Организация медицинской помощи сельскому населению
Видео: Реорганизация больниц. Утро с Губернией. GuberniaTV
Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения. Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.В настоящее время уровень стационарной медицинской помощи жителям села практически достиг уровня горожан. Одновременно уровень амбулаторно-поликлинической врачебной помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.
Существующие различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены:
• своеобразной системой расселения населения-
• малая плотность населения-
• сезонность сельскохозяйственного труда-
• значительная удаленность населенных пунктов друг от друга-
• снижение доли лиц трудоспособного возраста-
• увеличение удельного веса пожилых и старых в сельской местности-
• недостаточное развитие транспортных связей-
На уровень и качество медицинской помощи сельскому населению также влияет:
• изношенность материально-технической базы сельского здравоохранения-
• высокая текучесть медицинских кадров-
• низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием-
• несоответствие половины организаций здравоохранения санитарно-техническим нормам-
• снижение социальной защиты медицинского персонала.
В связи с этим в республике функционирует трехэтапная система оказания медицинской помощи сельскому населению, которая предусматривает более высокий уровень специализированной помощи на последующем этапе по сравнению с предыдущим.
Ведущим звеном первичной медико-санитарной помощи является сельский врачебный участок, объединяющий работу всех размещенных на его территории организаций здравоохранения: участковых больниц и амбулаторий, самостоятельных врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПы), фельдшерских здравпунктов, яслей-садов. В среднем на сельском врачебном участке проживают от 6 до 15 тысяч населения при радиусе обслуживания до 10 км.
Участковые больницы подразделяются на 4-е категории по числу коек от 25 до 100. Развитая сеть мелких участковых больниц, игравшая положительную роль в течение продолжительного периода, сейчас уже не может выполнять в полном объеме предъявляемые к ним современные требования. Большинство из этих больниц не оправдывает себя с экономических, а в отношении качества и медицинских позиций.
Большинство медицинских организаций на селе представлено врачебными амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами, работа которых осуществляется по принципу участковости.
В республике проводится реорганизация здравоохранения на селе, предусматривающая создание территориальных округов (до 4 тыс. населения) из расчета 2-3-ех на каждый район. Медицинское обслуживание в отдельном округе будет возложено на врачебные амбулатории с числом врачебных должностей не менее двух. В их штате будут находится и фельдшера близлежащих ФАПов, выполняя свои функции под контролем врача.
Согласно существующим нормативам район обслуживания ФАПа рассчитан на 700 жителей села и, как исключение, с учетом особенностей расселения возможно его функционирование при наличии 500 человек. В то же время нередки случаи, когда на ФАП приходится значительно меньшая численность населения. С учетом этого обстоятельства, а также материальной базы в индивидуальном порядке будет решаться целесообразность функционирования конкретного ФАПа.
Предусматривается укрепление врачебных амбулаторий за счет перевода в амбулатории ВОП, оснащения современным оборудованием, обеспечения автотранспортом, телефонной связью, приданием им функций «скорой медицинской помощи». Радиус обслуживания одного округа может колебаться от 5 до 20 км в зависимости от местных условий.
Главный врач амбулатории координирует деятельность других врачей района обслуживания, а также осуществляет руководство средним медицинским персоналом ФАПов, здравпунктов сельскохозяйственных предприятий и др.
На уровне округа представляется важным существование выездной формы медицинского обслуживания для восполнения отсутствующих видов специализированной медицинской службы за счет врачей ЦРБ и ее поликлинического отделения. Выезд бригады специалистов должен производиться по заранее составленному графику с оповещением населения и с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Районные организации здравоохранения (II этап)
Важная роль в оказании медицинской помощи сельскому населению принадлежит районному звену, имеющему в своем составе ЦРБ, номерные (горпоселковые) районные больницы- центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья- районные диспансеры и другие медицинские учреждения. Деятельность этих учреждений охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км с таким расчетом, чтобы в течение одного часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту. В ЦРБ оказывают помощь по 10-15 специализированным видам амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи.
Распространена практика организации межрайонных отделений специализированной и узкоспециализированной медицинской помощи для нескольких территориально приближенных районов.
Возглавляет ЦРБ главный врач, который одновременно несет ответственность за деятельность всех организаций здравоохранения на территории района. ЦРБ осуществляет лечебно-профилактическую и организационно-методическую работу, контролирует и анализирует деятельность всех подразделений, имеющихся на сельских врачебных участках, обеспечивает население района скорой и неотложной медицинской помощью.
Областные медицинские организации (III этап)
Лечебно-профилактические организации областного уровня призваны обеспечить сельское население высококвалифицированной специализированной и узкоспециализированной медицинской помощью для восполнения тех профилей, которые отсутствовали на предыдущем этапе. К числу этих организаций относятся областная больница с консультативной поликлиникой- областные специализированные больницы- диспансеры- центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и другие. Средняя мощность областных больниц составляет примерно 1000 коек при радиусе обслуживания 100 км, то есть в пределах 3-х часовой транспортной доступности.
Экономические аспекты сельского здравоохранения
Наиболее затратным видом в здравоохранении является стационарная медицинская помощь, на которую приходится наибольший удельный вес расходов. В то же время госпитальное лечение охватывает только 1/5 больных, обратившихся в поликлинику. Отсюда является резонным оптимальное использование коечного фонда. Практика свидетельствует о возрастании рациональности использования коек с укрупнением больниц. Так, расходы на 1 койко-день в участковой больнице на 3,0% больше, чем в ЦРБ. В отделениях восстановительного лечения (реабилитации) расходы в 1,5 раза меньше, чем в специализированных. Отсюда следует считать целесообразным дифференциацию отделений по интенсивности лечения (предварительное обследование, интенсивной терапии, специализированное лечение, долечивание, восстановительное лечение), а также перемещение стационарного лечения с сельских участковых больниц на районное звено.
Контингенты сельского населения, подлежащие профилактическим осмотрам и диспансерному наблюдению
К ним относятся:
1. Дети, подростки, беременные, пожилые и старые-
2. Лица профессий с неблагоприятными условиями труда (животноводы- механизаторы- работники коммунального хозяйства- пищевых объектов- лица, соприкасающиеся с ядохимикатами)
3. Лица в преморбидном состоянии-
4. Лица с хроническими заболеваниями-
5. Длительно и часто болеющие.
Основные направления развития сельского здравоохранения
1. Совершенствование и укрепление ЦРБ – как основного звена в повышении качества и эффективности медицинской помощи жителям села
2. Создание территориальных округов с закреплением за ними врачебных амбулаторий и ФАПов с соответствующим обеспечением.
3. Развитие передвижных форм амбулаторной специализированной помощи.
4. Организация межрайонных специализированных отделений.
Широкое внедрение института врача общей практики.
Поделиться в соцсетях:
Похожие