Самостоятельная работа студентов
Видео: Самостоятельная работа студента. Скрайбинг!!!
Государственный стандарт предусматривает академическую занятость студента в объеме 54 часов в неделю, в том числе половина - аудиторные занятия, половина - самостоятельная работа. Для успешного овладения вузовской программой студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельно не менее четырех часов.Эффективность интеллектуального труда находится в прямой зависимости от его правильной организации. Каждому студенту следует овладеть культурой учебного труда. Для начала попытайтесь следовать советам для первокурсников.
Советы первокурснику
1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку к умственному труду.
2. Планирование умственного труда позволяет работать четко и ритмично.
3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.
4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.
5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь физическим трудом.
6. Полноценный сон - биологическая потребность организма. Недосыпать - значит работать на износ.
7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места - один из первых признаков культуры умственного труда.
8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.
9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что «незаписанная мысль - это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).
Ведущее место в самостоятельной работе студента принадлежит работе с книгой. Не случайно еще А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение». О том, как правильно читать, можно узнать в заповедях читателя и руководствоваться ими.
Заповеди читателя
1. Прежде чем приступить к чтению, выберите нужную книгу, раскрывающую содержание изучаемой темы.
2. Подготовьте себя к восприятию. Прочтите титульный лист, затем по оглавлению представьте содержание книги. После этого поинтересуйтесь введением или предисловием, т.е. познакомьтесь с целью или назначением данной книги.
3. Определите обязательно, с какой целью вы будете читать.
4. В зависимости от цели чтения выбирайте способ чтения: ознакомительное или изучающее, сплошное или выборочное, медленное или быстрое.
5. Вырабатывайте у себя навык скорочтения (беглого чтения глазами). При быстром чтении не только экономится время, но и быстрее схватываются основные мысли прочитанного.
6. Читая, вникайте в сущность прочитанного, находите главное, наиболее существенное, пытайтесь связать читаемое с жизнью, с практическим опытом, с тем, что уже вам известно.
7. Делайте пометки в книге, если она принадлежит вам.
8. Возвращайтесь к прочитанному: повторение - лучшее средство закрепления прочитанного.
9. Прочитав книгу, дайте ей оценку, подумайте, чему она вас научила.
10. Научитесь критически воспринимать прочитанное. Прежде чем критиковать книгу, разберитесь в ее содержании. Чужую критику на книгу читайте после ее прочтения.
11. Используйте различные виды записей: конспекты, тезисы, планы, цитаты, выписки. Прочитанное забывается, записи сохраняются надолго. Составляйте картотеку прочитанной литературы.
Каковы же виды записей, их особенности?
Выписки, цитаты - дословные, точные записи определенного текста с указанием автора и источника.
План - совокупность кратко сформулированных, последовательно изложенных мыслей - заголовков, отражающих основное содержание прочитанного. Планы могут быть простыми и сложными (пункты подразделяются на подпункты), тематическими и систематическими, краткими и развернутыми.
Тезисы — основные положения текста, без приведения фактического материала.
Конспект — краткое последовательное изложение материала. Существует большое количество видов конспектов: плановые, тематические, свободные, сложные, простые и т. д.
Для оперативного использования прочитанного материала целесообразно делать записи на карточках - листах твердой бумаги небольшого формата. Они бывают также нескольких видов. Прежде всего это каталожные карточки, на лицевой стороне которых пишутся точные выходные данные источника, на обороте — краткая аннотация.
Пример (лицевая сторона)
Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 116 с. Тираж 1000 экз.
(оборотная сторона)
Пособие имеет цель: сформировать у студентов - будущих учителей начальных классов конкретные представления о своей специальности, ознакомить их с системой подготовки в вузе, способствовать овладению ими средствами усвоения учебной информации, знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы, в целом - культурой умственного труда.
Другой вид карточек - рабочие. В них могут заноситься формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, цифровой материал, математические формулы. Рабочие карточки удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материала. Они могут применяться в различных комбинациях.
Делая записи, следует придерживаться некоторых общих правил.
Общие правила записи прочитанного
1. В любых видах записей указывай фамилию автора, полное название произведения, издательство, год, место издания.
2. Записи веди после того, как осмыслен материал.
3. Следуй правилу: «Чтобы словам было тесно, мыслям -просторно».
4. Используй разные пасты (чернила) для выделения заголовков и подзаголовков, главных мыслей и т. д.
5. Умелая систематизация записей предполагает комплектование карточек, отдельных листов по темам (разделам), ведение тетрадей с пронумерованными страницами и оглавлением.
Начало создания своей педагогической лаборатории. Когда учителя, давшего блестящий урок, спросили, сколько времени он к нему готовился, он ответил: «Всю жизнь». К своей будущей профессиональной деятельности следует начинать готовиться как можно раньше, в том числе и путем создания своей лаборатории. Пускай для начала это будет ваша педагогическая «копилка». Из чего же она может состоять? Прежде всего это конспекты лекций и записи, сделанные в ходе самостоятельной работы.
Следует начинать создавать свою личную профессиональную библиотечку. Дело в том, что многие педагогические книги не переиздаются, а иметь их у себя очень полезно. Библиотечка должна быть дополнена педагогической периодикой. Полезно выписывать свой предметный журнал.
Целесообразно завести тематические папки, в которых можно накапливать вырезки из газет, выписки по определенным проблемам, дидактический материал к урокам и внеклассным мероприятиям. В «копилке» должны быть и конспекты уроков, проведенных студентом.
Вся деятельность, связанная с созданием своей профессиональной лаборатории, может быть обеспечена только систематической работой. Еще великий К.Д. Ушинский заметил, что только система дает нам власть над знаниями.
Попробуем теперь дать совет будущим педагогам-психологам, что же следует им читать.
Поделиться в соцсетях:
Похожие