lovmedgu.ru

Тест «опросник айзенка» — направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка — интравертность — экстраверт-ность, нейротизм и лживость

материал: 60 вопросов и бланк ответов.

Инструкция

«Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста

Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно1 -1,5 мин. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас вы будете зачитывать следующий вопрос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов

При обработке полученного материала подсчитывается количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал — экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на основании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противоположном ответе — 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству — экстра-интраверсия, вы видите, что ребенок на первый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одному баллу. На вопросы 3 и 11 — ответы «нет», соответственно за них вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 вы, наоборот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале.

1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия»— 24(19+5).

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов — интравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком , завести много друзей. Для этих детей также характерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети — более закрыты, они труднее налаживают контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

2. Максимальное количество баллов по шкале «нейротизм» — 24. Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкапе, эмоционально неустойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими

отрицательными эмоциями — обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем ней-ротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, также как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

3. Максимальное количество баллов по шкале «лживость» — 12(5 + 7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5-6. Дети, набравшие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Однако эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учитывать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором показано, какими чертами обладает инт-равертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На правой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости обладают неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальными знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, агрессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холод-

ность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль общения) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе может привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связана со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельствах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотивированные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое количество баллов по шкапам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравновешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального развития личности всех детей.

Личностный опросник Айзенка (детский вариант)

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо спрашивают, если это не на уроках7

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа- где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших товарищей?

18. Случается ли иногда так что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Обычно ты делаешь первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случается попасть в неловкое положение, ты долго потом переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из приятелей кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утренниках, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Регистрационный бланк к детскому опроснику Айзенка



Регистрационный бланк к детскому опроснику Айзенка



Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка



Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка



Каждому человеку свойственно только ему присущее сочетание черт и особенностей, образующих его индивидуальность. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, интересах и др. Понять ученика, объяснять формы его поведения, поступки во многом помогут знания личностных особенностей школьника. Предлагаем одну из методик по выявлению темперамента.

Темперамент

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в раз-

нообразной деятельности независимо от содержания, целей, мотивов остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют вид темперамента. Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

В самом общем виде можно дать следующие характеристики типов темперамента.

ХОЛЕРИК. Пониженная чувствительность. Высокая активность (отзывчивость на стимулы извне) и высокая активность с преобладанием реактивности. Инертность поведения, экстравертиро-ванность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.

САНГВИНИК. Пониженная чувствительность. Высокая отзывчивость на стимулы извне, высокая активность, уравновешенность. Пластичность, зкстравертированность (преимущественная ориентация на стимулы извне). Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.

ФЛЕГМАТИК. Пониженная чувствительность. Низкая реактивность и высокая активность. Инертность. Интровертированность (преимущественная ориентация на свой внутренний мир). Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакций.

МЕЛАНХОЛИК. Повышенная чувствительность. Невысокая реактивность и активность. Инертность, Интровертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. Замедленный темп реакций.

Предлагаемый тест поможет определить доминирующий тип темперамента. (Методика разработана А В. Беловым.) Учащиеся определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами вопросов, которые располагают столбиком, ставят «+» или «-».

1. Вы спокойны, хладнокровны?

2. Последовательны и обстоятельны в делах?

3. Осторожны и рассудительны?

4. Вы умеете ждать?

5. Молчаливы и не любите болтать попусту?

6. Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

7. Вы сдержанны и терпеливы?

8. Доводите ли начатое дело до конца?

9. Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?

10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?

11. Легко ли вы сдерживаете порывы?

12. Насколько восприимчивы к одобрению столь и к порицанию?

13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?

14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?

16. Ровны ли вы в отношениях со всеми?

17. Любите ли аккуратность и порядок во всем?

18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19. Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?

20. Обладаете ли выдержкой?

21. Вы веселы и жизнерадостны?

22. Энергичны и деловиты?

23. Часто вы не доводите начатое дело до конца?

24. Способны ли быстро схватывать новое?

25. Ваши интересы и склонности неустойчивы?

26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

28. Склонны ли вы переоценивать себя?

29. С увлечением ли беретесь за новое дело?

30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?

32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми? Так ли это?

34. Вы выносливы и работоспособны?

35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

36. Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях?

37. У вас всегда бодрое настроение?

38. Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?

39. Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40. Склонны ли вы иногда отвлекаться?

41. Вы неусидчивы, суетливы?

42. Невыдержанны, вспыльчивы?

43. Нетерпеливы?

44. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

45. Решительны и инициативны?

46. Упрямы?

47. Находчивы ли вы в споре?

48. Вы работаете рывками?

49. Склонны ли вы к риску?

50. Вы не злопамятны и необидчивы?

51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?

52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

53. Можно ли вас ли назвать агрессивным забиякой?

54. Нетерпимы ли вы к недостаткам?

55. Обладаете ли вы выразительной мимикой?

56. Способны ли вы быстро действовать и решать?

57. Стремитесь ли вы неустанно к новому?

58. Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?

60. Вы склонны к резким сменам настроения?

61. Вы стеснительны и застенчивы?

62. Теряетесь ли вы в новой обстановке?

63. Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомыми людьми?

64. Вы не верите в свои силы?

65. Вы легко переносите одиночество?

66. Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах?

67. Склонны ли вы уходить в себя?

68. Быстро ли вы утомляетесь?

69. У вас тихая неторопливая речь?

70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

71. Вы впечатлительны до слезливости?

72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?

74. Склонны ли вы к мнительности?

75. Вы болезненно чувствительны, легкоранимы?

76. Чрезвычайно обидчивы?

77. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

78. Малоактивны и робки?

79. Безропотны и покорны?

80. Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?

Чтобы определить наличие:

ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента, нужно число плюсов в ответах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

САНГВИНИЧЕСКОГО темперамента — число плюсов на вопросы 21-40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента — число плюсов в вопросах 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента — число плюсов в вопросах 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30-40% — достаточно яркая, при 20-29% — средняя, при 10-19% — малая.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Тест «опросник айзенка» — направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка — интравертность — экстраверт-ность, нейротизм и лживость