Организация скорой медицинской помощи
Развитие капитализма в XIX веке, увеличение городов, промышленных предприятий, транспортных средств неизбежно привели к росту травматизма, актуализировались проблемы оказания медицинской помощи населению при несчастных случаях. В начале XIX в. в Лондоне Дж.Фарлей сделал доклад о необходимости организации оказания скорой помощи в стране, вышла брошюра о необходимости подобных организаций на фабриках и заводах, где часто возникали несчастные случаи, иногда они имели массовый характер.Непосредственным толчком к организации скорой помощи явился пожар в Венском оперном театре (1861), приведший к большому числу жертв ввиду невозможности своевременного оказания медицинской помощи. В 1881 г. в Вене была создана станция для оказания помощи при массовых катастрофах. Она располагалась в центре города, имела телефоны, операционную комнату, палату, где больной находился до отправки в больницу, кареты для немедленного выезда. Позже станции, подобные этой, были созданы во Франции, Испании, Бельгии. Помощь там оказывалась пожарными и полицейскими, прошедшими специальную подготовку.
Теоретические предпосылки создания системы скорой медицинской помощи разрабатывались и в России. В 1797 г. Ермолай Нейместер издал «Краткое наставление в пользу утопшим или способу сохранять жизнь таким, которые кажутся уже мертвыми».
Идея создания специализированной службы со «спасательным заведением при съезжем дворе» принадлежит надворному советнику штабс-доктору Г.Л.Аттенгоферу, предоставившему в 1818 г. «Проект заведения в Санкт-Петербурге для обмирающих скоропостижно или подвергнувших жизнь свою опасности», содержащий инструкцию по оказанию скорой медицинской помощи. Необходимость организации такого учреждения Аттенгофер мотивировал тем, что «в городе соединено много обстоятельств, служащих поводом к таким несчастным приключениям. Великое множество каналов, перенаселение города, холодный климат, скорая езда, неприспособленное жилище, кои при медленных или неискусных методах опасения примерно умножает смертность .и часто похищает у государства людей весьма небесполезных».
В 1826 г. Ф.П.Гааз выступил с предложением введения в Москве должности «особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи».
В 1894 г. в Петербурге с докладом об организации первой помощи при несчастных случаях выступит Г.И.Турнер. Обобщением накопленного опыта явилось диссертационное исследование А.Ф.Бердяева (1896).
Диссертация завершилась планом создания при больницах Петербурга сети станций первой помощи с постоянным врачебным персоналом и специальным транспортом.
Этот план не был претворен в жизнь, и в целях экономии средств оказание помощи было возложено на санитаров, а сами станции были организованы при пожарных командах. Причем, опять потребовались трагические события, чтобы высказанные идеи были воплощены в жизнь.
В 1896 г. 18 мая при коронации царя Николая II на Ходынке погибло около 2000 чел., и в конце года по приказа императрицы Марии Федоровны была организована первая медицинская помощь при несчастных случаях. В 1899 г. по инициативе Н.А.Вельяминова были открыты станции первой помощи в Санкт-Петербурге. В 1908 г. помощь на станциях первой помощи получили 4370 пострадавших.
В Москве служба скорой помощи возникла почти одновременно с Петербургом в 1899 г. при полицейских участках. Во многом ее становлению способствовал знаменитый врач П.Ф.Гааз. Данная служба существовала как за счет средств городского бюджета, так и за счет благотворительности.
В Киеве станция общества скорой помощи была открыта 30 июня 1902г.
В таком крупном городе, как Харьков, первая серьезная попытка открыть станцию скорой помощи была предпринята лишь в 1908 г., но потерпела неудачу.
Необходимо отметить, что во многом станции существовали за счет средств благотворительности, и для этого были созданы специальные общества. Первым из них было Киевское. Аналогичные общества и соответственно учреждения скорой помощи были открыты также в гг. Вильно, Варшава.
Лучшей станцией скорой помощи дореволюционной России считалась Одесская, чей опыт был использован при учреждении обществ и станций скорой помощи многих городов, включая Москву, Киев, Екатеринослав. Одесская скорая помощь выпустила 6 томов уникальных для царской России научных трудов службы скорой помощи, содержащих ценные клинические и статистические материалы. Однако необходимо констатировать тот факт, что в подавляющем большинстве городов дореволюционной России население не было обеспечено экстренной медицинской помощью: лишь 13 из 224 городов располагали службой скорой помощи. А с началом мировой войны 1914-1918 гг. немногочисленные станции скорой помощи прекратили свое существование. Кроме того, практически отсутствовала скорая помощь на всей остальной территории России. Помощь в экстренных случаях оказывалась либо земскими врачами, либо (в большей части случаев) фельдшерами.
В первые годы после революции центрами оказания скорой помощи были так называемые пункты «ночной квартирной помощи», существовавшие при амбулаториях и поликлиниках. Пункты первой скорой помощи создавались также на промышленных предприятиях. Первые станции скорой медицинской помощи появились в 1919 г. в таких крупнейших городах как Москва, Ленинград, Киев, Одесса. В 1923 г. был организован Научно-исследовательский Институт Скорой помощи (в Москве).
В конце 20-х годов в Москве и Ленинграде пункты «ночной квартирной помощи» и станции скорой помощи были преобразованы в пункты неотложной помощи.
Первое официальное «Положение о станциях скорой медицинской помощи» было утверждено Наркомздравом в 1927 г., оно регламентировало организацию скорой помощи в городах с населением свыше 50 тыс. человек.
Необходимо отметить, что особую роль в становлении службы скорой помощи сыграли Московская и Ленинградская станции.
Преодолев большие трудности первых лет становления и организационных поисков, эти станции не только превратились в крупнейшие медицинские учреждения, но и стали методическими центрами, разработавшими основные принципы деятельности службы скорой помощи. Очень много сделали в этом направлении М.А.Мессель и А.С.Пучков, руководившие ленинградской и московской станциями скорой помощи с 1922 г. на протяжении 30 лет.
Ленинградская станция первой в нашей стране осуществила важнейший принцип централизованного приема вызовов скорой помощи с децентрализованным их выполнением на подстанциях- это сократило радиус выездов и время, затраченное в пути. Осуществление этого принципа потребовало установления прямой телефонной связи заезду центральной станцией и подстанциями. М.Д.Мессель придавал серьезнейшее значение стандартизации и унификации содержимого сумок и оснащения санитарных автомашин.
Велика заслуга московской станции, впервые применившей в 1923 г. сопроводительный лист-направление, по которому больной принимался в стационар. Этот документ позволил установить преемственность в деятельности скорой помощи и стационаров, выявить дефекты в оказании помощи на догоспитальном этапе.
Московская станция скорой помощи первой учредила должность главного организатора текущей работы — старшего врача смены, решавшего вопросы очередности исполнения вызовов, оперативной деятельности выездных бригад. Прием вызовов и отправка дежурного персонала была поручена двум разным группам диспетчеров, что ускорило время выезда бригад. Кроме того, в Москве был создан специальный диспетчерский пункт, который среди прочего позволил объективно контролировать работу персонала.
Качественное изменение в работе службы скорой помощи в послевоенные годы произошло после того, как в 1957 г. в Ленинграде начала работать первая в СССР специализированная санитарная автомашина по оказанию скорой помощи при шоке и терминальных состояниях, положившая начало широкому развитию специализированных служб экстренной помощи в крупных городах. (Следует отметить, что еще в 1931 г. в Ленинграде появились первые специализированные психиатрические бригады.)
В 1958 г. при Ленинградской станции скорой помощи была организована бригада по борьбе с тромбоэмболическими заболеваниями, основной задачей которых стала ранняя диагностика и терапия острого инфаркта миокарда.
Деятельность специализированных бригад, оснащенных значительно лучше, по сравнению с линейными, и обеспеченных более квалифицированными кадрами, доказала свою эффективность.
В 30—70-е годы экстренная внебольничная помощь оказывалась как амбулаторно-поликлиническими учреждениями, так и станциями скорой медицинской помощи.
В 1978 г. в крупных городах эти службы были объединены. Скорая и неотложная медицинская помощь стала оказываться станциями скорой медицинской помощи (СМИ). Следствием данного объединения явилось увеличение числа внепрофильных выездов, прежде всего к больным с хроническими заболеваниями, которые могли быть обслужены поликлиниками.
В 1991 г. скорая и неотложная помощь вновь были разъединены. Оказание скорой помощи было возложено на станции скорой помощи, неотложной — на амбулаторно-поликлинические учреждения. Это способствовало ускорению оказания скорой помощи, улучшению преемственности в ведении больных с хронической патологией. Однако резкое сокращение финансирования здравоохранения в последнее десятилетие вызвало негативные изменения в организации, в первую очередь, неотложной помощи населению: ухудшилось ее материально-техническое оснащение, наметился отток наиболее квалифицированных кадров.
Поэтому для улучшения технической оснащенности службы, повышения квалификации сотрудников, создания автоматизированных диспетчерских служб, оснащения выездных бригад современными средствами связи, поэтапной замены автотранспорта в 2001 г. в Санкт-Петербурге было принято решение о централизации служб скорой и неотложной помощи. При этом бывшие отделения неотложной помощи поликлиник были переименованы в отделения скорой помощи при поликлиниках.
Таким образом, в Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников.
Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи врачебными кадрами составляет почти 90%, а показатель обеспеченности врачами на 1000 населения достиг 1,2.
Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан. По разным регионам в зависимости от медико-демографической ситуации, уровня организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, а также от многих социально-экономических и других местных условий обращаемости на станции скорой помощи составляет от 120 до 550 случаев на 1000 населения.
В утвержденной Правительством РФ 11 сентября 1998 года «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» подтверждено конституционное право человека на гарантированную скорую медицинскую помощь.
В развитие вышеназванных правительственных акций Минздравом РФ 26 марта 1999 года издан приказ №100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».
Основными задачами, поставленными приказом Минздравом РФ №100 перед службой скорой помощи явились: «...оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи».
Согласно того же приказа основными функциями (задачами) службы скорой медицинской помощи являются:
— Оказание круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению, как на месте происшествия, так и на пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.
— Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (на Догоспитальном этапе).
— Транспортировка больных по заявкам медицинских учреждений.
— Изучение причин, вызывающих необходимость оказания скорой медицинской помощи, и разработка мер по их устранению.
Задачи специализированных бригад расширяются за счет:
— Осуществления методического руководства выездными бригадами, амбулаторными ЛПУ.
— Оказании консультативной помощи.
— Совершенствование методов экспресс-диагностики и оказания специализированной неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Оказание помощи взрослому и детскому населению на дому при острых и обострениях хронических заболеваний, не угрожающих непосредственно жизни больного, является функцией амбулаторно-поликлинических учреждений.
Следовательно, эффективность работы службы скорой медицинской помощи зависит от того, как на местах обеспечивается разделение функций между службой скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.
Структура службы скорой медицинской помощи
В Российской Федерации предусмотрено существование службы скорой медицинской помощи в нескольких вариантах:
В населенном пункте с населением численностью до 50 тыс. чел. организуется отделение скорой медицинской помощи при больнице. Это тем более целесообразно в том случае, если в населенном пункте имеется один стационар и его главный врач является руководителем здравоохранения данного населенного пункта или сельского района.
В городах с численностью жителей свыше 50 тыс. человек станции скорой медицинской помощи создаются как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения.
В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются кроме того подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций.
Возглавляет станцию скорой медицинской помощи главный врач, который руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями вышестоящего органа управления здравоохранением.
Главный врач станции скорой медицинской помощи осуществляет текущее руководство деятельностью станции на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции.
На должность главного врача станции скорой медицинской помощи назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», «педиатрия», диплом, сертификат специалиста по организации здравоохранения, сертификат специалиста по скорой медицинской помощи, опыт лечебной и организаторской работы.
Основной структурной единицей станции (отделения) скорой медицинской помощи является выездная бригада, непосредственно оказывающая экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим. Работа выездных бригад обеспечивается различными подразделениями станции.
Структура станции скорой медицинской помощи может выглядеть следующим образом (рис. 11.1). На рисунке представлена схема крупной станции скорой медицинской помощи.
Технический отдел осуществляет административно-хозяйственные функции, обеспечивает связь между подразделениями. Обеспечение работы вычислительной техники возлагается также на этот отдел.
Кроме того, желательно функционирование территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) в составе станции скорой медицинской помощи.
Целесообразность такой структуры обусловлена следующими обстоятельствами:
Рис. 11.1
Примерная структура станции скорой медицинской помощи
.— при возникновении чрезвычайной ситуации первый сигнал обычно поступает в адрес станции скорой медицинской помощи, в этом случае в распоряжении ТЦМК имеются все выездные бригады скорой медицинской помощи, кроме того:
— оптимизируется маневр выездными бригадами с помощью оперативного отдела станции-
— облегчается проведение учений и планирование ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации-
— нет необходимости расходов на содержание отдельных выездных бригад ТЦМК.
В зависимости от величины станции ее структура формируется в соответствии с местными условиями, и штатное расписание утверждается местным органом управления здравоохранением.
Например, если станция скорой медицинской помощи выполняет до 30000 выездов в год, то прием вызовов и оперативное управление выездными бригадами осуществляет 1 фельдшер по приему и передаче вызовов (из расчета — 1 круглосуточный пост на 30000 выездов в год). Следовательно, в этом случае штатное расписание оперативного отдела может максимально включать в себя 4,75 ставки фельдшеров (медсестер) по приему и пере-Даче вызовов, 4,75 ставки старшего врача (1 круглосуточный пост на 20000 выездов в год) и 1 должность заведующего оперативным отделом.
Для организации подстанций предусмотрен другой норматив — городе населением не менее 100000 с учетом протяженности и рельефа местности. Для уменьшения времени прибытия бригад скорой медицинской помощи к месту вызова целесообразно по местным условиям создание филиалов подстанций. В некоторых случаях по тем же соображениям оказывается необходимым решение вопроса о дислокации отдельных выездных бригад (у дорог с интенсивным движением транспорта, в промышленных зонах, в жилых кварталах).
О профиле бригад скорой медицинской помощи
В настоящее время в Российской Федерации в составе станций (отделений) скорой медицинской помощи существуют следующие виды выездных бригад:
Линейные врачебные бригады.
Линейные фельдшерские бригады.
Специализированные врачебные бригады.
Акушерские бригады. Бригады санитарного транспорта.
Выбор профиля бригад зависит от следующих обстоятельств:
— условий проживания и численности населения (сельская местность, малые города, средние и крупные города)-
— наличия соответствующих контингентов больных (обращаемость и структура вызовов).
Ориентиром может служить предложенная В.А.Фиалко и И.Б.Упибиным схема организации службы скорой медицинской помощи (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Схема организации скорой медицинской помощи
Из таблицы 11.1 следует, что при определении соотношения бригад в первую очередь предлагается учитывать характеристику населенных пунктов (местностей). Что касается структуры и очередности исполнения вызовов, то в качестве ориентира предлагается следующий алгоритм очередности направления транспортных бригад (табл. 11.2).
Таблица 11.2
Алгоритм очередности направления линейных врачебных,
фельдшерских, акушерских и транспортных бригад
скорой медицинской помощи по поводу к вызову
Исходя из обращаемости населения по приведенным в таблице поводам к вызовам, рассчитывается нужное количество тех или иных бригад.
При этом необходимо учитывать следующие принципиальные соображения:
1) врачебная помощь по качеству выше фельдшерской-
2) если врачебная бригада выполняет вызовы, не требующие врачебной помощи, то это быстро ведет к утрате квалификации-
3) работа фельдшерских бригад при любых обстоятельствах требует врачебного контроля.
Схема может быть адаптирована к местным условиям.
Основные требования к работе выездных бригад
— оперативность-
— качественное оказание скорой медицинской помощи-
— взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений-
— качественное оформление медицинских документов.
— Оперативность работы выездных бригад предполагает, что:
— после получения вызова бригада выезжает в течение 1 минуты-
— прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел-
— затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объеме (объем помощи может быть сокращен только в условиях ЧС)-
— о выполнении вызова докладывает немедленно.
В понятие качественного оказания скорой медицинской помощи включается:
— правильное распознавание заболеваний и повреждений-
— выполнение необходимых лечебных мероприятий-
— верное тактическое решение.
Взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также и сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных и других учреждений:
а) осуществляется в интересах как больного, так и работников выездной бригады-
б) требует неукоснительного исполнения должностных инструкций и других нормативных документов.
Качественное оформление медицинских документов подразумевает:
— полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного исследования больного, а также дополнительных исследований (электрокардиография, экспресс-тесты и др.)-
— логичную и последовательную формулировку диагноза с учетом требований МБК-10-
— запись времени осуществляется каждой лечебной процедуры-
— стандартные временные отметки от начала до окончания выполнения вызова-
— при доставке больного в стационар — обязательное заполнение сопроводительного листа форма 114/у) с кратким описанием «когда и что случилось?», состояние больного, оказанной помощи и (если есть) дополнительных сведений.
Контроль работы выездных бригад
Оперативная работа выездных бригад отслеживается по двум направлениям: 1) выезд на вызов со станции (подстанции) и 2) работа на линии.
Выезд на вызов контролируется следующими должностными лицами: фельдшером по приему и передаче вызовов (далее — диспетчер) станции (подстанции, отделения), врачом-инспектором линейно-контрольной службы (ЛКС), главным врачом станции (заведующим подстанцией или отделением). Для контроля оперативности выездной бригады врач-инспектор ЛКС, либо главный врач станции периодически передает по телефону диспетчеру контрольный вызов и проверяет время выезда бригады.
Оперативность работы на линии контролируется:
а) Оперативным отделом станции, который отслеживает время прибытия бригады к месту вызова, время выполнения вызова. Старший выездной бригады обязан доложить о прибытии к месту вызова, а если обслуживание вызова занимает более 1 часа, то сообщить об этом в оперативный отдел (контроль местонахождения и состояния бригады). Время прибытия бригады к месту вызова может контролироваться с помощью радиосвязи (по сообщению бригады), либо с помощью системы навигации, позволяющей определять фактическое местонахождение выездных бригад и наблюдать за их перемещением с использованием электронной карты города.
б) Инспектором линейно-контрольной службы, который может проверить фактическое время выезда бригады к месту вызова, время пребывания бригады на месте вызова, время передачи больного дежурному персоналу стационара.
в) Заведующим подстанцией (начмедом станции), который проверяет карту вызова и может выявить несоответствие между действиями врача (фельдшера) и временем, затраченным на эти действия.
Качество оказания помощи контролируется:
— Заведующими подстанциями (отделениями) — по медицинским документам (картам вызовов, возвратным талонам сопроводительных листов) и при контрольных выездах.
— Старшими врачами оперативного отдела (тактические решения выездных бригад).
— Врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад).
— Старшими врачами-специалистами станции (по медицинским документам).
— Заместителем главного врача по медицинской части (по медицинским документам).
— Лечебно-контрольной комиссией станции, назначаемой приказом главного врача.
Особое внимание при оценке работы уделяется тактике выездных бригад. Понятие тактики на догоспитальном этапе включает следующее. Это — сумма мероприятий, позволяющих в каждом отдельном случае, с учетом конкретной обстановки, обеспечить наиболее верное достижение цели: своевременность и эффективность оказания экстренной медицинской помощи и безопасность транспортировки в стационар или преемственность наблюдения и лечения больного в необходимых случаях на дому.
Основанием для выводов о правильности тактических решений выездных бригад служит правильное выполнение должностных инструкций работниками выездных бригад, приказов и распоряжений главного врача станции (в том числе и изданных совместно с руководством правоохранительных органов), регламентирующих взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений.
Контроль взаимодействия с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений осуществляется:
— старшими врачами оперативного отдела (тактические решения выездных бригад)-
— врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад, оформление сопроводительных листов)-
— линейно-контрольной службой (по решению старшего врача оперативного отдела).
Качество оформления медицинских документов проверяется:
— заведующими подстанциями (отделениями)-
— врачами бюро госпитализации (сопроводительные листы)-
— заместителем главного врача по медицинской части (выборочно)-
— комиссией по проверке деятельности подразделений, назначаемой главным врачом.
Работа оперативного отдела
Оперативный отдел является важнейшим звеном управления работой станции по оказанию скорой медицинской помощи населению.
Основные функции оперативного отдела:
Прием вызовов от населения.
Передача вызовов на исполнение.
Оперативное управление выездными бригадами.
Обмен информацией с подстанциями по вопросам оперативной работы.
Взаимодействие с дежурными службами города (сельского района) — милицией, ГИБДД, пожарной охраной, МЧС и т.д.
Срочная информация руководства станции о чрезвычайных и конфликтных ситуациях.
Информация о чрезвычайных ситуациях инстанций, определенных государственными органами управления здравоохранением.
Выдача населению информации справочного характера.
Основные элементы структуры оперативного отдела:
Отдел приема вызовов.
Отдел направления.
Отдел госпитализации.
Информационно-справочный отдел.
Мощностью станции скорой медицинской помощи определяется структура оперативного отдела — от единственного круглосуточного поста фельдшера (медсестры) по приему и передаче вызовов от населения — до крупного оперативного отдела, работа которого в течение суток возглавляется старшим дежурным врачом и его помощниками-врачами. При наличии в городе нескольких стационаров создается также отдел госпитализации, который ведет учет коечного фонда и обеспечивает равномерную доставку больных в стационары в соответствии с наличием свободных мест, профилем стационара и местонахождением пациента. Для обеспечения экстренной госпитализации вводится круглосуточный диспетчерский пост, на котором дежурит фельдшер, либо врач-эвакуатор (в зависимости от сложности работы).
Для того чтобы в равной степени соблюдались интересы пациентов и работников оперативного отдела, на уровне исполнительной и законодательной власти должны быть утверждены правила вызова скорой медицинской помощи в городе (сельском районе), а руководством станции скорой медицинской помощи — должностные инструкции по всем разделам оперативной работы.
Прием вызовов осуществляется средним медицинским работником, должностная инструкция которого должна предусматривать алгоритм его действий.
Основные действия:
Выслушать гражданина, обратившегося по телефону «03».
Решить вопрос о приеме вызова в соответствии с инструкцией.
При сложности принятия решения — переключить телефонную линию на старшего врача.
Если принято решение о приеме вызова, то фиксировать данные:
— адрес и телефон-
— фамилию, имя и отчество, возраст пациента-
— фамилию и телефон вызывающего, отношение к больному-
— что случилось? На основания полученного ответа сформулировать повод к вызову: Передать данные в отдел направления.
Отдел направления осуществляет:
1. Передачу вызовов выездным бригадам через подстанцию, либо непосредственно по телефону или радиосвязи.
2. Решение о профиле направляемой на вызов бригады.
3. Связь между выездной бригадой и врачом (фельдшером) эвакуаторов.
4. Прием отчетов выездных бригад о заполнения вызовов.
5. Сбор информации об укомплектованности и персональном составе выездных бригад и о выходе автотранспорта на линию.
6. Контроль оперативной работы выездных бригад.
В зависимости от возможностей станции скорой медицинской помощи обработка вызовов может вестись вручную или на основе автоматизированной системы.
Организационно-методическая работа
На станции скорой медицинской помощи организационно-методическая работа проводится по следующим направлениям:
1) сбор статистической информации и анализ работы станции-
2) составление плана работы станции-
3) систематическое изучение передового опыта службы скорой помощи в Российской Федерации и зарубежных странах и разработка методических рекомендаций по совершенствованию оперативно-диагностической и лечебной работы-
4) выработка предложений руководству станции по совершенствованию службы скорой медицинской помощи-
5) осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала-
6) работа с письмами и заявлениями граждан, составление проектов ответов, учет и отчетность-
7) организация научно-практических конференций по вопросам скорой медицинской помощи-
8) участие в составлении положений о работе подразделений, должностных инструкций работников станции и других нормативных документов —по поручению главного врача.
Для выполнения этой работы в зависимости от возможностей станции создается организационно-методический отдел, либо эти функции возлагаются на заместителя главного врача по медицинской части. В отделениях скорой медицинской помощи при больницах скорой помощи организационно-методическая работа проводится заместителем главного врача больницы по скорой медицинской помощи (заведующим отделением).
Повышение квалификации медицинского персонала
На станции скорой медицинской помощи применяются следующие формы повышения квалификации медицинского персонала.
1. Разбор оказания помощи больным и летальных случаев на утренних конференциях (на станции, подстанциях, в отделении скорой медицинской помощи).
2. Разбор дефектов оказания помощи на заседаниях лечебно-контрольной комиссии.
3. Лекции и семинары для медицинского персонала, проводимые старшими специалистами станции (отделения) или специалистами других лечебно-профилактических учреждений.
4. Научно-практические конференции.
5. Направление врачей и фельдшеров на курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет (по возможности — 1 раз в 3 года).
Для повышения квалификации медицинских работников определенную пользу приносит аттестация на присвоение квалификационной категории. В ходе подготовки к аттестации работники «освежают» свои знания по специальности.
Совершенствование знаний медицинской психологии в работе врача, а также всех членов бригады скорой медицинской помощи поможет осуществлять индивидуальный подход к больному, добиться большей эффективности профилактики и лечения, укрепить веру больного в скорейшее выздоровление, и способствовать реализации требований врачебной этики и медицинской деонтологии.
Основными показателями работы скорой помощи являются:
— количество бригад (среднесуточное)-
— количество выполненных вызовов (в том числе с оказанием медицинской помощи)-
— количество вызовов по поводу внезапных заболеваний (в том числе по разным нозологическим формам) и несчастных случаев-
— количество направлений на госпитализацию-
— среднесуточная нагрузка-
— время выезда бригады от момента приема вызова-
— время прибытия бригады к месту вызова-
— количество летальных исходов до прибытия и в присутствии бригады-
— количество повторных вызовов и их исходы-
— процент расхождения диагнозов направления и приемного покоя, а также некоторые другие.
Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы. Поэтому так важно выполнение мероприятий, которые выполняются отделениями скорой медицинской помощи поликлиник.
Задачами отделений скорой медицинской помощи поликлиник являются:
— оказание больным в минимально короткие сроки (не позднее 15 минут после поступления вызова) экстренной врачебной квалифицированной медицинской помощи в местах их постоянного или временного проживания-
— вызов по показаниям в помощь специализированных бригад скорой помощи-
— госпитализация, которая осуществляется путем получения наряда в Бюро госпитализации СМИ-
— обеспечение преемственности с поликлиникой и стационарами-
— обеспечение взаимосвязи с центром санэпиднадзора, осуществление мероприятий по выполнению требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима-
— осуществление своевременной транспортировки больных из мест проживания, районных поликлиник, женских консультаций в стационары по собственным направлениям и направлениям врачей территориальных государственных учреждений здравоохранения-
— доставка пациентов в государственные учреждения социального профиля по направлениям врачей-терапевтов территориальных поликлиник-
— доставка пациентов из мест проживания для проведения гемодиализа, консультаций и обследования (по распоряжению главного врача поликлиники)-
— оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся самостоятельно в отделения-
— оказание экстренной помощи больным и пострадавшим при остановке бригады скорой медицинской помощи в пути следования-
— выполнение активных вызовов к больным, нуждающимся в динамическом врачебном наблюдении, по заявкам врачей поликлиник-
— ежедневный контроль и учет работы санитарного автотранспорта-
— ведение ежедневного медицинского статистического учета и составление отчетности в установленном порядке-
— изучение качества, эффективности и своевременности медицинской помощи, разработка мероприятий, направленных на их совершенствование-
— повышение квалификации и профессионального мастерства, внедрение передового опыта-
— проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях.
В систему скорой медицинской помощи входят также стационары (в первую очередь больницы скорой помощи, которые в ряде городов объединены с СМП) и НИИ скорой помощи, которые, наряду с лечебной диагностической, проводят большую организационно-методическую работу. В крупных городах при муниципальных органах управления создаются координационные советы по скорой помощи. Так, в Санкт-Петербурге при Комитете по здравоохранению существует координационно-экспертный совет по скорой помощи, который позволяет интегрировать все службы в единую систему.
Организация медицинской помощи работникам промышленных предприятий
Поделиться в соцсетях:
Похожие