Холистический подход к определению «индивидуальное здоровье»
В литературе приводится целый ряд терминов: «психическое здоровье» (Б.С. Братусь, 1988), «психологическое здоровье» (И.В.Дубровина, 1991) «душевное здоровье» (О.И. Даниленко, 1996), «личностное здоровье» (Л.Н. Митина, 2002), «духовное здоровье» (Ю.А. Кореляков, 2002), которые вызывают путаницу в восприятии понятия «индивидуальное здоровье».Эту определенную несогласованность нетрудно избежать, если рассматривать человека с холистических (целостных) позиций, предложенных еще античными учеными. К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования. Человек – это система с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). В ней можно выделить три уровня: низший – телесный (греч. soma – тело), средний – душевный (греч. psyche – душа), и вершину – духовный элемент (греч. nous – дух). Пирамида имеет свои законы организации.
Системообразующим фактором являются цели функционирования элементов системы «человек»:
• на телесном уровне – формирование и сохранение своей индивидуальной структуры, а также процессы репродукции, обеспечивающей интересы вида, сохранение популяции-
• на душевном уровне – стремление реализовать себя как личность, то есть прожить полноценную жизнь в обществе-
• на духовном уровне – психическая трансформация, ведущая к достижению состояния творца как духовной индивидуальности [Апанасенко, Попова 2000].
В соответствии с целостным (холистическим) подходом, индивидуальное здоровье мы рассматриваем в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов и связей между ними. Организация системы иерархична, определяющим элементом, задающим режим деятельности всей системы, является вершина – духовный компонент. Это носитель высших информационных аспектов в системе, высшие уровни сознания, которые в современной науке принято называть сверхсознанием, а в общекультурном диапазоне – духовной сферой.
Рассматривая основные проблемы здоровья и патологии в аспекте высшей целостности, К. Юнг (1996) отмечал, что «целостность», «целый» и «исцеление», «исцелять» – в силу неслучайного совпадения – в немецком, английском, русском языках как однокорневые несут сходное значение. Эти лингвистические данные доказывают, что в языке отразилась изначальная связь здоровья с интегрированностью, целостностью личности.
А.Г. Щедриной (2003) в структуре здоровья были выделены следующие компоненты: 1) уровень и гармоничность физического развития- 2) резервные возможности организма- 3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности- 4) наличие или отсутствие хронического заболевания, дефекта развития-5) способность выводить метаболиты- 6) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Но пять из вышеприведенных компонентов относятся к телесному здоровью, последний – к душевному, духовное же здоровье оказалось за рамками интересов автора.
В отличие от ныне используемых моделей здоровья (медицинской, биомедицинской, биосоциальной, ценностно-социальной), характеризующих лишь некоторые характеристики здоровья человека, мы предлагаем рассматривать индивидуальное здоровье с холистических позиций как состояние телесного, душевного и духовного благополучия, которое дает возможность человеку, полностью реализуя свой генетический потенциал, наилучшим образом решать жизненные задачи в целях продолжения рода, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье позволяет человеку при осуществлении своего высшего предназначения (творческого преобразованию мира во имя Истины, Добра и Красоты) переживать полноту жизни и удовлетворенность ею.
Вышеописанная структура индивидуального здоровья (как совокупность телесного, душевного и духовного) детерминирует определенные его функции, которые непосредственным образом связаны с функциями жизнеобеспечения, определяющими не просто существование человека как индивида, а реализацию его Человеческой сущности.
Наиболее полно отражают суть телесного и душевного здоровья функции, описанные в витально-аксиологической концепции личности В.Ф. Сержантова (1974, 1990). Определяя витальные функции в качестве совокупности основных детерминирующих факторов поведения человека, некой внутренней системы, на которой основываются его поведение и деятельность, автор сводит их в следующие четыре класса: индивидуально-органический, родовой (сексуальная потребность и родительский инстинкт), когнитивно-праксеологический (познание и деятельность), социабельный (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости).
В нашем случае соматические и физические составляющие телесного здоровья выполняют индивидуально-органическую, репродуктивная – родовую функции, душевное здоровье – когнитивно-праксеологическую и социабельную функции.
При определении функции духовного здоровья мы берем за основу понятие «трансценденция» А. Маслоу: «Трансценденция относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения – как к цели, а не средству – к себе, значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и космосу» [Маслоу 1999]. То есть, духовное здоровье выполняет трансцендентальную функцию.
Таким образом, вышеприведенный «поуровневый» подход позволяет говорить о взаимосвязанных характеристиках индивидуального здоровья. Высший уровень – духовный – определяется качеством смысловых отношений человека, критерием и отражением которых является духовно-нравственная ориентация человека. Он выполняет трансцендентальную функцию. Оценка уровня душевного здоровья зависит от способностей человека выстраивать адекватные способы смысловых устремлений (в основе его лежат нейрофизиологические особенности структур мозга). Душевное здоровье выполняет когнитивно-праксеологическую и социабельную функции. Низший уровень (телесный) – анатомо-физиологический – отвечает за сохранение индивида как биологического вида и продолжение рода, то есть выполняет индивидуально-органическую и родовую функции.
Поделиться в соцсетях:
Похожие