Понятие «личность». Личность и ее профессиональные характеристики
Видео: 15 Патологические личности
Для обсуждения вопросов, связанных с личностными характеристиками субъектов той или иной профессиональной деятельности, необходимо сначала определить границы самого концепта «личность». В противном случае разговор рискует оказаться беспредметным или размытым.Автор «Большого толкового психологического словаря» Артур Ребер, известный американский психолог, в статье, посвященной личности, иронично пишет, что это «термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления, что мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте. Чтобы не повторять здесь безрассудство нескольких десятков неблагоразумных авторов (Г.В.Оллпорту, начиная с 1927 г., удалось собрать около 50 различных определений из литературы, и только небесам известно, сколько их можно найти сегодня), мы будем характеризовать этот термин не дефиниционно, а скорее в соответствии с его ролью в теории личности. Этот подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории» [БТПС. Т. 1. С. 411–412].
Действительно, судьба термина «личность», как и любого другого концептуального понятия той или иной науки, очень сложна и полна перипетий. Ожидать окончательного и общепризнанного определения личности нецелесообразно уже в силу того, что каждое научное психологическое направление «перетрактовывает» это понятие с учетом специфики своих взглядов на все остальные психологические процессы и явления.
В течение XX века были созданы такие концепции личности, как психоаналитическая (З.Фрейд и его последователи), психодинамические теории (представляющие собой развитие психоаналитической), типологическая (К.Г.Юнг), конституциональная (В.Г.Шелдон), теория личностных черт (Р.Б.Кэттелл), бихевиористическая (Дж.Б.Уотсон), гуманистическая (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл), теория социального научения (А.Бандура), ситуационизм (В.Мишель), интеракционизм (Титчнер) и др.
Признавая определенную правоту каждой из вышеназванных теорий, примем за объем понятия «личность» в нашей работе следующее: личность – это комплексное психологическое образование, включающее в себя
физический (физиологический), интеллектуальный, эмоциональный, волевой, социальный и духовный компоненты.
Постановка первого и последнего в ряд с остальными может вызвать у читателей несогласие. Тем не менее, мы убеждены, что человек как целостный психофизический организм не может быть произвольно расчленен на части, и тем более нельзя себе представить, чтобы какие-то из этих частей жили отдельной от других жизнью. Телесные потребности и состояние здоровья и даже просто внешний вид (например, цвет волос и рост) не могут не влиять на эмоционально-волевую сферу личности, на качество ее функционирования в обществе, на способы и стили выполнения разных видов деятельности (чем выше человек, тем легче ему играть в баскетбол) и даже на интеллектуальные процессы (недаром в народе говорят о том, что та или иная степень наполненности «брюха» влияет на уровень готовности к учению). Настолько же важными для жизнедеятельности всех личностных уровней, если вспомнить теорию самоактуализации Маслоу, являются потребности высшего, духовного уровня – стремление к творческому самовыражению, тяга к выходу за рамки собственной личности на трансперсональный уровень, на уровень общения с Богом. Художник творит не с целью заработать («Не продается вдохновенье»!), а потому, что не может не творить, потому, что нечто ему самому непостижимое заставляет его браться за кисть, за перо, садиться за рояль или идти каждое утро в балетный класс. Истинно верующий молится не для того, чтобы вымолить себе что-нибудь, а потому, что не может чувствовать полноценность жизни без разговора с Богом. Герои, отдававшие свои жизни в войне за Родину, делали это не из корыстных побуждений – они просто не представляли себе, как можно иначе.
Концепция самоактуализирующихся личностей стала развиваться в противовес безраздельно царившей до тех пор теории личности как почти неизбежно невротического образования (что характерно для психоанализа). Р.Ассаджиоли – автор теории и практического направления психосинтеза
(уже само название говорит об «отталкивании» его от психоанализа) –
пишет: «В последнее время многие исследователи осознали, что эти рамки
[то есть рамки патопсихологического подхода к личности] на них давят, и обратили свое внимание на прежде отрицаемые ими факторы, играющие немалую роль не только в жизни обычных людей, но и в жизни более высокоразвитых – «самоактуализирующихся» – индивидов, как их удачно назвали Гольдштейн и Маслоу. Важность и ценность этических начал и религиозных устремлений для человеческой природы подчеркивали Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан и другие?
<>.
? По обширности списка и по тому, что большинство имен не очень широко известны российской публике, можно определить, насколько укоренилась эта традиция в западной психотерапии и насколько
Мы все же полагаем, – пишет далее Ассаджиоли, – что и в этом случае не помешает некоторая осторожность, т.к. всегда существует опасность впасть в противоположную крайность, и признаки такой «сверхкомпенсации» уже заметны. Некоторые представители нового течения склонны вернуться к прежней концепции человека как целостной личности, что, к сожалению, далеко от истины. Стремление к единению было совершенно верно описано как основное и нормальное стремление личности, но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей» [Ассаджиоли. С. 52,
53].
Итак, определив границы понятия «личность», мы можем перейти к рассмотрению личностной специфики профессионалов в области практической психологии, поскольку именно в деятельности человек реализуется как субъект.
Поделиться в соцсетях:
Похожие