lovmedgu.ru

Исследование и оценка некоторых показателейнервной системы и психического здоровья человека

Видео: Рассел Фостер: Почему мы спим?

Цель работы: закрепить теоретические знания о нервно-психическом здоровье человека- овладеть методикой исследования некоторых показателей нервной системы с помощью физиологических проб- овладеть навыками работы с психодиагностическими тестами, определяющими некоторые из показателей состояния психического здоровья.

Содержание

1. Проведите исследование и дайте оценку деятельности спинного мозга человека на основе изучения сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого).

2. Исследуйте и дайте оценку координационной деятельности нервной системы. Для этого выполните пробы:

2.1. пальценосовую-

2.2. пяточно-коленную-

2.3. Ромберга.

2.4. Определите нистагм.

3. Проведите исследование и дайте оценку деятельности вегетативной нервной системы. Для этого выполните:

3.1. исследование местного дермографизма-

3.2. пробу Ашнера (глазо-сердечный рефлекс)-

3.3. определение вегетативного индекса Керде.

Методические указания к выполнению

лабораторно-практических работ



1. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка деятельности спинного мозга» (работа выполняется вдвоем)

1.1. Ахиллов рефлекс

Ход работы. Ногу, согнутую в коленном суставе положите на стул, чтобы стопа свисала. Неврологическим молоточком ударьте по ахиллову сухожилию. Отметьте наличие реакции.

1.2. Коленный рефлекс

Ход работы. В положении сидя положите правую ногу на левую и нанесите удар молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы бедра (у подколенной чашечки в области ее вязки). Пронаблюдайте ответную реакцию.

1.3. Локтевой рефлекс

Ход работы. В положении сидя нанесите удар молоточком по сухожилию в локтевом сгибе. Наблюдайте ответную реакцию.

При оценке сухожильных рефлексов обратите внимание на степень живости и симметричность. Оценку степени живости проведите по трехбалльной системе: низкие рефлексы - 1 балл, рефлексы средней живости - 2 балла, высокие - 3 балла- отсутствие рефлексов (арефлексия) отметьте особо.

2. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка координационной деятельности нервной системы»

2.1. Пальценосовая проба

Ход работы. Закройте глаза и дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа. В норме вытянутый палец должен попасть в кончик носа.

2.2. Пяточно-коленная проба

Ход работы. Лягте на спину, закройте глаза, пяткой правой ноги дотроньтесь до голени левой и проведите пяткой вниз по голени. При отсутствии нарушений мозжечка все движения выполняются четко. Если обследуемый не в состоянии выполнить пальценосовую и пяточно-коленную пробы, значит, у него нарушена динамическая координация.

2.3. Определение нистагма

Ход работы. (Работа выполняется вдвоем - один обследуемый, другой фиксирует выполнение пробы.) Обследуемый фиксирует взгляд на неврологическом молоточке и следит за его движением. Экспериментатор регистрирует наличие или отсутствие движения глазных яблок.

2.4. Проба Ромберга

Ход работы. (Работа выполняется вдвоем - один обследуемый, другой фиксирует выполнение пробы.) Встаньте, сдвинув стопы (носки и пятки вместе), поднимите руки вперед, разведите пальцы и закройте глаза. Если в этой позе Вы сохраняете твердую устойчивость более 15 секунд (не наблюдается пошатывания, дрожания рук или век), то проба оценивается «очень хорошо» (хорошая оценка координационной функции). При удержании позы в течение 15 секунд и отсутствии тремора век и пальцев проба оценивается как удовлетворительная. Если равновесие сохраняется менее 15 секунд (заметно качание), то проба оценивается «неудовлетворительно» (симптом Ромберга).

3. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка деятельности вегетативной нервной системы»

3.1. Исследование местного (штрихового) дермографизма

Ход работы. Ручкой неврологического молоточка нанесите несколько штриховых раздражений кожи в области предплечья. Отметьте цвет, появившийся на месте механического раздражения кожи. Красный дермографизм указывает на повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, белый расценивается как преобладание тонуса симпатического отдела.

3.2. Проба Ашнера (глазо-сердечный рефлекс)

Ход работы. В покое подсчитайте пульс за одну минуту. Затем подушечками большого и среднего пальцев надавливайте на глазные яблоки в течение 10 секунд. После прекращения надавливания на глазные яблоки пульс считайте в течение 20 секунд, полученную цифру утройте, чтобы определить количество ударов в минуту. Разница между второй и первой цифрами означает степень изменения пульса. Проба Ашнера дает представление о возбудимости парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. При нормальной возбудимости замедление пульса не превышает 4-12 уд/мин.- замедление, превышающее 12-15 уд/мин., указывает на повышение возбудимости блуждающего нерва. Если эта возбудимость снижена или повышена возбудимость симпатического нерва, то частота пульса не изменяется или даже увеличивается.

3.3. Определение вегетативного индекса Керде

Ход работы. (Работа выполняется вдвоем.) Измерьте частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное диастолическое давление (ДД). По формуле определите индекс Керде (ИК):ИК = 1- ДД

ЧЧСС х 100%Величина ИК, близкая к нулю, свидетельствует об уравновешенном влиянии симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС). При увеличении ИК отмечается преобладание симпатического тонуса, снижение или отрицательный результат ИК отмечается при преобладании влияния парасимпатического отдела ВНС.

4. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка некоторых психических свойств личности»

Используя психодиагностические тесты, выполните следующие работы:

4.1. «Исследование психических свойств личности по опроснику PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)»

Ход работы. На ниже перечисленные вопросы ответьте либо «да» (+), либо «нет» (-). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.

1. У Вас много различных хобби?

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать?

3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без причины?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что Вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?

18. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли Вас обидеть?

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У Вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У Вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первым проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?

44. У Вас часто нервы бывают натянутыми до предела?

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли Вы, что брак старомоден и его нужно отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли Вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям?

55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?

56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы предпочитаете книги с занимательным сюжетом?

67. Ваша мать хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

72. Вас очень заботит Ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечивать свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Вы сможете внести оживление в компанию?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?

84. Вы легко теряете друзей по своей вине?

85. Вы часто бываете вспыльчивы, раздражительны с окружающими?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

92. Вам нравиться суета и оживление вокруг Вас?

93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?

94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96. Считают ли Вас живым и веселым человеком?

97. Часто ли Вам говорят неправду?

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?

99. Вам было когда-нибудь жалко животное, которое попало в капкан?

100. Трудно ли Вам заполнять анкету?

Обработка результатов

Сравните вопросы, данные в таблице 21 по соответствующей шкале с Вашими ответами на них, если Ваш ответ совпал с кодом ответов опросника (табл. 21), то запишите номер этого вопроса в таблице 22. За каждый Ваш ответ, совпадающий с кодом ответов опросника, начислите себе 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по каждой шкале («да» и «нет»), запишите результат в соответствующую графу таблицы 22, сравните со средними значения и дайте разъяснение определяемого свойства Вашей личности.

Таблица 21

КОД ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА

КОД ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА

Видео: Culture in Decline | Episode #3 "C.V.D." by Peter Joseph



Таблица 22

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Видео: Tомас Инсел: На пути к новому осознанию психических болезней



Оценка результатов

Если по шкале искренности количество набранных Вами баллов превышает 10, то результаты обследования недостоверны, и Вам следует еще раз ответить на вопросы более откровенно.

Шкала психотизма

Определите общую сумму баллов по шкале психотизма. Психотизм – это жестокость, неконтактность, нечувствительность к чужим переживаниям, враждебность, агрессивность и т.д. Средние значения по данной шкале 7 - 15 баллов. Если количество баллов превышает средний уровень, то это может свидетельствует о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале.

Обследуемым, имеющим оценки по шкале психотизма свыше 10 баллов не рекомендуется работать по специальностям типа «человек-человек».

Шкала нейротизма

Нейротизм означает высокую эмоциональную возбудимость, подвижность эмоциональных реакций, предрасполагающих человека к проявлению в стрессовых ситуациях невротических симптомов – уныние, частая смена настроения, бессонница, нервность, чувство неполноценности, раздражительность и т.д.

Найдите общую сумму баллов по шкале нейротизма. Средние показатели 8 - 16 баллов. Если количество баллов выше среднего, то человеку свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающими и т.д. Высокие оценки по данной шкале говорят о психической неустойчивости личности. Индивид с низким уровнем нейротизма (до 8 баллов) спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

Шкала экстраверсии-интроверсии:

Экстравертированность – склад личности, характеризующейся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей. Экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении личности.

Интровертированность – это склад личности, характеризующийся склонностью к жизни в мире собственных мыслей, представлений и чувств, слабостью контактов с окружающими людьми, пассивностью. Для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.

Определите сумму баллов по шкале экстраверсии-интроверсии. Высокие оценки по этой шкале соответствуют экстравертированному типу. Количество баллов 15 и выше по шкале психотизма также свидетельствуют об экстравертированности обследуемого. Низкие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии и шкале психотизма до 7 баллов свидетельствуют о преобладании интровертированности. Средний показатель по данной шкале - 7-15 баллов свидетельствует об амбоверсии (смешанный тип).

4.2. Выявление типологических особенностей личности по методике К. Юнга

Ход работы. Выберите в предлагаемом опроснике на каждый вопрос ответ, который подходит Вам больше и поставьте в тетради номер вопроса и букву, обозначающую выбранный ответ.

1. Что Вы предпочитаете?

а) немногих близких друзей- б) большую творческую компанию.

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом- б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание-б) ошибки.

4. Если Вы совершите дурной поступок, то:

а) остро переживаете- б) острых переживаний нет.

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко- б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да-б) нет.

7. Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души?

а) да- б) нет.

8. Считаете ли Вы себя

а) молчаливым? б) разговорчивым?

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) да-б) нет.

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да- б) нет.

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить- б) слушать.

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да- б) нет.

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да- б) нет.

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да- б) нет.

15. Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению?

а) да- б) нет.

16. Легко ли Вы меняете ваше настроение?

а) да- б) нет.

17. Любите ли Вы убеждать других- навязывать свои взгляды?

а) да- б) нет.

18. Ваши движения:

а) быстры- б) нет.

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто- б) нет.

20. В затруднительных случаях Вы:

а) спешите обратиться за помощью к другим-

б) не любите обращаться.



Обработка результатов

Подсчитайте количество ответов, совпавших с кодом ответов опросника, и полученную сумму умножьте на 5.



Код ответов опросника

Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.



Оценка результатов

Баллы от 0 до 35 – свидетельствуют о проявлении интроверсии, от 36 до 65 – амбоверсии, от 66 до 100 – экстраверсии.





ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА



1. Определение понятия «здоровье». Пограничное (третье) состояние между болезнью и здоровьем, его характеристика. Признаки здоровья. Факторы, оказывающие влияние на становление и формирование здоровья человека.

2. Понятие нормы, ее значение. Состояние нормы и здоровья.

3. Показатели нормы здоровья (антропометрические, физиологические, биохимические, психологические, социальные), их характеристика.

4. Понятие о факторах, определяющих здоровье (образ жизни, наследственность, экологическое состояние окружающей среды, состояние здравоохранения), их характеристика.

5. Влияние на состояние здоровья человека трудовой деятельности и двигательного режима.

6. Роль сознания и информации в сохранении и укреплении здоровья человека. Взаимосвязь культуры образа жизни с состоянием здоровья.

7. Влияние возраста на состояние здоровья.

8. Роль наследственности в сохранении здоровья, развитии некоторых неинфекционных заболеваний.

9. Экологическое состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека.

10. Состояние здравоохранения как фактор, определяющий здоровье населения.

11. Характеристика антенатального (дородового) периода, в котором закладывается здоровье человека. Факторы риска для здоровья ребенка в анамнезе матери, их характеристика.

12. Формирование социально-гигиенических факторов, отражающих поведение ребенка, и их связь с состоянием здоровья детей разных возрастно-половых групп.

13. Семья и ее роль в формировании и укреплении здоровья ребенка.

14. Ранний детский возраст как период проведения профилактических мероприятий по охране здоровья детей. Влияние активной иммунизации на инфекционную заболеваемость детей. Календарь прививок.

15. Роль семьи в формировании психического здоровья ребенка. Воспитание у детей положительного отношения к занятиям физической культурой, трудом в семье и дошкольных учреждениях.

16. Школа и ее роль в формировании здоровья учащихся. Роль семьи и школы в формировании индивидуального образа жизни ребенка, способствующего сохранению здоровья.

17. Определение понятия «психическое здоровье» человека, его признаки, их характеристика. Пограничное психическое состояние.

18. Психическое здоровье человека как медико-социальная проблема. Нервно-психическое здоровье школьников. Пути охраны и укрепления психического и физического здоровья человека.

19. Понятие о субъективных и объективных методах исследования и о функциональной диагностике. Функциональные пробы и их роль в исследовании здоровья человека.

20. Методы диагностики физического здоровья человека, их краткая характеристика.

21. Характеристика объективных методов исследования состояния сердечно-сосудистой системы.

22. Исследование и оценка состояния системы органов дыхания.

23. Физиологические пробы определения состояния нервной системы и характеристика.

24. Исследование некоторых психических свойств личности, их характеристика и учет в практической деятельности педагога.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Исследование и оценка некоторых показателейнервной системы и психического здоровья человека