Врач и психолог
Видео: Психологи и врачи-психотерапевты
Не останавливаясь на всех аспектах психосоматической проблемы, существующей как предмет изучения в медицинских науках и в психологических дисциплинах, выделим только те из них, которые непосредственно связаны с воздействием врача и психолога на участников их профессиональной деятельности - клиентов и их окружение. Во-первых, и врач и психолог имеют дело с симптомами и синдромами проявления различных свойств психической реальности, например, симптом эмоциональной неустойчивости может быть включен в самые разнообразные синдромы - инфантилизма, невроза навязчивых состояний, функциональной незрелости ЦНС и т. п. Во-вторых, способ профессионального мышления врача и психолога предполагает выработку собственной гипотезы, ее обоснование, проверку II принятие решения, то есть и врач и психолог с необходимостью рефлексируют на материал, который является предметом их профессиональной деятельности и таким образом работают с собственным мышлением в ситуации профессиональной деятельности. В-третьих, и врач, и психолог испытывают на себе влияние другого человека, вступая с ним и межличностные отношения, опосредованные свойствами психической реальности (к которым в полной мере относится феномен боли). В-четвертых, врач и психолог видят результат своей деятельности в изменении параметров активности человека, которые опосредуются качествами психической реальности (например, появление других новых желаний, возникновение других- новых чувств, изменение энергетических возможностей человека и т. п.), наконец, в-пятых, и врач, и психолог работают с категорией меры воздействия как в собственном профессиональном мышлении, гак и в профессиональных условиях- действиях, связанных ориентацией на конкретные параметры этой меры.Таким образом, врач и психолог осуществляют в непосредственном контакте с другим человеком персонификацию обобщенного представления о ценности человека, которым они обладают.
Персонификация конкретизируется в тех свойствах психической реальности человека, которые существуют как феномены внутренней картины болезни внутренней картины здоровья. Именно они будут входить в предмет взаимодействия врача и пациента, именно они будут существовать в качестве «субстрата» задачи клиента психолога.
Феномены внутренней картины болезни - внутренней картины здоровья являются, по моему мнению, тем предметом взаимодействия, который непосредственно объединяет профессиональную деятельность врача и психолога. Существенное различие, как думается, состоит в том, что усилия врача могут быть ограничены симптомом локальной боли, тогда как психолог имеет дело с синдромом душевной боли. Отсюда задачей врача будет устранение боли, а задачей психолога будет перестройка структуры симптома.
Совместная работа врача и психолога начинается с формулировки общих целей, которые будут отнесены к одному феномену и способам воздействия на него. С точки зрения врача, с позиций его профессиональной деятельности это будут цели уточнения синдрома, связанные спостроением гипотез о нем. Невропатолог, нарколог, психиатр, эндокринолог, сексолог и сексопатолог, врач-психотерапевт и другие специалисты могут и, кажется, должны пользоваться данными психолога о феномене внутренней картины т болезни для построения адекватных моделей синдромов, с т которыми они работают. Вопросы об уровне нарушения психических функций, систем ценностей, параметров Я-переживаний человека и других модальностей и психической реальности могут быть решены врачом и психологом как для задан Я более точной диагностики, для построения адекватной системы воздействия, для исследования и использования ресурсаразвития человека (пациента, клиента). Это позволяет видеть не только индивидуально-соматические признаки болезни, но и ее социально-психологическое содержание. Так клинико-психологические характеристики внутренней картины болезни при неврозах, описанныеВ. А. Ташлыковым , позволяют сопоставлять синдромы, описанные врачом, содержание Я-концепции больного и вид условной «желательности» болезни. Это позволяет содержательно описать невротический конфликт, степень осознания при» Я чин невроза и механизмы психологической защиты. Сопоставление их с жалобами пациента и клинической оценкой его личностных черт позволяет проследить реальные точки соприкосновения в работе врача и психолога. Например, при варианте внутренней картины болезни, которую автор называет депрессивно-соматоцентрированной (ДС) в оценке врача преобладает Я астенический и ипохондрический синдромы. Соответственно, Я жалобы астенические, депрессивные. Условная «желательность» болезни - демонстративная. Степень осознания причины невроза - низкая, в клинической оценке личностных черт выражены астеничность, интравертированность, независимость,уверенность. В Я-концепции преобладает тенденция к доминированию и независимости. Неврастенический конфликт связан с потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилению инастойчивости- между выраженной потребностью проявитьсебя и отсутствием положительных подкреплений. Механизм психологической защиты - уход в болезнь.
Этот пример позволяет еще раз уточнить предмет профессионального взаимодействия врача и психолога внутреннюю картину болезни, внутреннюю картину здоровья. Изобразим это на схеме.
Видео: Психолог, психотерапевт, психиатр - к кому обратиться?
Осуществляя задачи профессионально, врач и психолог могут решить следующие проблемы:
- проблему системного построения гипотезы о внутренней картине болезни пациента-
- проблему собственного профессионального развития через совершенствование знаний о внутренней картине болезни и внутренней картине здоровья-
- проблему адекватного отражения пациентом внутренней картины здоровья-
- проблему распределения ответственности за содержание внутренней картины болезни между врачом и пациентом-
- проблему роли и места внутренней картины болезни в индивидуальной жизни пациента-
- проблему социальной ответственности за содержание внутренней картины болезни пациента-
- проблему анализа ценности научного знания (интегральная медицина), необходимого для построения внутренней картины болезни как средства профессионального мышления.
Через постановку и решение этих проблем практический психолог может и, думается, должен быть участником лечебных, диагностических и профилактических профессиональных действий представителей медицинских специальностей.
Хотелось бы думать, что это время не за горами и при обследовании любого пациента врачу нужно будет знание не только (и не столько) о симптомах физической боли, сколько полная картина по возможности всей психической реальности, которой эта боль принадлежит.
Поделиться в соцсетях:
Похожие