Интеллектуальный статус дошкольников на экологически неблагополучных территориях забайкальского края
В регионе экологического неблагополучия (РЭН) общий психологический потенциал человека, понимаемый как совокупность его возможностей, ресурсов, которые могут быть реализованы (Человеческий потенциал, 1999), оказывается под угрозой ослабления. Общий психологический потенциал является основой потенциала интеллектуального, эмоционального. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска.Экопсихологические исследования доказали, что «загрязненная» природная (физическая) среда (Панов, 2004) оказывает негативное влияние на психическую деятельность человека, снижая ее возмож ности (Грищенко, 2005- Екимова, 2003).
Забайкальский край может быть отнесен к регионам экологического неблагополучия. Природная (физическая) среда многих его территорий серьезна «загрязнена». Медико-биологическими исследованиями в Забайкалье установлено: у детей «загрязненных» районов наблюдается заметное снижение функциональных возможностей организма, изменение энергетического метаболизма. Уровень заболеваемости детей свидетельствует о проблемах в адаптации, всегда связанных с повышенными энергетическими затратами (Говорин и др., 2003- Горлачев, Сердцев, 2003). Это заставляет задуматься и о психологическом потенциале детской популяции, проживающей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края, ведь известно, что материальной основой психической деятельности человека являются процессы, протекающие на биологическом уровне системной организации человека (Леонтьев, 1977).
Мы предположили, что возможно снижение показателей психологического статуса детей, родившихся и проживающих на экологически неблагополучных территориях. Психологический статус понимается как интегральная характеристика состояния психики во взаимодействии с конкретными факторами среды, т. е. уровня психической активности человека. Психологический статус выступает и как системная характеристика, параметр состояния системы «человек–жизненная среда» (Сараева, 2008).
Важнейшей частью психологического статуса человека является статус интеллектуальный. В соответствии с общим определением психологического статуса человека интеллектуальный статус можно определить как состояние интеллектуальной сферы его психики в определенный период в данных условиях среды, т. е. как уровень интеллектуальной активности. Интеллектуальный статус показывает уровень актуального развития интеллекта человека. Интеллект, по одному из наиболее распространенных определений (Пиаже, 1969), обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней.
По развитию интеллекта детей в РЭН, таким образом, можно судить о психологическом потенциале популяции, проживающей на «загрязненных» территориях. Наши исследования показали, что у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края, показатели интеллектуального статуса снижены.
Предварительно заметим, что при проведении комплексного исследования по определенным критериям был определен условный градиент природного фактора – «загрязненности» физической среды и условный градиент социального фактора (названного социальным статусом территории) в районах, где проводилось исследование. Затем территории исследования были «проранжированы» и по степени экологического «загрязнения» физической среды, и по уровню социального развития.
Среди детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях и испытывающих длительное влияние «загрязненной» природной (физической) среды, наиболее уязвимыми являются до школьники. Организм и психика ребенка в этом возрасте обладают повышенной чувствительностью к негативным средовым влияниям. Интеллектуальный потенциал ребенка только создается. В этом плане изучение интеллекта дошкольников, развивающихся в отличающихся условиях природной и социальной среды, представляется особенно интересным.
Для диагностики развития интеллекта дошкольников (воспитанников ДОУ в возрасте 6 лет) применялась диагностическая про грамма МЭДИС – методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (Щебланова и др., 1994). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество дошкольников (в %) по результатам МЭДИС на территориях с отличающимися средовыми условиями (предварительный этап исследования)
Данные таблицы позволяют сказать, что показатели детей, живу щих на «чистой» территории, выше показателей детей из «загрязненных» территорий, несмотря на то что первая – это отдаленный поселок, а среди последних – краевой и районный города. Значимость отличий, установленных по критерию ?* – угловому преобразованию Фишера, в показателях уровней «ниже» и «выше среднего» – p < 0,01- p < 0,02.
Интеллектуальные показатели детей из краевого центра и детей из сел Балейского района значимо отличаются. Поскольку в экологическом отношении обе территории относятся к неблагоприятным, то различия объясняются влиянием социального фактора. А вот уже лучшие результаты детей из Красного Чикоя по сравнению с результатами детей из Читы нельзя объяснить социальным фактором. Здесь, видимо, большую роль играет фактор «чистой» физической среды. Точно так же разницу в показателях детей города Балей и сел Балейского района можно объяснить влиянием социального фактора, но нельзя дать такое объяснение различиям показателей городских детей из Балея и сельских детей из Красного Чикоя. Лучшие результаты детей из села обусловлены, на наш взгляд, тем, что они развиваются в экологически «чистом» районе.
Таким образом, можно с делать следующий вывод: при сходстве природных экологических ус ловий, в которых развиваются дети, социальный фактор заявляет о себе и обусловливает разни цу результатов детей из города и детей из села. Если же одни дети развиваются в экологически благоприятных природных условиях, а другие – в экологически неблагоприятных, то влияние социального фактора значительно слабеет. Сильнее оказываются воздействия среды физической. Дети из экологически «грязных» городов имеют более низкие результаты, чем дети из экологически «чистого» села. Или, в лучшем случае, показатели сельских детей не отличаются от показателей детей из краевого центра.
Анализ полученных в исследовании данных позволяет говорить о том, что экологически неблагоприятные условия природной (физической) среды развития снижают интеллектуальные показатели дошкольников, проживающих как в городах, так и в селах. Лучшие социально-экономические условия в экологически «загрязненных» городах не способны полностью компенсировать негативное влияние физической среды. По мере ухудшения экологических условий территории (увеличения градиента «загрязнения» физической среды), ухудшаются и интеллектуальные показатели детей.
Поделиться в соцсетях:
Похожие