10).

Эмоциональный характер соответствует типу текста: нейтральный - обычный текст, который не несет суггестивных установок-

отрицательный - жестко кодированный суггестивный текст, в котором количество согласных и гласных звуков, несущих «устрашающий» оттенок, выше среднего значения, обычно встречающегося в текстах (например, шипящие и свистящие звуки, звук «ы»)-

положительный - мягко кодированный суггестивный текст, в котором количество согласных и гласных звуков, имеющих «хороший» оттенок, выше среднего значения, обычно встречающегося в текстах (например, звуки и, ю, б, м, л).

Качественные характеристики текста, используемые в «Диатоне», следующие: прекрасный, светлый, нежный, радостный, возвышенный, бодрый, яркий, сильный, стремительный, медлительный, тихий, суровый, минорный, печальный, темный, тяжелый, тоскливый, угрюмый, зловещий.

Заметим, что эти характеристики носят условный характер, в программе ВАЛААЛ, например, используются 24 характеристики, которые несколько отличаются от характеристик «Диатона», диапазон изменения в условных единицах тоже отличается.

В качестве звуко-цветовых соответствий в «Диатоне» взят восьмицветный тест Люшера, к которому добавлены белый, голубой и сиреневый. Таким образом, качественными цветовыми характеристиками являются: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, белый, голубой, сиреневый.

Значения цветов изменяются в интервале условных единиц от 0 до 10. Ввиду большей универсальности звуко-цветовых соответствий по сравнению с качественными характеристиками текста, упомянутыми выше, для количественного анализа использовались именно они.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Описание принципов фоносемантической обработки информации с помощью программы «диатон»