lovmedgu.ru

Понятийно-терминалогический аппарат акмеологии

Видео: ЛИКБЕЗ ПО БИНАРДИКУ, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Представление базового категориального аппарата акмеологии в строгой и обоснованной, внутренне непротиворечивой системы понятий и определений позволяет решать задачи как теоретического, так и практического плана, связанных с личностно-профессиональным развитием, использовать более продуктивно акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования.

Таким образом, разработка понятийно-категориального аппарата, признаваемого большинством ученых (Н.Г. Алексеев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.С. Анисимов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, А.В. Брушлинский) как важнейшая часть теоретического анализа и обобщения эмпирических данных любого исследования, позволяет:

1. Однозначно трактовать ход и результаты исследования, в том числе и в условиях высшего профессионального образования-

2. Качественно, с высокой степенью достоверности решать исследовательские задачи, связанные с условиями и факторами личностно-профессионального развития студентов высшей школы-

3. Показать обогащение психолого-акмеологической теории и практики новыми научными знаниями, основанных на результатах и выводах исследования.

К.А. Абульхановой-Славской и А.А. Деркачем были выделены, с опорой на методологические принципы, шесть основных групп акмеологических понятий и категорий:

1. Понятия, обозначающие высшие стадии, уровни и качества развития личности («акме», «зрелость», «профессионализм» «компетентность» и др.).

2. Понятия, отражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия» и др.).

3. Понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организационных, временных ресурсов («работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.).

4. Понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я-концепция» и др.).

5. Понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самоопределение» и др.).

6. Понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.).

Высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его «вершина». Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца. Однако, понятие «акме» в современной акмеологии вышло за пределы проблематики жизненного пути личности и проблем ее творчества. Оно обогащается и конкретизируется и по критерию оптимальности, и по критерию «соразмерности» и по критерию «конгруэнтности». Понятие «акме» рассматривается с позиции «интенционально-динамической» модели (С.Ю. Степанов), согласно которой главными сущностными признаками «акме» являются прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) становления, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Это многомерная констелляция различных характеристик человека, отличающаяся большей или меньшей вариативностью и изменчивостью (А.А. Бодалев, 2005). «Акме» человека, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего люди стоят по всем взаимосвязанным макрохарактеристикам и как индивиды, и как личности и субъекты деятельности, и как неповторимые индивидуальности.

Личностная (социальная) зрелость рассматривается не как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается, а наоборот, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности её становления (Л.И. Анцыферова). Именно в период зрелости совершается кардинальной важности переход личности со стадии решения поставленных перед нею жизненных задач к стадии постановки новых проблем, к формулировке качественно новых задач. Социальная зрелость формируется лишь в адекватной деятельности, и ее основополагающей составляющей выступает потребность в саморазвитии, самоактуализации. Прохождение ступени зрелости определяются в акмеологии целостными «картинами» человека, когда его индивидные, личностные, субъектно-деятельностные и неповторимо-индивидуальные макрохарактеристики постигаются и развиваются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредованиях. Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии – ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Степень желаемой зрелости – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или «неисправимый ловелас» и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Акмеология опровергает «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеология, обращаясь к категории личность системообразующим фактором (Б.Ф. Ломов) акмеологической системы рассматривает субъект, т.е. личность, выступающая в качестве субъекта. Однако результаты диагностического исследования личности как объекта остаются резервами, процесса практического, реального совершенствования личности. В этом смысле, акмеологии близка педагогика своей действенной, операциональной, формирующей направленностью. Но именно педагогика не только не видела в личности субъекта процесса совершенствования, но не имела в виду ее даже как объекта исследования, изучения, чтобы привязать формирующие воздействия к реальным, наличным свойствам и качествам личности. Тем не менее, принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, 1976- В.А. Татенко, 1996- А.В. Брушлинский, 1994- Н.О. Лосский, 1995- С. Кьеркегор) является парадигмальным для акмеологии. Акмеологическая конкретизация определяется категорией личности. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов).

Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений – понимания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии. Акмеологии как интегративная наука и практика опирается на новое понимание субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий, с другой, и способов их организации – с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни. В связи с этим, одной из сущностных характеристик личностно-профессионального развития является развитие творческой активности самореализации личности как высшего уровня системной организации человека, через которое осуществляется социальная детерминация осуществляемой в процессе образования деятельности и поведения. Самореализация (А.А. Реан, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева) связана с бытием зрелой личности, которая рассматривается в акмеологии не как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается, а наоборот, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию. Период личностной зрелости открывает качественно новые и социально ценные возможности её становления (Л.И. Анцыферова).

Учитывая, что основным узким местом научно-практических изысканий в психологии оказывается слабая выраженность ценностных компонент, которые бы позволяли увязывать на уровне психологической «онтологии» и методологии особенности гносеологических новообразований, назревших в самой психологической науке и практике в силу их исторического развития, с культурно-социальными и политико-экономическими переменами в обществе, а значит в сознании современного человека (А.А. Деркач), очевидно, глубокое переосмысление и радикальное преобразование ценностей, норм, методов работы и способов мышления. В научно-философском и психологическом семантическом пространстве все эти процессы идентифицируются с термином «рефлексия». Именно рефлексия, всепроникающая и всеохватывающая, все более интенсифицирующаяся и конструктивная характеризует состояние развивающегося сейчас общественного и индивидуального сознания (А. Буземан, В.А. Лефевр, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.). Проработка понятия рефлексии в рамках психологии как предмета изучения позволяет сделать вывод о том, что рефлексия уже заняла вполне определенное место в категориально-онтологическом строе психологической науки на современном этапе ее развития.

Основным признаком эффективности новой – рефлексивной – культурадигмы является наличие инноваций на всех основных уровнях психологического и акмеологического познания и практики: в области теоретических идей и концептуальных моделей, методического инструментария и способов решения прикладных задач.

Рефлексивная культурадигма в акмеологии в целом характеризуется следующими чертам:

Во-первых, акмеология обращается к проблематике рефлексии как к социально значимому феномену в современных условиях глобальных перемен в общественном бытии и сознании, причем рефлексивная культурадигма задает ценности, идеалы, эталоны акмеологического развития человека как открытой, мобильной, целостной, саморазвивающейся личности, совершенствующей и качественно расширяющей свои возможности и культивирующей способности в процессе непрерывного творчества, связанного с конструктивным преодолением стереотипов поведения, шаблонов мышления, устоявшихся в общении и в быту мнений.

Во-вторых, на биолого-теоретическом уровне выделяется понятие рефлексии в качестве одной их центральных категорий акмеологии, обеспечивающей целостное увязывание и реинтерпретацию других акмеологических категорий и понятий в единой концептуальной системе, поскольку позволяет объяснить закономерности рефлексивного развития новообразований в лежащих за ними акмеологических реальностях.

В-третьих, задается особая рефлексивно-инновационная среда, способствующая проникновению культуры рефлексивно-методологического мышления и деятельности во все формы профессиональной работы.

Существенным является то, что акмеология исходя из гуманистической парадигмы, является наукой о личности и потому она может предложить и предлагает ряд понятий, совокупность ориентиров, проблем, ориентируя личность, на нее саму, на ее «Я», на личную жизнь. В нашем случае речь идет о деятельности в профессиональном образовании, следовательно, выделение и формулировки акмеологических понятий представлены в контексте возможности построения жизнедеятельности самими субъектами образовательной практики. Это, с позиции акмеологического знания, требует ценностно-смыслового самоопределения и деятельности самих субъектов деятельности.

Смысл по своей природе связан с порождением и образованием картины мира (В.Е. Клочко), поэтому процесс смыслообразования, смыслопорождения происходит только при построении человеком мест и способов своего присутствия в мире, в образовании. Образование как смыслообразование (Г.Н. Прозументова) учитывает, что:

1. личное действие, личный образовательный опыт как раз и есть действие, опыт человека по порождению им смысла образования-

2. смысл образуется в процессе образовательной деятельности-

3. динамика смыслообразования обуславливается переходами, преобразованием личного опыта в образовательную деятельность и образовательную реальность.

Таким образом, представление о смысле жизни выступает как жизненная задача (В. Франкл), а образовательная деятельность способствует ее решению. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Это «наиболее человеческий феномен, так как животное никогда не бывает озабочено смыслом своего существования» Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных В. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Осознанность и отрефлексированность наиболее общих смысловых образований, позволяют говорить о ценностях личности или о личностных ценностях, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят осознанный характер. Таким образом, личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, эмоционально-переживаемые. Эмоции обеспечивают прохождение в сознание тех предметов мира, которые имеют для человека ценность и смысл. Именно общие смысловые образования (в случае их осознания – личностные ценности), являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе.

Изучение ценностей в акмеологическом ключе (Г.А. Гусева, В.М. Дьячков, Е.В. Козиевская, Е.А. Могилевкин, Ю.В. Новоселов, И.Д. Багаев, Н.В. Кузьмина, Н.П. Сащенко и др.) показывает их связь с сущностью происходящего, с постановкой проблем и задач своей профессиональной деятельности. При этом отмечается особое значение ответственности личности, понимаемой как гарантирование личностью сохранения определенного уровня и качества деятельности на протяжении определенного времени, несмотря на непредвиденные трудности, и определяющей меру и способ выполнения обязательств перед собой и перед людьми, меру согласования тех и других, исходя из предъявляемых к ней требований, степени их осознания, а также собственных ценностно-смысловых отношений (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, Г.С. Михайлов).

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и «акме» более суженно, имея в виду овладение человеком профессией, достижения им высочайшего уровня мастерства. Постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В этой связи, основополагающей категорией акмеологии выступает понятие профессионализма и профессионала.

«Профессионал» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией- специалист своего дела». В обыденном понимании, понятие профессионал связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности, но не идет ни об уровне исполнительского мастерства, ни о характеристиках личностно-профессионалъных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и пр. Акмеология видит данную проблему с совершенно иных позиций. С самого начала категория «профессионализм» тесно связывалась с другой базисной акмеологической категорией – «профессионал». А.А. Бодалев отмечал следующее: «Профессионал – это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист». На ранних этапах становления акмеологии наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н.В. Кузьминой, в котором отчетливо просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы. Оно и сейчас является важным методологическим ориентиром. В то же время по мере развития теории акмеологии стало очевидным, что данная категория должна отражать еще и личностный аспект, ибо профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием личностно-профессиональных качеств, мотивации деятельности и достижений. Это понимание полностью отвечает требованиям важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии – единства личности и деятельности. Как личность или субъект не может существовать вне целенаправленной деятельности, так и нет деятельности как таковой, ее всегда осуществляет кто-то. Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения профессионализма.

Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных, профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это категории, находящиеся в диалектическом единстве. В то же время при решении практических задач, связанных с развитием профессионализма, в силу различного содержания применяемых акмеологических технологий такое разделение является целесообразным.

Как отмечает В.Г. Зазыкин, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием системы важнейших свойств и умений, названных акмеологическими инвариантами профессионализма. Акмеологические инварианты были выявлены при сравнительном анализе психологических механизмов регуляции деятельности профессионалов, осуществляющих работу в различных сферах профессиональной деятельности, их личностно-профессиональных качеств с теми, кто в силу каких-то причин не достиг высоких профессиональных результатов. В результате было доказано, что профессионалы высокого класса, независимо от вида их профессиональной деятельности, обладают известным сходством, проявляющемся в особенностях регуляции их деятельности, степени развитости определенных личностно-профессиональных качеств, психологических механизмах стимулирования творческой активности. Данное сходство и является главным их отличием от «середнячков», а не только очевидная разница в эффективности выполняемой деятельности. Эти характеристики обладают свойством инвариантности, то есть относительной независимости от специфики выполняемой профессиональной деятельности. Содержательный анализ данных инвариантных характеристик позволил дать им обобщенное определение.

Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала (или, в ряде случаев, необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

В соответствии с данной качественной спецификой акмеологические инварианты профессионализма бывают общими и специфическими (особенными).

Общие, то есть практически полностью не зависящие от профессиональной специфики деятельности, среди которых на основе исследований можно выделить:

1. развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности-

2. высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умениях управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, постоянной готовности к экстренным действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент,

3. умение принимать решения, в том числе - смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность-

4. креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и специальных умениях творчески решать профессиональные задачи-

5. высокая и адекватная мотивация достижений.

Специфические или особенные, в определенной мере отражающие специфику профессиональной деятельности. Особенные инварианты присущи профессионалам, успешно осуществляющим конкретные виды деятельности.

Обращение к эффективности и продуктивности осуществляемой деятельности также требует раскрытия этих понятий. Проблема продуктивности деятельности была разработана при исследовании философского обеспечения теории деятельности как проблема рациональности деятельности. Понимание продуктивности (рациональности) деятельности как ее целесообразности предложен А.Л. Никифоровым, полагающим, что деятельность всегда обязательно «сообразуется с целью», направлена на достижение цели, но вовсе не обязательно достигает ее. В то же время, конечным продуктом деятельности всегда является ее определенный результат, точнее определенная совокупность результатов, многие или даже все из которых могут оказаться незапланированными, непредвиденными, ненужными или даже вредными. В том случае, «если конечный результат (один из результатов) деятельности совпадает (в какой-то мере) с поставленной целью», мы имеем дело с рациональной (продуктивной) деятельностью. Продуктивной, таким образом, можно называть профессиональную деятельность, организация которой обеспечивает достижения профессиональных целей, которая может состояться лишь посредством реализации продуктивных технологий, т.е. таких технологий, применение которых ведет к получению результата, соответствующего поставленной и запланированной цели (А.А. Деркач).

Высокопродуктивной, с акмеологической точки зрения, считается деятельность, отличающаяся высокими характеристиками качества по основным показателям, допускающим квантификацию производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности и стабильности, преследующая положительно социально-значимые цели, сохраняющая здоровье специалиста и развивающая его как личность.

Малопродуктивной считается деятельность, не отличающаяся высокими показателями качества и производительности, и если в ней не выражено стремление к достижению положительных социально-значимых целей, и она мало способствует развитию личности.

Непродуктивной является деятельность, характеризуемая низкими показателями качества и продуктивности и не преследующая социально-значимых целей.

Высокопродуктивная деятельность, присущая профессионалам является основанием для отождествления профессионализма с профессиональным мастерством (В.Г. Зазыкин).

Профессиональное мастерство при этом рассматривается как владение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании обладания профессионально важными личностными качествами, обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к профессиональному самосовершенствованию (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач).

Такое понимание профессионального мастерства позволяет акмеологии эффективно работать в различных областях и с различными видами профессиональной деятельности, что также расширяет возможности использования акмеологического знания в сфере профессионального образования. Различные практические проекты в образовании, в зависимости от их конкретной направленности, могут включать в себя содержательное рассмотрение целостной профессиональной деятельности, (процессуальной стороны и развитие профессионально важных личностных качеств). Это способствует переходу от абстрактного рассмотрения феномена профессионального мастерства и создания общих теорий профессионализма к выявлению закономерностей и характеристик профессионализма различных типов профессиональной деятельности (А.А. Реан, Н.П. Сащенко, В.В. Желанова).

Обращение к проблеме профессионального мастерства создает теоретическую основу для построения системы акмеологических технологий, направленных на личностно-профессиональное становление в процессе обучения, т.е. формирования такой практически ориентированной системы подготовки, которая позволяла бы воспроизводить целостный феномен профессионального мастерства, формируя у будущих профессионалов необходимые для осуществления этой деятельности личностные качества с учетом предварительно установленных содержательных взаимосвязей между процессуальной и личностной составляющими профессиональной деятельности. Осмысление факта существования психологических по своему предмету технологий позволяет в рамках образовательного процесса вводить те психотехнологии, осуществление которых «упаковано» в такие проявления личности, которым принято давать характеристики интегральных психических качеств личности, как то: характер, индивидуальный стиль мышления, морально-нравственные и волевые качества личности, особенности эмоционального поведения, ценностная сфера и т.п.

Под «психотехнологией» понимается собственно психологическая, или культурная, составляющая действий, в ее отличие от естественной составляющей (т.е. физических, химический, биологических и пр. процессов, используемых человеком в процессе деятельности для достижения искомого результата). При этом культурные явления рассматриваются как «такие явления, которые заменяют физические, естественно человеку данные способности, преобразуя их работу в некоторую структуру и в некоторый способ действия» (М.К. Мамардашвили). Различение культурного и естественного, во-первых, не означает утверждения независимости культурного от естественного (т.е. не исключает необходимости учета особенностей используемых в деятельности естественных процессов для организации самой этой деятельности)- во-вторых, различение культурного и естественного не тождественно различению внутреннего и внешнего (т.е. всякие средства организации действий, в том числе и материальные, внешние орудия – суть явления культурные и как таковые непосредственно входят в объем понятия «психотехнология»).

Анализируя понятие «(психо)технология», А.А. Деркач формулирует четыре возможных значения понятия «психотехнология».

I. – Реально осуществляемая упорядоченная совокупность действий и операций.

II. – Упорядочивающая основа совокупности действий (I), способ ее организации в определенную целенаправленную последовательность и ориентировочная основа действий (ООД).

III. – Описание целенаправленной последовательности действий и операций (I), выявление их упорядочивающей основы (И), в том числе и научными средствами, предполагающими фиксирование и исследование закономерностей в способах организации действий с целью использования наиболее эффективных из них.

IV. – Результат описания реально осуществляемых способов организации действий и операций (III), нацеленный на его практическое применение, схема ориентировочной основы действия (схема ООД), представляющая собой совокупность различной предметной информации, ориентиров и указаний по совершению действий.

Понятие «психотехнология», означает упорядоченную совокупность действий, пришедшее на смену набору движений как элементу анализа деятельности, и является эффективным средством исследования различных видов профессиональной деятельности. Понятие «психотехнология» позволяет проводить сравнительный анализ профессиональной деятельности путем выявления различных практически используемых профессионалами технологий. При этом, профессиональное мастерство определяется как владение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании обладания профессионально важными личностными качествами, обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Такое понимание профессионального мастерства (профессионализма) получили широкое распространение в акмеологических исследованиях. Н.В. Кузьмина, выделяет в разных профессиях ряд общих признаков профессионализма:

1. Владение специальными знаниями о целях, содержании, объемах и средствах труда.

2. Владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском и итоговом этапах деятельности.

3. Овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.

Таким образом, очевидно уже в ходе профессионального образования необходимость учета содержательных взаимосвязей между процессуально-технологическим арсеналом профессионала и сферой его личностных качеств. Такой подход предполагает обращение к разрабатываемых в рамках акмеологии теоретическим положениям о «Я-концепции» субъекта деятельности, являющейся системой его представлений о своем месте в мире, своей «личностной позиции», определяющими смысловыми и ценностными ориентациями субъекта. Являясь суммой осознанных представлений субъекта о самом себе, его «Я-концепция» вырабатывается реализацией определенных когнитивных процедур, направленных как на прояснение методов деятельности и стереотипов поведения в различного рода ситуациях, так и на рефлексивное осознание и возможный пересмотр своей собственной личностной позиции, Таким образом, путем введения рефлексивности как важной компоненты профессионального мастерства, охватывающей как сферу личностных смыслов субъекта, так и процессуальную сторону его деятельности, обеспечивается возможность для содержательного соотнесения личностных качеств и процессуальных умений. Более того, возникает также как тема обучения профессионалов навыкам рефлексивных процедур, так и проблема коррекции их ценностной ориентации и структуры осознаваемых мотивов как условия осуществления эффективной профессиональной деятельности. В контексте современных образовательных концепций, рассматривающих личность как определенного рода структуру или образование, имеющее по своей сути исключительно сознательную природу, характерно представление о современных образовательных стратегиях – представлениями о ситуации, о самом себе, о собственных ценностях и целях и т.п., а также использование для этого соответствующих обучающих методик.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Понятийно-терминалогический аппарат акмеологии