lovmedgu.ru

Специфика воздействия каналов средств массовой информации на воинские коллективы

Видео: Каково воздействие СМИ на психологию человека? 10-12-2012

Каналы информационно-воспитательного воздействия на воинские коллективы тесно переплетены, дополняют друг друга и имеют свою специфику воспитательного влияния на военнослужащих. Педагогическое воздействие на сознание и подсознание личности происходит как непосредственно, так и опосредованно, в соответствии со спецификой информационной ситуации в каждом конкретном случае.

Под информационно-воспитательным потенциалом военно-социальной среды понимается совокупность информационных массивов специализированных сведений и технических средств их использования, обеспечивающих военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей общественно необходимый уровень адекватного социального ориентирования, формирования и развития профессионально важных качеств в соответствии со спецификой решаемых учебно-боевых задач.

В структуре информационного поля выделяются стабильный и переменный компоненты. Стабильный компонент включает в себя постоянно действующие источники информации, обращение к которым у военнослужащих происходит практически ежедневно. Эти источники можно классифицировать на следующие группы:

1) источники макрокоммуникации – Интернет, центральные телевидение, радио и печать, социально-личностные связи с родителями и друзьями, литература различной направленности для массового потребителя-

2) источники мезокоммуникации (от греч. µesos – средний) - информационные связи региона дислокации части, гарнизона-

3) источники микрокоммуникации – дивизионные многотиражные газеты, местное радио, гарнизонное кабельное телевидение, канал межличностного общения в первичном воинском коллективе, информация управляющего педагогического воздействия в подразделении и части, система традиций, норм и ценностей коллектива-

4) источники специализированной информации – аудиовизуальная и печатная продукция СМИ, используемая военнослужащими для удовлетворения своих индивидуально-личностных, социальных и военно-профессиональных информационных потребностей и интересов.

Переменный компонент характеризуется всем спектром ситуативных информационных связей, первоначально не запланированных реципиентами. Важная роль при этом отводится так называемой социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), которую Л.И. Божович определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних факторов влияния социальной среды .

В условиях роста цен на печатную продукцию СМИ и, как следствие, снижения количества подписных изданий в комнатах информирования и досуга в казармах первостепенное влияние на воинские коллективы в современных условиях приобретает телевидение.

Специфика воспитательного влияния телевидения на армейскую аудиторию СМИ связана с рядом его возможностей, к которым относятся:

• наличие «эффекта присутствия» на месте происходящих событий, что значительно повышает степень достоверности и доверия к передаваемой информации-

• возможность аудиовизуального представления («динамическая картинка со звуком») сведений для восприятия и осмысления, что повышает комплексность воздействия-

• ярко выраженная эмоционально-образная насыщенность передаваемых сообщений и их динамичность-

• оперативность представления сведений в режиме реального времени-

• одновременный охват многомиллионных аудиторий-

• доступность для массового потребителя (доставка информации «на дом») и комфортность режима потребления-

• полифункциональность (разнообразие тематической выраженности представляемой информации)-

• возможность монтажа видеоматериалов с акцентированием внимания аудитории на кульминационных моментах событий-

• проявление эффекта «психологического заражения» (контагиозности) при групповом просмотре телепередач.

Не меньшими возможностями воспитательного влияния на армейскую аудиторию СМИ обладает радио. В отличие от телевидения и печати в условиях военной службы радиоприемники позволяют полнее осуществлять процесс социализации военнослужащих даже при нахождении личного состава вне пунктов постоянной дислокации: на боевом дежурстве, боевом патрулировании, стрельбах, полевых учениях, в карауле, походе и т.д.

Воспитательные возможности радиообслуживания реализуются следующим образом:

• через актуализацию смыслового содержания сообщений (текст диктора без видеоряда, как показывают исследования, более четко фиксирует внимание на теме передачи)-

• широкую пространственность охвата аудитории-

• активизацию ассоциативно-образного восприятия информации за счет выраженности абстрактного мышления-

• способность совмещать потребление информации с различного рода деятельностью (прием пищи, вождение автомобиля, выполнение «конвейерной» работы невысокого интеллектуального напряжения) на уровне фонового внимания-

• быстродействие современных информационных технологий (спутниковая, сотовая и мобильная связь, факс, радиотелефон, доступ к базам данных через компьютерные сети)-

• доверительную, неформальную форму общения коммуникатора и реципиента («эффект невидимого авторитета»).

Печать, возникшая в виде подобия газет еще в I в. до н.э. (сводки новостей «Асta Senatas» в Римском государстве Юлия Цезаря), является одним из наиболее важных СМИ, непосредственно приближенных к индивидуально-психологическим особенностям потребителя информации и учитывающих его информационные потребности.

Материалы печатной продукции обладают наибольшей информационной емкостью с точки зрения выбора интересующей темы в удобном для потребителя месте. Специфика воспитательных аспектов печатных информационных материалов проявляется в следующем:

? более четкой выраженности аналитических материалов в общем информационном массиве социальных сведений-

? возможности вернуться к интересующему материалу в удобное для потребителя место и время-

? быстрой ориентации в информационном поле конкретного издания и возможности выбора необходимой информации-

? относительной независимости (автономности) приема информации от местонахождения потребителя-

? ориентации конкретного издания на «свою» аудиторию, что значительно укорачивает время «встречи» между изданием и читателем-

? возможности выбора реципиентом наиболее оптимального режима восприятия и осмысления информации.

Глобальная сеть Интернет в гарнизонах, дислоцирующихся в больших городах, стала за последние годы одним из наиболее важных источников информации для военнослужащих. Один из немногих «сдерживающих» факторов приобщения к этому каналу массовой информации – финансовые возможности потребителя и организации, где он проходит службу. Воспитательные возможности сети Интернет реализуются через:

? возможность доступа к колоссальному количеству и тематической направленности разнообразных сообщений-

? сочетание текстовой и аудиовизуальной информации, что включает одновременно несколько каналов для восприятия и осмысления-

? возможность пополнять личный информационный ресурс за счет «скачивания» из сети любой интересующей информации-

? приобщение к культуре, литературе и искусству большинства стран мира-

? возможность практически мгновенной передачи конфиденциальных сообщений в любую точку земного шара (общение с друзьями и родителями в режиме реального времени, что чрезвычайно важно для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и в «горячих точках»).

Процесс массово-информационного общения военнослужащих детерминирует направленность их ценностных ориентаций при педагогизации информационной среды воинских гарнизонов и частей. Если эта среда не ориентирована соответствующими субъектами воспитательной работы, ее влияние приобретает хаотичный, ситуативный характер. Поэтому задача органов воспитательной работы заключается в своевременном изучении и удовлетворении информационных запросов, потребностей и интересов различных категорий военнослужащих, оперативной нейтрализации каналов негативного информационного влияния на морально-психологическое состояние личного состава, расширении средств, форм и методов информационного влияния на сознание военнослужащих и их информационные предпочтения.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Специфика воздействия каналов средств массовой информации на воинские коллективы