Понятие ответственности в психологии
Видео: Ответственность. Что такое ответственность на самом деле
Ответственность — важнейшее свойство личности. Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».В психологическом словаре ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъект ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и т.п.) и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).
Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бейном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, так как любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения и наказания. Дж.Ст.Милль (XIX век) так же, как и А.Бейн, связывают ответственность с наказанием.
В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с определением параметров ответственного поведения, путей и средств воспитания ответственного отношения к общественно полезной деятельности, выявление механизмов формирования ответственности. Так, отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К.Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию вече, означавшему совет, уговор, согласие.
Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут выступать: отдельная личность- группа как определенная общность людей- государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:
1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.)-
2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.)-
3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.
Существуют различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.
Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект, прежде всего, отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.
Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.
Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля».
В отечественной психологии выделяются четыре направления в исследовании ответственности:
1. В рамках первого направления, которое освещает проблему воспитания ответственности на разных возрастных этапах, занимались: К.А.Климова (1968), Т.В.Морозкина (1984), В.М.Пискун (1988), Т.Н.Сидорова (1987), Л.С.Славина (1956), Н.М.Тен (1980) и др. Важным является то, что в исследованиях показаны основные параметры, условия формирования, ведущие факторы, влияющие на процесс становления ответственности, а также структура социальной ответственности в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов.
2. В рамках второго направления ответственность рассматривается как социально - психологический феномен в условиях совместной деятельности. Данными исследованиями занимались В.С.Агеев (1982), Е.Д.Дорофеев (1990), Л.А.Сухинская (1978) и др., подчеркивая социальность этого качества, обусловленную генетически. В данных работах изучение ответственности происходит в рамках реальной трудовой деятельности, раскрывая, основные референты ответственности: эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые.
3. К третьему направлению относятся работы В.А.Горбачевой (1985), К.Муздыбаева (1983), А.Л.Слободского (1976), в которых исследуется проблема формирования ответственности в конкретной деятельности, причем деятельности ведущей на данном этапе развития личности. Социальная ответственность рассматривается, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия.
4. Четвертое направление - Л.И.Дементий (1988, 1990) предложила применить типологический подход для исследования ответственности, рассматривая ее, как гарантирование личностью достижения результата (а потому - обеспечение способа его достижения) собственными усилиями при заданном уровне сложности и ограниченном времени с учетом возможных неожиданностей, трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построение оригинального контура деятельности.
В военной психологии, в том числе в работе Н.Н.Семененко ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Однако понятие это многогранно. В его историческом развитии существует несколько векторов: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, психологической, от ретроспективной (ответственность за прошлое, вина) к перспективной (ответственность за будущее, обязанность).
Внутренняя структура профессиональной ответственности военнослужащих включает в себя:
а) знания о профессиональной ответственности, о нормах и правилах, через которые реализуется это качество - когнитивный компонент-
б) иерархия мотивов профессионально ответственного поведения - мотивационный компонент-
в) эмоциональная стабильность и устойчивость военнослужащих, а также проявление волевых усилий при достижении цели – эмоционально-волевой компонент.
Поведенческий компонент - выражается в выборе и осуществлении определённой линии поведения.
Таким образом, профессиональная ответственность – это интегративное качество военнослужащего, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия. Взаимосвязь четырех компонентов профессиональной ответственности курсантов может быть представлена следующим образом:
Видео: Православная Психология. Назначение, принципы, ответственность. Маркелова Виктория Борисовна
Видео: "Понятие действия и этика ответственности в философии Ханны Арендт"
Видео: Как проявляется энергия процветания в жизни мужчины?
Исходя из сущности и структуры профессиональной ответственности военнослужащего, выступающей в единстве когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, Н.Н.Семененко выделяет основные ее показатели Семененко Н.Н., 1998):
- степень обоснованности принятого решения в сфере профессиональной деятельности-
- эмоциональная стабильность и настойчивость по его реализации-
- добросовестность в выполнении своих функциональных обязанностей-
- готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.
Профессиональная ответственность не появляется сама по себе, она начинает формироваться с началом трудовой деятельности, у военнослужащего- с призывом в Вооруженные силы.
Поделиться в соцсетях:
Похожие