Акмеология в системе наук о профессиональной деятельности
Видео: В.М. Бехтерев и психофизиология в ленинградской (Санкт-Петербургской) научной психологической школе
Наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства получила название "акмеология". Слово "акмеология" восходит к древнегреческому "akme", происходящему, в свою очередь, от слова "axis" ("острие") и означающему: "высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора"- "en akmy einai" (быть в акме) означает: "быть в полном цвете, на высшей степени развития" [1]. Древнегреческие доксографы, составляя жизнеописания прославившихся мудрецов и философов, указывали часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, т.е. время, на которое приходился высший пик их деятельности - время их "расцвета", акме. Так Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что "расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду" [2].Понятие "акмеология" впервые было введено Н.А.Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии - психологии зрелости или взрослости. Б.Г.Ананьев в своей книге "Человек как предмет познания" указал место таким образом понимаемой акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: "педагогика - акмеология - геронтология".
Б.Г.Ананьев поставил также задачу разработки систематической психологической теории взрослости и зрелости - акмеологии. Он обратил внимание на игнорирование того факта, что фундаментальные разделы психологии связаны преимущественно с измерением различных характеристик и свойств взрослого человека. Так, исследования психических процессов и деятельности взрослых людей составляют основу общей психологии, а изучение различных видов деятельности взрослых людей и определение оптимальных факторов управления той или иной деятельностью составляют содержание большинства дисциплин прикладной психологии. Психологическим характеристикам взрослых людей приписывается, таким образом, функция своеобразного эталона по отношению к характеристикам различных периодов созревания, формирования, роста и старения человека. При этом естественным образом предполагалось, что психологическая и психофизиологическая изменчивость не свойственны "эталонным" психологическим характеристикам взрослости и зрелости. Так, Ж.Пиаже пришел, например, к выводу, что в подростковый период формируется "логика взрослого", после чего, хотя и происходят многие количественные изменения, но последние являются лишь совершенствованием и завершением структуры "логики взрослого" [3].
В проведенных Б.Г.Ананьевым исследованиях, предметом которых была возрастная изменчивость интеллектуальных функций взрослых (в возрасте от 18 до 40 лет), было однако показано, что оптимумы многих психических функций приходятся на периоды ранней и средней взрослости. Так, именно в эти периоды зафиксированы наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимумы многих модальностей абсолютной и разностной чувствительности анализаторов внешней среды [4], наибольшая пластичность и переключаемость в образовании сложных психомоторных и других навыков. Именно в этот период отмечается наибольшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также решения вербально-логических задач.
Б.Г.Ананьев указал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой "в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии - те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью" [5]. Он выдвинул тезис, согласно которому "единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального отдела - возрастной психологии зрелости или взрослости" [6].
В настоящее время понимаемая как раздел возрастной психологии акмеология получает свое дальнейшее развитие. Так А.А.Бодалев определяет акмеологию, говоря о ее широком понимании, следующим образом: "Акмеология - всесторонне освещает особенности ... важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости" [7].
Однако, совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, - мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм, уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д. - но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма. Понимаемая таким образом акмеология уже не может рассматриваться только лишь как раздел возрастной психологии, но выходит за рамки чисто психологической науки, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производств и видов профессиональной деятельности и, интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология.
Профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели. Общая психология, например, исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д. Отдельные направления психологии труда, развиваясь на основании положений общей психологии, выявляют особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулируют рекомендации по оптимизации этих процессов, а также требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей. Технологии и теории различных областей профессиональной деятельности, основываясь на данных конкретных наук, изучают и разрабатывают предметно-процессуальный аспект профессиональной деятельности. Их данные являются исходными для педагогики профессионального обучения, которая, будучи нацеленной на решение проблемы подготовки новых профессиональных кадров, передачи им знаний и умений, необходимых для осуществления определенного вида деятельности, занята разработкой способов и конкретных методик обучения при широком применении данных различных психологических наук. Социология труда, опирающаяся на базис общей социологической теории, исследует профессиональную деятельность в аспекте складывающихся в ее процессе социальных отношений, закономерностей их развития, способов диагносцирования и воздействия на процесс их протекания.
Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия "профессионализм". Так, например, если предметом психологии труда является профессиональное мышление, то акмеология рассматривает последнее с точки зрения уровня профессионального мастерства и выявления различного рода способов его повышения, основывающихся на использовании не только психологического, но также педагогического, социологического, медицинского и технологического знаний. С этой целью акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики. Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, а также в пределах тех наук, данными которых акмеология пользуется, но и собственно акмеологический продукт - способы достижения этих параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.
Акмеология, таким образом, предлагает различные, готовые к применению способы превращения сначала в объективную методику, а затем - в реально существующие умения профессионалов - именно того, что ранее было уделом лишь наиболее одаренных людей: способности к творчеству, к переоценке и перестройке своего мышления и своих умений для достижения качественно более высокого уровня профессионализма, вершин профессиональной деятельности.
Существуют глубокие причины логического и исторического порядка, вызывающие тесное переплетение с одной стороны акмеологических, а с другой - прежде всего педагогических и психологических исследований, что, к тому же, делает актуальной задачу выделения собственно акмеологических исследований и акмеологического знания и отличения их главным образом от педагогики и психологии.
Так, мы указали уже на то, что даже сам термин "акмеология" исторически был введен для обозначения психологической науки - раздела возрастной психологии. Не потерял он этого значения и сегодня, так что имеет даже смысл (как это делает, например, А.А.Бодалев) говорить об акмеологии в разных значениях: как о психологии взрослости и как о науке, имеющей своим предметом факторы совершенствования профессионального мастерства. Как теория профессионализма акмеология не может более считаться психологической наукой взрослости еще и потому, что она выходит за возрастные рамки собственно взрослости, но, исследуя профессионализм, обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма, понимаются ею уже как этапы становления, развития и совершенствования профессионального мастерства и передачи его поколению будущих профессионалов. Однако, именно это обстоятельство и сближает акмеологию с другой психологической наукой - с психологией "жизненного пути", также стремящейся к целостному охвату всей человеческой жизни, однако (в отличие от акмеологии) испытывающей трудности с поиском основания для осмысления самой этой цельности. Еще более тесные связи существуют между акмеологией и теми психологическими науками, которые заняты исследованиями различных видов профессиональной деятельности, что возвращает нас к задаче отличения акмеологии от комплекса психологических наук.
А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина, отмечая сложность и многообразность связи акмеологии и психологии указывают, например, на следующие причины, по которым акмеология "не может быть включена в систему психологических наук": "Психологические науки исследуют закономерности отражения объективной реальности в психике человека безотносительно к его профессии, профессионализму деятельности, уровню продуктивности и деятельности. В них нет понятий: профессионализм восприятия, мышления, деятельности, личности. Это акмеологические понятия. Выводы психологии акмеология учитывает, но использует их применительно к профессионализму.
Психологические науки аналитические. В них расщепляются процессы отражения и исследуются части: ощущение, восприятие, представление, память и т.д. Акмеология же анализирует целостные профессиональные коллективы, группы, индивидуальности, сложно взаимодействующие в направлении получения общего профессионального результата (с учетом профессиональной роли и вклада в него каждого).
В психологических науках, чтобы не получить искаженных данных, исследовательский аппарат от испытуемых скрывается. Акмеология же исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам. Ее методы разделяются на научно-исследовательские и научно-практические. Последние передаются самим профессионалам, поскольку профессионализм достигается за счет преобразования научных методов в практические" [8].
С этими положениями можно согласиться лишь отчасти. Так как на практике отношения акмеологии и смежных с ней научных дисциплин много более разнообразны, нежели - как это может выглядеть с чисто логической точки зрения - простое исполнение акмеологией функции синтезирующей научной теории и организующих практическое применение проектов. Более того, до недавнего времени собственно акмеологические исследования чаще всего выступали лишь составной частью, лишь логически вычленяемым моментом исследований, проводимых в различных областях научной антропологии. С одной стороны, это вызвано существовавшей до самого недавнего времени ситуацией полной организационной неоформленности акмеологии, в результате чего акмеология развивалась в пределах психологических и педагогических проектов и научных институтов, с другой - тем обстоятельством, что все научные дисциплины, связанные с изучением профессиональной деятельности всякий раз, так или иначе, при выходе на практическое применение своих результатов фактически имеют дело с факторами повышения уровня профессионального мастерства.
Существенное отличие акмеологии от этих наук состоит скорее в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма. Такие системы могут быть специализированы, подготовлены для использования в рамках конкретных, традиционных видов деятельности (в настоящее время уже можно говорить как о сложившихся о педагогическом, инженерном, профессионально-техническом, медицинском направлениях акмеологии), но могут быть также и исполнены в обобщенном виде с тем, чтобы быть примененными ко всяким видам деятельности, т.е. даже и к тем, для которых не существует еще ни психологического, ни даже технологического описания. А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию совершенствования и коррекции профессиональной деятельности [9]. При этом понятие профессионализма должно быть, конечно же, соответствующим образом специфицировано, применительно к данному виду деятельности.
Здесь, по нашему мнению, скрывается существо тех различий, которые существуют между акмеологией и педагогикой, несмотря на всю их очевидную близость. Дело в том, что акмеология, по сути своей, всегда предполагает спецификацию своих методов для каждой конкретной профессии. Исследования самой профессии, ее технологий, - необходимая составная часть акмеологических исследований, без которой не могут быть созданы и прикладные акмеологические программы. Последние включают в себя общеразвивающие элементы как подчиненные, направленные на единственную цель - повышение уровня профессионализма в конкретной профессии, в конкретной области деятельности, при этом для акмеологии всякий раз встает так называемая "проблема переноса", т.е. проблема того, сколь необходима настоящему профессионалу в данной области компетентность в смежных областях и сколь свободно сможет пользоваться обученный по данной программе профессионал полученными знаниями и умениями для овладения смежными профессиями. Далее мы увидим, что данная проблема оказалась на определенном этапе истории акмеологии решающей и обусловившей направление дальнейшего развития этой науки. Но ведь такая проблема вообще может возникнуть лишь в том случае, если изначально стоит задача подготовки человека к некоему определенному виду деятельности. В то время как задача педагогики, возникшей как наука о детях, состоит скорее в воспитании всесторонне развитой личности, сообщении ей различного рода знаний, умений и ценностных установок для ее полноценного вхождения в общество и последующего сознательного выбора профессии.
Педагогика, например, начальной школы имеет "на входе" ученика, не имеющего еще никаких психологических механизмов, позволявших бы ему целеустремленно двигаться к вершинам профессионального мастерства. Вот как описывает это психологическое состояние вчерашнего дошкольника А.К.Дусавицкий: " ... Вот ребенок садится за парту, устремляя на учителя доверчивый взгляд ... До этого он был просто мальчиком, теперь он - ученик. Он пришел учиться. Но чему? Сам он об этом ничего сказать не может. Просто учиться. Интереса к содержанию знаний, к способам познавательной деятельности у него, конечно, нет. Есть основанный на чужом и освоенный с помощью родителей опыт: пришло время и надо идти в школу, чтобы учиться" [10]. Для того, чтобы возбудить в этом ученике интерес к знаниям и умениям, помочь ему войти в сложный и беспрестанно меняющийся современный мир и попытаться занять в нем свое место, педагогика обладает весьма обширным инструментарием средств и методов, разрабатываемых самостоятельно и предложенных ей смежными науками, прежде всего психологией. Суть задачи, решаемой педагогикой, можно было бы определить как создание для молодого человека широкого арсенала возможностей, потенций.
В известной степени переломным является момент сознательного выбора учеником своей будущей профессии и последующей целенаправленной специализации. Этому сложному психическому процессу на организационном уровне системы образования должна соответствовать система профессиональной ориентации. Проблема профориентации есть логически первая собственно акмеологическая проблема. Решение этой проблемы молодым человеком ставит перед ним множество новых проблем, группирующихся вокруг главной задачи - задачи овладения избранной профессией. Но для обучения этой профессии, для совершенствования в ней и, тем более, для достижения вершин профессионализма необходима уже существенно иная стратегия развития, направляемого на овладение совершенно конкретной деятельностью и оправдываемого исключительно достигнутым уровнем продуктивности в этой деятельности, уровнем профессионализма. (Кстати, именно с наличием у акмеологии такой строгой точки отсчета связан тот факт, что, как отмечают А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина, педагогика в отличие от акмеологии "не нашла на сегодняшний день способов измерения эффективности учебно-воспитательного процесса" [11].)
Таким образом, суть задачи, стоящей перед акмеологией и решаемой ею, в отличие от педагогики, состоит в создании у будущих профессионалов актуальных знаний и умений, т.е. непосредственно приложимых в условиях реально существующей ситуации конкретной профессиональной деятельности, что - уже по причине ограниченности времени, которое любой человек может посвятить своему образованию - всегда неминуемо связано с сужением круга возможностей индивида для выбора различных видов деятельности.
* * *
Итак, акмеология, имея своим объектом профессиональную деятельность, рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерностей и факторов совершенствования и достижения вершин профессионального мастерства. Центральной категорией акмеологии, очерчивающей предметную область ее исследований, является категория профессионализма деятельности, раскрываемая через понятия продуктивности, эффективности деятельности и т.д., составляющими понятийный аппарат акмеологической науки. Будучи направленной на реализацию проектов, имеющих конкретную область своего практического приложения, акмеология разрабатывает новые подходы и методы совершенствования профессионального мастерства в различных областях профессиональной деятельности, исследует закономерности этого процесса, разрабатывает методы определения уровня эффективности систем совершенствования профессионального мастерства, направленных на достижение наивысшего уровня профессионализма.
Таким образом, представление теоретического потенциала акмеологической науки и разработка в ее рамках конкретных теоретических проблем должны идти по пути раскрытия понятия профессионализма деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие