lovmedgu.ru

Описание базы, методики и тезаурус исследования

Работа выполнена на базе Шуйского государственного педагогического университета с 2004 г. по 2006 г. Для исследования информационных потребностей будущих педагогов в вопросах культуры здоровья было опрошено 396 студентов ШГПУ. В педагогическом эксперименте участвовало 132 человека. Было создано 2 группы: контрольная, численностью 71 человек и экспериментальная, численностью 61 человек.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы- анкетирование- интервьюирование- педагогическое наблюдение- педагогический эксперимент- статистический анализ полученных данных.

Организация исследования осуществлялась в четыре этапа.

На первом этапе было проведено изучение и анализ научной и научно-методической литературы с целью обобщения имеющегося опыта информационного сопровождения формирования культуры здоровья студентов в условиях педагогического ВУЗа. Материалы изученной литературы использовались для обоснования актуальности выбранной темы исследования, выдвижения гипотезы исследования, уточнения понятий и явились теоретической предпосылкой для разработки методики, программы эксперимента и предлагаемой модели информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога в рамках предметного обучения - курса «Основы медицинских знаний».

В ходе исследования было проанализировано 227 научных источников, в том числе 16 иностранных, включающих статьи в сборниках научных трудов и в периодической печати, материалы научных конференций, монографии, учебникииучебно-методическиепособия,законодательныеакты, авторефераты и диссертации. Разрабатывалась программа и методика исследования оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога.

На втором этапе проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было опрошено 396 студентов для исследования информационных потребностей будущих педагогов в вопросах культуры здоровья. С учетом полученных данных была разработана акмеологическая модель информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога в ВУЗе в рамках предметного обучения. Также проанкетировано 132 студента с целью определения уровня культуры здоровья будущего педагога.

Для решения поставленных задач нами были разработаны анкеты «Информационные потребности будущего педагога в сфере здоровья» (приложение 1) и «Культура здоровья будущего педагога» (приложение 2).

Анкета «Культура здоровья будущего педагога» состоит из четырех разделов:

Первый раздел анкеты был направлен на изучение ценностно-мотивационного компонента.

Мы выявляли ценностные ориентации и мотивы студентов по формированию собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников, их понимание необходимости образования в области здоровья, значимости самосовершенствования по данным вопросам.

Данный компонент изучался методом самооценки степени интереса и важности проблем образования в области здоровья, здорового образа жизни и культуры здоровья будущего педагога.

Для более полной и всесторонней оценки развития ценностно-мотивационного компонента были предложены дополнительные вопросы, позволяющие выявить мотивы, связанные с профессиональной деятельностью по формированию собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников, а также определить по степени важности причины, по которым необходимо заниматься формированием здорового образа жизни в образовательном процессе.

Показатель развития данного компонента определялся по пятибалльной шкале, предполагавшей выбор вариантов ответов по каждому вопросу, который в дальнейшем послужил основанием для разделения студентов по уровням развития ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья будущего педагога на 3 группы:

- высокий уровень развития подразумевал ответ студентов - «да» (в большинстве) и «скорее да, чем нет»-

- средний уровень развития подразумевал ответ студентов - «скорее да, чем нет» (в большинстве) и «скорее нет, чем да»-

- низкий уровень развития подразумевал ответы студентов - «скорее нет, чем да», «нет», «не знаю».

Второй раздел анкеты был направлен на изучение когнитивного компонента.

Мы выявляли уровень знаний студентов по вопросам социальных и биологических основ жизнедеятельности человека, закономерностей формирования здоровья школьника и культуры здоровья будущего педагога, здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и условий организации учебно-воспитательного процесса, факторов риска и предупреждении отклонений в состоянии здоровья студента и школьника, а также знаний основных категорий и понятий в области культуры здоровья.

Показатель развития данного компонента определялся по результатам экспертной оценки знаний основных понятий и направлений формирования культуры здоровья будущего педагога, что в дальнейшем послужило основанием для разделения студентов по уровням развития когнитивного компонента культуры здоровья будущего педагога на 3 группы по следующим критериям:

- высокий уровень развития оценивался при 91% и более правильных ответов-

- средний уровень развития оценивался при количестве правильных ответов от 90% до 71%-

- низкий уровень развития оценивался при 70% и менее правильных ответов.

Третий раздел анкеты был направлен на изучение деятельностного компонента.

В нем оценивались умения находить знания по вопросам культуры здоровья, а также умения и навыки формирования здорового образа жизни школьников, культуры здоровья будущего педагога, учитывая здоровьесберегающие технологии в процессе обучения- изучались результаты деятельности в данном направлении.

Данный компонент изучался методом самооценки сформированности умений и навыков в области формирования здорового образа жизни школьников и культуры здоровья будущего педагога.

Показатель развития данного компонента определялся комплексно:

- по оценке ответов на предложенные экспертные вопросы по умениям и навыкам формирования здорового образа жизни школьников, культуры здоровья будущего педагога-

- по пятибалльной шкале, предполагавшей выбор вариантов ответов по каждому вопросу.

Этот показатель в дальнейшем послужил основанием для разделения студентов по уровням развития деятельностного компонента культуры здоровья будущего педагога на 3 группы:

высокий уровень развития подразумевал целенаправленные сформированные умения и навыки, позволяющие с минимальными затратами достигать успехов в области формирования культуры здоровья, вести здоровую жизнедеятельность, находить знания по вопросам культуры здоровья (при ответах на экспертные вопросы)- ответы студентов - «отлично» и «постоянно» (в большинстве) и «хорошо» и «иногда» (по пятибалльной шкале)-

- средний уровень развития подразумевал наличие эмпирически сформированного среднепродуктивного стереотипа формирования культуры здоровья, не всегда точно сформированные умения и навыки вести здоровую жизнедеятельность, находить знания по вопросам культуры здоровья (при ответах на экспертные вопросы)- ответы студентов - «хорошо» и «иногда» (в большинстве) и «удовлетворительно» и «очень редко» (по пятибалльной шкале)-

- низкий уровень развития подразумевал эмпирически сформированные первоначальные умения в области формирования культуры здоровья или отсутствие их, не сформированные умения и навыки вести здоровую жизнедеятельность, находить знания по вопросам культуры здоровья (при ответах на экспертные вопросы)- ответы студентов - «удовлетворительно», «плохо», «отсутствие какой либо работы, владения методикой или знанием» и «очень редко», «нет», «не знаю» (по пятибалльной шкале).

Четвертый раздел анкеты был направлен на изучение рефлексивного компонента.

Мы выявили способность студентов к самооценке себя как субъекта образовательного процесса в области здоровья, умение анализировать и оценивать трудности при рассмотрении вопросов культуры здоровья будущего педагога, научную литературу, содержание занятий, цели, задачи и собственную деятельность в вопросах формирования здорового образа жизни школьников и культуры здоровья будущего педагога.

Данный компонент изучался методом самооценки способности себя как субъекта образовательного процесса.

Показатель развития этого компонента определялся по пятибалльной шкале, предполагавшей выбор вариантов ответов по каждому вопросу. Вышеуказанный показатель в дальнейшем послужил основанием для разделения студентов по уровням развития рефлексивного компонента культуры здоровья будущего педагога на 3 группы:

- высокий уровень развития подразумевал ответ студентов - «умение ярко выражено» и «да» (в большинстве) и «скорее умею, чем не умею» и «скорее да, чем нет»-

- средний уровень развития подразумевал ответ студентов - «скорее умею, чем не умею» и «скорее да, чем нет» (в большинстве) и «средняя степень сформированности умения» и «скорее нет, чем да»-

- низкий уровень развития подразумевал ответы студентов - «средняя степень сформированности умения», «скорее не умею, чем умею», «умение отсутствует» и «скорее нет, чем да», «нет», «не знаю».

На основе анализа полученных данных были сделаны выводы об уровне культуры здоровья будущего педагога.

На третьем этапе проводились формирующий и контрольный эксперименты. Курс «Основы медицинских знаний» проводился одновременно в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе было внедрено разработанное нами информационное сопровождение и оценена его эффективность. Повторно проанкетировано 132 студента.

Развитие уровня культуры здоровья будущих педагогов определялось по результатам анкетирования до и после изучения курса «Основы медицинских знаний» и показателям успеваемости. Студенты отвечали повторно на вопросы разработанной нами анкеты «Культура здоровья будущего педагога».

По данным сравнения анкет до и после курса, нам удалось выявить развитие культуры здоровья будущего педагога в результате информационного сопровождения курса «Основы медицинских знаний» и сравнить это развитие с изменением культуры здоровья будущего педагога у студентов, которые изучали курс «Основы медицинских знаний» без предложенного нами информационного сопровождения.

Для оценки результатов исследования были использованы общепринятые статистические методы: расчет относительных показателей, средних величин, достоверности разницы средних величин.

На четвертом этапе проводилось обобщение и систематизация полученных данных, обоснование основных направлений оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога с учетом акмеологических условий и принципов.

При изучении проблем информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога в ВУЗе были использованы комплексный, системный и субъективный подходы.

Системный подход состоит в познании целостности, упорядоченности и организованности объекта или сферы деятельности. Комплексный подход направлен на выявление многоаспектности, многофакторности причин и составляющих развитие объекта. Субъективный подход связан с рассмотрением личности как субъекта совершенствования и самосовершенствования (Б.Г. Ананьев, 1968- Б.Ф. Ломов, 1992).

Культура здоровья будущего педагога - сложное, многокомпонентное понятие. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «валеологическая культура педагога» - развитая направленность к формированию, сохранению и укреплению здоровья, физическому и нравственному самосовершенствованию через здоровый образ жизни, а также способность к творческой реализации валеотехнологий в образовательном процессе (Г.А. Халемский, 2002) и «готовность педагогов к формированию здорового образа жизни школьников» - совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области здоровья и определяющих здоровьесберегающий стиль жизнедеятельности учителя (Э.Н. Вайнер, С.Н. Толстов, Т.В. Карасева и др.).

Т.В. Карасева (2005) отмечает, что «...понятие «культура здоровья будущего педагога» должно рассматриваться в русле категории общей и профессиональной культуры педагога».

На основании аналитического обзора литературных источников и данных собственных наблюдений мы выделили две составляющих структуры культуры здоровья будущего педагога: личностную и профессиональную.

Рассматривая личностную составляющую культуры здоровья будущего педагога и определяя её понятие, мы считаем, что близким является определение валеологической культуры личности, которую Э.Н. Вайнер (2001) относит к ценностям высшего порядка. По его определению «...под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей». Автор подчеркивает, что составляющими валеологической культуры должны быть: интеллектуальный потенциал личности в области здоровья- умения и навыки обеспечения здоровья- освоение средств и методов обеспечения жизни- умение строить индивидуальную программу формирования и сохранения здоровья- мотивы, потребности и установки на здоровый образ жизни. В число личностной составляющей культуры здоровья будущего педагога, по нашему мнению, должны быть включены также: культура речи, культура внешности, культура потребления медицинских услуг, гигиеническая и экологическая культура, культура быта и так далее.

Рассматривая профессиональную составляющую культуры здоровья будущего педагога и определяя её понятие, мы считаем, что близким является определение профессионально-педагогической культуры, данное В.А. Сластениным (1993). Автор определяет профессионально-педагогическую культуру как системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. В это понятие включается культура мысли, культура общения, культура эмоций, культура здорового образа жизни.

Н.П. Фетискин, Е.В. Дружинина, Ю.В. Дружинин (2000) подчеркивают, что большое значение в процессе подготовки педагогов играет формирование акмеолого-педагогической культуры, включающей: духовно-нравственное совершенство- педагогический менталитет- профессиональную компетентность- психолого-педагогическую подготовленность. Для образования в области здоровья необходимо также выделение в составе акмеолого-педагогической культуры такой важной составляющей как культура здоровья педагога.

В процессе проведения нашего исследования мы можем говорить о преобладании у будущих педагогов личностной составляющей.

Необходимым условием достижения целей современного образования является высокий уровень культуры здоровья педагога. Формирование культуры здоровья должно стать неотъемлемой частью работы педагога по формированию общей культуры (Э.Н. Вайнер, 2001, Е.В. Волынская, 2004).

С учетом вышесказанного мы определяем культуру здоровья будущего педагога как совокупность реализуемых на практике ценностных ориентации, морально-нравственных установок, личностно-профессиональных качеств, позволяющих эффективно решать задачи здоровьесбережения. Рассматривая данное определение необходимо отметить, что культура здоровья, в отличие, например, от готовности, должна быть реализована в жизнедеятельности будущего педагога, иметь реальное воплощение в педагогической практике.

Структура культуры здоровья педагога включает следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Ценностно-мотивационный компонент предполагает осознание ценности «здоровье», потребность и стремление к профессиональному развитию в области здоровья и здоровьесберегающих технологий, мотивацию на принятие здоровой жизнедеятельности как культурной нормы, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся, желание заниматься работой по формированию собственной культуры здоровья и здорового образа жизни учеников. Также ценностно-мотивационный компонент предполагает потребность служить наглядным примером здоровьесберегающего поведения для окружающих.

Ценностно-мотивационный компонент характеризуется степенью выраженности мотивов и интересов педагогов к проблемам необходимости формирования собственной культуры здоровья, здорового образа жизни учащихся средствами преподаваемой дисциплины, внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания в школе и ВУЗе- интересом к теоретическим проблемам и практическим действиям в области сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.

На наш взгляд ценностно-мотивационный компонент является ведущим в структуре компонентов культуры здоровья.

Культуру здоровья нельзя приобрести раз и навсегда. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в процессе деятельности, которая направляется мотивацией. Мотив является источником активной деятельности человека и побуждает его к целеобразованию. Цель направляет деятельность человека на достижение запланированного результата и способствует развитию потребности личности в самореализации (Н.Г. Крылова, 2002).

Каждый человек в свободное время сам выбирает, чем ему заниматься, исходя из своих интересов и потребностей, из сложившейся у него системы знаний и ценностных ориентации. Даже при крайнем дефиците времени и отсутствии надлежащих условий он будет заниматься теми видами деятельности, которые считает наиболее важными для себя, от которых ожидает наиболее значимых результатов, положительных эмоций и так далее. И наоборот, даже при наличии свободного времени и условий он не будет заниматься малопривлекательными для него видами деятельности.

Образ жизни может быть здоровым тогда, когда он развивается, дополняется новыми полезными для здоровья элементами, привычками. Поэтому можно сказать, что здоровый образ жизни выступает регулятором социального поведения человека. Поэтому, необходимо обеспечить будущим педагогам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые способствуют укреплению здоровья. Студенты должны осознавать тот факт, что их поведение во многом определяется потребностями повседневного существования и собственным представлениям о полноценной жизни.

Путь к здоровому образу жизни сопряжен с необходимостью преодолевать соблазны, удовольствия, которые получаешь по рассказам, например, наркоманов. Все это связано с человеком, но оно не является человечным. Сопротивление соблазнам всегда сопряжено с трудностями, болью, страданием. «Поставить принцип удовольствия в качестве единственного регулятора своего поведения, - подчеркивает Ю.А. Шрейдер, -означает для человека отказ от преодоления тех препятствий, которые действительный мир ставит на его жизненном пути, в том числе и на пути его совершенствования в добродетели». Одной из проявлений добродетели и является ведение здорового образа жизни.

Изучая проблемы личностного саморазвития, в качестве мотивов В.В Новиков (2002) в современных условиях выделяет карьерную мотивацию личностного самосовершенствования, которая может стать стержневой основой личностного саморазвития представителей всех профессий. Ю.Н. Лысенко (1998) утверждает, что стимулами являются: активное эмоциональное состояние, хорошее самочувствие, высокая мышечная активность, бодрое настроение, свежий цвет лица, высокая работоспособность. Эти же явления выступают в качестве средств обратной информации об успешности и целесообразности ведения здоровой жизнедеятельности. Стимулы могут исходить от руководителя, педагога, членов семьи, друзей и др., приводить к актуализации потребностей, формированию мотивов и целей, созданию стойких ценностных ориентации, состояний и свойств личности, связанных со здоровьем. В дальнейшем ценностные ориентации и свойства личности, связанные с укреплением и сохранением здоровья, становятся доминирующими и выступают в качестве источника активности, направленного на его сохранение.

Содержание ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья будущего педагога должно включать:

- систему ценностей здоровой жизнедеятельности и приоритет ценности «здоровье» в системе взглядов на гуманизацию образования-

- систему осознанных ценностных установок на здоровую жизнедеятельность, сохранение здоровья, успех, достижения через самосовершенствование и самообразование как приоритетные факторы личностного роста-

- систему внутренних и внешних мотивов, связанных с профессиональной деятельностью по формированию здорового образа жизни школьников и собственной культуры здоровья-

- наличие потребности в изучении инноваций в области здоровьесберегающих технологий в образовании, актуальных научных исследований в области здоровья-

- положительное отношение к непрерывному профессиональному образованию и самообразованию в области здоровья-

- потребность в совершенствовании собственных знаний, умений и навыков в вопросах формирования здорового образа жизни школьников и собственной культуры здоровья.

К сожалению, существующая система образования в области здоровья и ее статус в современном обществе не создают достаточных условий для осознания приоритета ценности «здоровье» перед другими, не позволяют установиться широкой социальной мотивации активного обучения и самообразования педагогов в области формирования здорового образа жизни учащихся и собственной культуры здоровья.

Когнитивный компонент предполагает понимание сущности, целей и задач образования в области здоровья, понимание ее значимости и необходимости, а также базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам здоровья в целом, культуры здоровья будущего педагога и здорового образа жизни школьников.

Когнитивный компонент характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний будущего педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, знанием факторов, отрицательно влияющих на здоровье участников образовательного процесса и здоровьесберегающих технологий.

Содержание когнитивного компонента культуры здоровья будущего педагога должно включать совокупность знаний по следующим вопросам:

- возрастная физиология, анатомия, психология, гигиена-

- значение медицинских знаний в профессиональной подготовке и деятельности педагога, современные подходы и проблемы образования в области здоровья, содержание, задачи и требования образования в области здоровья-

- здоровьесберегающие технологии в образовании-

- основные медицинские категории-

- основные показатели и тенденции здоровья населения-

- основные факторы, формирующие здоровье-

- профилактика аддиктивного поведения, профессиональные требования к личности педагога, обучающего основам здорового образа жизни-

- психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни, профессиональная деятельность педагога в области здравотворчества-

- коммуникативные способности педагогов, ведущих работу по формированию здорового образа жизни школьников и культуры здоровья будущих педагогов-

- правила оказания первой медицинской помощи-

- основы эпидемиологии.

Особенностью когнитивного компонента культуры здоровья будущего педагога является полифункционалыюсть знаний педагогического, медицинского, психологического, социального, управленческого характера, что является критерием профессионализма будущего педагога в вопросах формирования здорового образа жизни школьников и своей культуры здоровья.

Деятельностный компонент предполагает владение основами дидактики, умениями и навыками педагогической деятельности по вопросам формирования собственной культуры здоровья, а также здорового образа жизни школьников, способность преподнести информацию по здоровому образу жизни в качестве учебного материала. Также деятельностный компонент предполагает умение строить индивидуальную программу формирования здоровья, умения и навыки сохранения своего здоровья, освоение средств и методов обеспечения жизни.

Деятельностный компонент характеризуется умением перевести знания по вопросам формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в область практического применения и навыка реализации здоровьесберегающих технологий в процессе сначала собственной учебы, а затем и обучения школьников. Также деятельностный компонент характеризуется умением постоянно добывать необходимые знания и поддерживать умения и навыки на соответствующем уровне.

Огромное значение в формировании культуры здоровья будущего педагога имеет степень сформированности умений и навыков самообразования, которая в свою очередь определяется навыками самостоятельно анализировать имеющиеся подходы, технологии, принципы управления процессом формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников и умениями адаптировать их для конкретных условий и контингента.

Содержание деятельностного компонента культуры здоровья будущего педагога включает гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский элементы.

Значение гностического элемента в умении находить знания по вопросам формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Это поиск новых подходов в здравотворчестве, перевод новых знаний в базовые, трансформирование учебной информации в технологическую, критический анализ здоровьесберегающего учебного процесса, сопоставление искомого результата с реальным.

Проектировочный элемент связан с проектированием «опасных зон» для преподавателя и включает умения предвидеть результат здоровьесберегающего образовательного процесса, определить направления и дальнейшие перспективы образования в области здоровья и здоровой жизнедеятельности, выбрать оптимальный образовательный маршрут в вопросах формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников, определить механизм самодвижения к желаемому результату.

Основу конструктивного элемента составляют: умение рационально планировать учебную деятельность, основанную на здоровьесберегающих принципах, активность в изучении вопросов формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, индивидуальная медицинская активность, выбор оптимальных методов работы с учебным материалом. Конструктивный элемент связан с созданием, композиционным построением и экспериментальной проверкой средств, форм, методов педагогического воздействия на учащихся.

Коммуникативный элемент предполагает умение наладить оптимальные личные и профессиональные отношения в учебном коллективе, эффективный обмен учебной информацией со студентами и преподавателями по вопросам формирования культуры здоровья будущего педагога и здорового образа жизни школьников, образование через общение. Коммуникативный элемент связан с урегулированием взаимоотношений как по вертикали (между администрацией и педагогами, между педагогами и студентами), так и по горизонтали (педагогов друг с другом, студентов друг с другом). Коммуникативный элемент можно отнести к здоровьесберегающим, потому что, если учитель не может наладить контакт с учениками, то он все время находится в состоянии стресса и возможно ухудшение его здоровья.

В организаторский элемент входят умения самоорганизации, самоконтроля деятельности по формированию культуры здоровья в процессе учебы в педагогическом ВУЗе, а затем здорового образа жизни школьников в процессе преподавания в школе. Организаторский элемент требует мастерства и сберегает здоровье детей - если учитель не может организовать детей, то они находятся в состоянии постоянного стресса и возможно ухудшение их здоровья.

Рефлексивный компонент предполагает способность к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса в области здоровья. Также он предполагает осознание собственной ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья учащихся, адекватную самооценку способности и готовности к образованию в области здоровья.

Рефлексивный компонент характеризуется адекватной оценкой эффективности процесса формирования культуры здоровья, умением анализировать результаты обучения, выявлять сильные и слабые стороны, а также резервы в управлении и организации здоровьесберегающим педагогическим процессом, способность найти пути решения проблем и исправления ошибок на каждом этапе процесса формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников.

Содержание рефлексивного компонента культуры здоровья будущего педагога должно включать:

- владение методами самооценки, самоконтроля, самокоррекции образа жизни-

-осознание себя как субъекта здоровьесберегающего образовательного процесса-

-осознание степени соответствия себя как будущего педагога профессиональным эталонам в области здравотворчества-

-знание сильных и слабых сторон, а так же основных направлений самосовершенствования по вопросам формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников.

Все компоненты культуры здоровья будущего педагога имеют критерии оценки и соответствующие показатели. Степень и соразмерность их в итоге определяют культуру здоровья будущего педагога. Можно выделить три основных уровня культуры здоровья будущего педагога: высокий, средний, низкий (таблица 1).

Высокий уровень культуры здоровья будущего педагога характеризуется гармоничным высоким развитием компонентов, обеспечивающим эффективную деятельность в области формирования собственной культуры здоровья. Студенты с высоким уровнем культуры здоровья имеют приоритет ценности «здоровье», проявляют постоянный интерес и мотивацию к изучению вопросов здоровой жизнедеятельности. У них сформирована динамичная система знаний по вопросам здравотворчества, логически взаимосвязанная с системами педагогических, психологических, социальных и гуманитарных знаний. Студенты данной группы обладают целенаправленными сформированными умениями и навыками, позволяющими с минимальными





затратами достигать успехов в области формирования культуры здоровья. Они принимают активное участие в здоровьесберегающем учебном процессе. Для них характерна самокоррекция незначительных затруднений в учебном общении и адаптации к учебе в ВУЗе. Студенты с высокой культурой здоровья осознают значимость применения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, желание практической деятельности по формированию здорового образа жизни школьников и данные потребности совпадают с системой психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной здоровьесберегающей деятельности. Они обладают достаточной полнотой знаний о закономерностях развития и совершенствования информационных процессов в сфере здоровья и технических средств их осуществляющих. Умеют компетентно отбирать медицинскую информацию для обеспечения педагогической деятельности.

Средний уровень культуры здоровья будущего педагога характеризуется средним уровнем развития компонентов. Студенты со средним уровнем культуры здоровья рассматривают ценность «здоровье» наряду с другими приоритетами. Студенты данной группы проявляют периодический интерес к проблемам формирования культуры здоровья. Для них характерно ситуационное проявление потребности к деятельности по формированию культуры здоровья в зависимости от сложившихся условий- неустойчивое наличие мотивов, что позволяет студенту выполнять в процессе педагогической практики большинство стандартных требований к здоровьесберегающему учебному процессу. Преобладание периодического интереса к проблемам здоровой жизнедеятельности. Знания по основным разделам культуры здоровья в рамках стандартных требований. Связь с другими дисциплинами неустойчивая и не всегда проявляется. Наличие эмпирически сформированного среднепродуктивного стереотипа формирования собственной культуры здоровья. Трудности общения и адаптации, корригируемые в рабочем порядке. Данные студенты обладают неглубокими знаниями о закономерностях развития и совершенствования информационных процессов в сфере здоровья и технических средств их осуществляющих. Не всегда умеют компетентно отбирать медицинскую информацию для обеспечения педагогической деятельности.

Низкий уровень культуры здоровья будущего педагога характеризуется преимущественно низким уровнем развития компонентов. Студенты с низким уровнем культуры здоровья рассматривают ценность «здоровье» ниже других ценностей. Для них характерно преобладание ситуационного интереса к проблемам культуры здоровья, здорового образа жизни, отсутствие потребности в ее формировании, фрагментарные, узкоприкладные знания. Несформированность гностических, конструктивных и проектировочных умений и навыков, неразвитая учебная самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Серьезные проблемы общения и адаптации в студенческом коллективе, требующие специальных коррекционных мероприятий. Студенты этого уровня культуры здоровья признают важность проблемы формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников в зависимости от внешних условий и факторов. При наличии этих факторов у данных студентов появляется желание и убежденность в необходимости ведения здоровой жизнедеятельности, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Они владеют неполными знаниями и отдельными умениями и навыками по вопросам формирования собственной культуры здоровья и здорового образа жизни школьников, а также поверхностными знаниями в области информационных процессов в сфере здоровья и технических средств их осуществления. Не умеют компетентно отбирать медицинскую информацию для обеспечения педагогической деятельности.

Исследование уровня культуры здоровья будущих педагогов показало, что в целом доля студентов с высоким уровнем развития культуры здоровья составила - 12,98%, со средним уровнем - 27,43%, с низким уровнем - 59,59% (диаграмма 1).

Частота распространенности высокого уровня культуры здоровья составила: 21,17% - в структуре ценностно-мотивационного, 13,11% - в структуре рефлексивного, 12,72%о - в структуре деятельностного и 4,92% - в структуре когнитивного компонентов (диаграмма 2).

Основные понятия данного исследования, представленные ниже и используемые в нашем исследовании, взяты из словаря по образованию и педагогике под редакцией В.М. Полонского (2004).

Информационные потребности - осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования.

Стандартизированные (нормативные) информационные потребности -заранее известные и прогнозируемые потребности в информации, которые регулярно возникают и повторяются у различных групп работников в сходных ситуациях.

Нестандартизнрованные информационные потребности - потребности в информации, которые возникают у различных групп работников в ходе исследования (деятельности).

Информационные запросы - выражение потребности в информации при обращении в какую-либо информационную систему.

Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией отдельных групп пользователей.

Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с запросами пользователей для удовлетворения их информационных потребностей.

Информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, фондах, базах данных и т.д.).

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

На основании анализа литературных источников и данных собственных исследований нами определено, что информационное сопровождение формирования культуры здоровья будущего педагога - социально, педагогически и технически организованное взаимодействие студента, преподавателя и средств новых информационных технологий, являющееся в этой связи составной частью информационно-педагогической деятельности в рамках предметного обучения медицинским знаниям в педагогическом ВУЗе.

<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Описание базы, методики и тезаурус исследования