lovmedgu.ru

Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и служебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослужащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

• оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу-

• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности-

• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склонных к различным формам девиантного поведения-

• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на предмет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе-

• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на боевое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответственности и длительного автономного функционирования-

• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совершению проступков, происшествий, аварий-

• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военнослужащего.

• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих (рис 1.12).



Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание



Рис. 1.12.

Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание





Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Профессионально-психологический отбор является составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности-

• классификацию и описание военных профессий и специальностей-

• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности-

• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1и психологическим качествам.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью-

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:

а) социально-психологического изучения-

б) психологического и психофизиологического обследования-

в) изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

• начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитательной работе-

• заместитель начальника группы — психолог воинской части-

• помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части-

• технические работники (сержанты, солдаты).



Проведение ППО включает оценку:

1) уровня развития познавательных психических процессов-

2) адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости-

3) уровня развития специальных (профессионально важных) качеств-

4) основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека. Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем вуза.

Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория)-

б) рекомендуется (2-я категория)-

в) рекомендуется условно (3-я категория)-

г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

• приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учебном заведении-

• призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направляемых в воинские части:

1)личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов)- 2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

2. Психологическое изучение пополнения в воинской части. После проведения профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует командир воинской части. С этой целью он издает Приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В Приказе определяются:

• состав администрации пункта приема и распределения пополнения-

• состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора-

• сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения-

• время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава-

• система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении-

• порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бригады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согласует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО определяется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.

На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештатной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

• заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень)-

• список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

• психические заболевания у родителей и близких-родственников-

• перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга-

• наблюдение в психоневрологическом диспансере-

• ночное недержание мочи-

• воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей-

• чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание-

• наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья-

• приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы-

• раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (табл. 1.5).

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.

Таблица 1.5

Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости



Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости





С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга- наблюдение в психоневрологическом диспансере- ночное недержание мочи- воспитание в неблагополучной семье- отсутствие одного из родителей- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья- приводы в милицию- трудности в обучении и освоении профессии- вовлечение в антисоциальные группы- сложные отношения с товарищами- низкая общественная активность- узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений- вспыльчивость- раздражительность- неустойчивость настроения- обидчивость- замкнутость- безынициативность- излишняя принципиальность- слабоволие- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего:

• развязное поведение-

• легкую раздражительность-

• вспыльчивость-

• нетерпеливость и суетливость-

• театральность-

• демонстративность-

• стеснительность-

• замкнутость-

• плаксивость-

• неловкость-

• угловатость и резкость движений-

• скованность позы-

• неудобную посадку-

• немотивированные движения руками и ногами-

• частое моргание, подергивание век и щек-

• закусывание губ-

• покраснение кожных покровов лица и шеи-

• повышенную потливость-

• недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу)-

• выражение растерянности и испуга-

• частое обращение к товарищам за разъяснениями-

• опоздания-

• задержку с началом работы или ее прекращение при тестировании-

• примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное освидетельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций подлежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.

При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразделения обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном документе, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

• на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в период приема и распределения пополнения-

• выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются цифровыми показателями)-

• социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения)-

• количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины)-

• общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям военной службы-

• предложения по совершенствованию работы по социально-психологическому изучению пополнения.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги его изучения и издает приказы:

1) о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям-

2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

1. Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.

2. Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено

на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого военнослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения — не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицерами подразделений.

При этом решаются следующие задачи:

• изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов и явлений и выработка предложений по управлению ими-

• выработка предложений по формированию и поддержанию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах-

• оценка эффективности управленческой деятельности органов военного управления (командиров) и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

• оценка уровня психологической готовности подразделений к выполнению учебно-боевых и служебных задач.

Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллективов включает в себя оценку:

• уровня развития воинского коллектива-

• психологической совместимости и сплоченности военнослужащих-

• морально-психологического климата (межличностных отношений, группового мнения и настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребывания в данном коллективе)-

• стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригругшовая напряженность, частые межличностные конфликты и т. п.

Оно включает представленные на схеме первичное и последующее изучения (рис. 1.14). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результатам двух-, трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.

Полученные данные представляются командиру воинской части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада, где указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в устной форме.



Этапы социально-психологического изучения воинских коллективов и их содержание



Рис. 1.14.

Этапы социально-психологического изучения воинских коллективов и их содержание





Комплексное психологическое изучение воинского коллектива (кроме выделенных выше основных вопросов) в процессе повседневной деятельности наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназначение, композиция, социально-демографические характеристики личного состава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:

• оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (процессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, руководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информирование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и виутриколлектив-ного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, отклоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение)-

• оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных предпочтений)-

• оценку групповых социально-психологических образований (групповые потребности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение) [16].

Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определяемое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовленностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и государства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание