lovmedgu.ru

Дисциплинарные функции руководителя курсантского коллектива

Система обеспечения дисциплины в курсантских подразделениях включает, как известно, определенные функции, которые возлагаются на должностных лиц курса, факультета и другие органы управления ввузом. Их выполнение связано с осуществлением власти, воздействием начальников на подчиненных и входит в содержание руководящей деятельности. Командно-организаторская и учебно-воспитательная работа (руководство в широком смысле слова) не тождественна комплексу дисциплинарных функций, выполняемых органами управления. Не все, что делают командиры (начальники), является сознательным и преднамеренным решением дисциплинарных

проблем или накладывают отпечаток на состояние воинской дисциплины. Дисциплинарные функции - это специфические организаторские и педагогические действия офицера (прапорщика, сержанта), необходимость в которых порождается особенностями дисциплинарной проблематики.

При всей своей значимости дисциплинарные функции должностных лиц курса, факультета не должны абсолютизироваться и рассматриваться в качестве единственного источника поддержания воин- ского порядка в курсантских подразделениях. Они занимают свое место в системе дисциплинирования и должны гармонически сочетаться с другими ее звеньями, дополнять их, учитывать закономерности, свойственные системе в целом, ее сильные и слабые стороны. Чем выше уровень индивидуальной и групповой дисциплинированности курсантов, тем меньше нагрузка на дисциплинарные функции должностных лиц курса и факультета. Если они это игнорируют, то следст- вием будет, скорее всего, дезорганизация дисциплинарной системы, ослабление индивидуальных и групповых организующе-упорядочивающих усилий.

Дисциплинарные функции должностных лиц курса и факультета являются важнейшим звеном общей системы укрепления воинской дисциплины в училище и нацелены на решение следующих задач:

- поддержание индивидуальных и коллективных механизмов нормативного регулирования службы и быта в курсантских подразделениях на достаточном уровне активности, контроль и коррекция поведения курсантов в соответствии с уставными нормами-

- дисциплинирование вновь организуемой деятельности курсантов путем конкретных одноразовых указаний или предписания относительно стабильного порядка действий, обусловленного содержанием выполняемой задачи и складывающейся обстановкой-

- совершенствование организации повседневной службы и быта личного состава курса, факультета путем разработки и внедрения уставного порядка решения повторяющихся задач (распорядок дня, подготовка и проведение учебных занятий, самостоятельной подготовки, несение караульной и внутренней службы, организация спор- тивно-массовой работы, досуга и т.д.)-

- упорядочение среды обитания, создание и совершенствование материально-технических условий службы и быта, необходимых для дисциплинированного поведения курсантов, последовательное исключение того, что мешает им соблюдать правовые, нравственные и уставные нормы-

- формирование индивидуальной и коллективной дисциплинированности курсантов, обучение их теоретическим и практическим основам дисциплины, воспитание их в духе безусловного уважения к воинскому порядку (учебно-воспитательные функции)-

- аналитико-оценочная деятельность, заключающаяся в изучении состояния дисциплины в подчиненном курсантском подразделении, ее психологических факторов и причин негативных явлений, а также в разработке мер по совершенствованию всей системы поддержания воинского порядка на курсе и факультете и ее отдельных элементов.

Некоторые из названных функций носят оперативный характер, они должны осуществляться повседневно. К ним относятся: прогнозирование дисциплинарных событий, реагирование на кон- кретные факты, контроль и коррекция нормативности поведения подчиненных, учет их настроений и условий жизнедеятельности. Другие функции относятся к категории перспективных и предполагают более или менее продолжительную подготовку, поиск адекватных способов действий, выработку и проверку гипотез и решений. Сюда входят внесение существенных перемен в систему воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, ее коррекция, качественная перестройка содержания форм и методов работы. Педагогические дисциплинарные функции также относятся к категории перспективных, дающих отсроченный результат в виде развития психологических структур дисциплинарной само- и взаиморегуляции.

Контроль. Поддержка. Коррекция. Особенностью данных функций является непосредственная направленность на психологические структуры коллективного и индивидуального регулирования поведения курсантов в целях поддержания их оптимальной активности на достигнутом уровне развития. В дисциплинировании огромное значение имеет правильная «эксплуатация» сложившихся и развивающихся способов саморегуляции воинского поведения, их постоянная «тренировка», поощрение и коррекция. В противном случае почти неизбежно их разрушение, появление различных деформаций, принимающих со временем необратимый характер. Тренировка означает, с одной стороны, достаточную дисциплинарную нагрузку на личность курсанта и курсантский коллектив, в частности, предоставление им самостоятельности, свободы выбора поступков в обстановке реальной ответственности, а с другой - поддержку, создание благоприятных материальных и организационных условий учебы и службы и в случае необходимости - коррекцию. Все это предполагает определенную тактику действий руководителя, своего рода внешнее управление процессами внутреннего самодисциплинирования. Это управление включает: а) контроль состояния индивидуальной и коллективной дисциплины путем наблюдения за поведением курсантов, оценку их

нравственности и правомерности-

б) поощрение значимых проявлений дисциплинированности в сложных условиях, потребовавших от курсантов воли, внутренней ответственности, умственного напряжения, других благородных качеств-

в) коррекцию поведения: предупреждение и срыв намечающихся проступков и негативных тенденций, сдерживание или активизацию соответствующих побуждений, компенсацию недостаточной самостоятельности и ответственности, а также ликвидацию отрицательных последствий всякого рода нарушений воинского порядка в курсантских коллективах-

г) поддержание подчиненных в состоянии, благоприятствующем проявлению их дисциплинированности: заботу о настроении, удовлетворение жизненных и служебных потребностей, своевременное информирование, в котором нуждаются курсанты, а также специальную психологическую подготовку, мобилизующую их на преодоление дисциплинарных трудностей.

Дисциплинирование вновь организуемой деятельности. Организуя процесс выполнения конкретной задачи, командир (начальник) курсантского подразделения принимает меры для того, чтобы содержание предстоящей деятельности подчиненных курсантов (цели, средства, методы) соответствовало законам и воинским уставам. Первостепенное значение здесь имеет дисциплина власти, то есть соблюдение правил, регламентирующих командно-организаторские действия самого руководителя. Злоупотребление властью, низкая культура общения, несправедливость в распределении заданий и оценке индивидуальных и коллективных результатов являются специфическими дисциплинарными проступками командира (начальника). Образцовая дисциплина власти - это эффективный пример для подчиненных и база для их исполнительной дисциплины.

Дисциплинирование организуемой командиром (начальником)

деятельности включает:

а) прогнозирование состояния дисциплины в ходе учебно-воспитательного процесса, оценку уровня управляемости и дисциплинарной самостоятельности курсантов, определение участков, где вероятность отклонения от установленного порядка более значительна и где возможны нарушения уставных правил поведения- учет задач и норм, которые должны быть соблюдены в процессе данной деятельности-

б) включение в практическую деятельность начальника курса (факультета) специальных мер для поддержания воинского порядка, например, установление конкретных сроков или этапов и т.п.-

в) разработку или конкретизацию специальных оценочных критериев индивидуальной и коллективной дисциплинированности, учитывающих условия выполнения поставленных задач-

г) материально-техническое обеспечение выполнения поставленных задач с тем, чтобы исключить вынужденные нарушения дисциплины-

д) организацию психологически обоснованного контроля, не стесняющего инициативы и не снижающего ответственности курсантов за нормативность своих действий-

е) инструктирование исполнителей по особенностям поддержания воинского порядка, в том числе по мерам безопасности.

Предписание стабильного порядка действий. Это группа дисциплинарных обязанностей сводится к поддержанию и совершенствованию уставного воинского порядка. Предметом и, соответствен- но, целью дисциплинарных действий являются традиции, обычаи, навыки и привычки курсантов, а также основные жизненные потребности. Данная разновидность процессов дисциплинирования предполагает:

а) удовлетворение служебных и бытовых потребностей курсантов, заботу о состоянии их здоровья, исключение перегрузок, потерь времени, всякого рода «узких мест» и перенапряжений из-за непродуманности образа жизни подразделения, неиспользования наличных возможностей-

б) достижение стабильности внутреннего порядка, благоприятствующей образованию и проявлению навыков, привычек и традиций, которые существенно уменьшают психологическую и физиологическую нагрузку на курсантов- противодействие всякому произволу, нежеланию считаться с налаженностью и устойчивостью повседневной организации службы и быта в курсантских подразделениях-

в) оптимальность регламентации, исключающую как подавление нравственного выбора («заорганизованность»), так и неопределенность нормативных рамок поведения-

г) саморегуляцию уставного воинского порядка, достигаемую включением в этот процесс всего личного состава курса, широким использованием возможностей коллектива-

д) простоту и понятность предписываемого порядка, непротиворечивость требований, в том числе исходящих из разных инстанций управлений.

Учебно-воспитательные аспекты дисциплинирования. Эта работа не ограничивается непосредственным корректированием текущего поведения курсантов и является относительно самостоятельным участком деятельности. Она включает:

а) плановые и факультативные занятия по общевоинским уставам, военному праву, воинской этике, а также по истории и теоретическим основам дисциплины-

б) дисциплинарную пропаганду: лекции и беседы по правовой и нравственной тематике, наглядную агитацию соответствующего содержания-

в) индивидуальные беседы, а также групповые дискуссии по всему комплексу дисциплинарных проблем, в том числе разработка собственных правил поведения коллектива, обсуждение конкретных поступков и ситуаций-

г) социально-психологический дисциплинарный тренинг, состоящий в формировании мотивов и навыков нормативного поведения в реальных условиях, отличающихся от учебной обстановки.

Аналитико-оценочные функции. В ходе аналитико-оценочной деятельности объектами изучения становятся:

- отдельные дисциплинарные факты: конкретные проявления высокой дисциплинированности, проступки, происшествия, решения и действия отдельных должностных лиц, проведенные или намеченные ими мероприятия-

- состояние индивидуальной дисциплины тех или иных курсантов, тенденции ее развития-

- состояние дисциплины отдельных учебных подразделений, ее коллективных психологических основ-

- содержание, методы и стиль деятельности командира (начальника) по укреплению дисциплины-

- материальные условия службы и быта, характер их влияния на соблюдение уставных норм курсантами-

- особенности функционирования системы дисциплинирования в целом.

Исследовательские действия командира (начальника) нацеливаются на построение объективной картины состояния дисциплины, выявление и ранжирование проблем, а также на подготовку соответствующих решений.

Реализуя дисциплинарную функцию, командир (начальник) организует процесс дисциплинирования курсантов в полном объеме, налаживает согласованную работу всех должностных лиц. Кроме выполнения прямых дисциплинарных обязанностей командир (начальник) оказывает определенное влияние на подчиненных примером личной дисциплинированности. Этот пример является также фактором, повышающим действенность организаторских и воспитательных мер.

Дисциплинарные функции при всей своей обязательности реализуются каждым командиром (начальником) с сознательным или бессознательным учетом своей индивидуальности, общей и специальной компетентностью, состояния подразделения и решаемых задач. Все это находит выражение в стиле дисциплинирования, то есть индивидуально-своеобразном способе деятельности конкретного должностного лица по укреплению дисциплины. Основой индивидуального стиля является выделение командиром (начальником) главного направления, основного аспекта, вокруг которого выстраивается тактика деятельности. Исследованиями установлено наличие трех индивидуально-стилевых ориентаций в выполнении дисциплинарных функций.

Первая ориентация характеризуется тем, что главный фактор дисциплины усматривается в четкой организации деятельности курсантского подразделения, ее всесторонней обеспеченности, что, по убеждению командира (начальника), исключает множество дисциплинарных проблем.

Вторая ориентация является педагогической, акцентирующей внимание на дисциплинированности курсантов. В своих лучших формах она выступает как опора на личность и коллектив, доверие к их способности делать правильный нравственный выбор, предоставление курсантам возможности принимать важные решения под свою ответственность. В худшем варианте эта ориентация вырождается в морализирование, бесконечные разносы, упреки и недовольства подчиненными.

Третья стилевая ориентация - это опора на себя, свои собственные силы, на предоставленную начальнику власть, строгость, контроль, стремление лично вникать во все вопросы и все решения сосредоточивать в своих руках.

Организаторско-педагогические функции нуждаются в собственных психологических основах. Этими основами являются:

- во-первых, профессионально-дисциплинарная компетентность офицера-

- во-вторых, его авторитет среди личного состава подразделения.

Дисциплинарная компетентность - это важнейшее звено служебной подготовленности командира (начальника) курсантского подразделения, его профессионализма. Она определяется знаниями теории и практики воинской дисциплины, умениями и навыками, необходимыми для решения практических дисциплинарных проблем, а также четкой мотивационной ориентацией на эту часть служебной деятельности и необходимыми личностными качествами.

Теоретическая подготовленность к работе по поддержанию и укреплению воинской дисциплины достигается путем системного усвоения теоретических (философских, педагогических, военно-научных, этических, правовых, экономических, исторических, социологических и психологических) знаний. Командиру (начальнику) необходимо знать:

- источники дисциплины как социального явления, стороны культуры человеческого общества, его государственного и социального устройства, жизненного проявления сплоченности, нравственности и гуманизма общества-

- социальные средства достижения дисциплины, систему государственного управления и общественного саморегулирования, права и обязанности граждан, в том числе военнослужащих-

- особенности воинской дисциплины, ее место в системе военной службы, боевой готовности и боевой деятельности- теоретические основы и содержание общевоинских уставов, требования руководящих документов по вопросам воинской дисциплины- историю, типологию и структуры дисциплинарных систем вооруженных сил, воинских частей (подразделений) и учреждений- параметры и показатели состояния воинской дисциплины-

- психологические основы и факторы дисциплины, пути и методы их формирования-

- причины негативных дисциплинарных явлений в воинском коллективе, пути их предупреждения и преодоления.

Практическая подготовленность командира (начальника) к выполнению должностных дисциплинарных функций - это соответствующие навыки и умения. Еще в процессе обучения в ввузе курсант - будущий офицер может и должен практически овладеть базовыми навыками и следующими умениями:

- анализировать и оценивать конкретные поступки курсантов, применяя для этого нормативные критерии- принимать решения о взысканиях и других способах воздействия на подчиненных-

- определять уровень развития дисциплинированности отдельного курсанта и состояние его дисциплины за определенный промежуток времени-

- оценивать содержание и структуру коллективно-групповой дисциплинированности курсантского подразделения, находить очаги, стабилизирующие и разрушающие воинский порядок-

- анализировать выполнение подчиненными младшими командирами курсантских подразделений отдельных дисциплинарных функций- оценивать деятельность по укреплению дисциплины в целом-

- прогнозировать и оценивать влияние на поведение курсантов различных внешних и внутренних событий, материально-бытовых условий и других факторов-

- корректировать поведение курсантов в соответствии с уставными нормами, психологически и педагогически грамотно воздействовать на них-

- осуществлять анализ состояния воинской дисциплины в подразделении в целом и представлять подчиненному личному составу информацию для коллективного обсуждения- ставить перед курсантским подразделением задачи по укреплению дисциплины-

- проводить индивидуальные и коллективные беседы по различным вопросам воинской дисциплины-

- разрабатывать мероприятия по обеспечению организованности действий личного состава в процессе выполнения задач учебно-воспитательного процесса-

- поддерживать и совершенствовать стабильные формы регуляции службы и воинского быта на курсе (факультете)-

- проводить учебные занятия по общевоинским уставам, по проблемам воинской дисциплины, своевременно доводить и аргументировано разъяснять требования руководящих документов МО РФ, приказов и распоряжений командиров и начальников-

- обучать подчиненных командиров (начальников) выполнению дисциплинарных функций.

Авторитет командира является основой эффективности его дисциплинарной деятельности. Авторитет командира (начальника) курсантского подразделения завоевывается непосредственно на месте

службы по мере того, как формируется общественное мнение коллектива о его способности навести и поддерживать порядок. Его источниками являются:

а) всесторонняя, в том числе мотивационная и характерологическая, подготовленность офицера к решению дисциплинарных про- блем данного курсантского подразделения-

б) дисциплина власти и пример исполнительской дисциплины-

в) понимание курсантами всего того, что делает командир (начальник) в целях укрепления дисциплины, а также их участие в обсуждении ряда предпринимаемых им мер-

г) эмоциональное принятие командира (начальника) курсантским коллективом (идентификация), доверие к его целям и уверенность в возможности их реализации, убеждение в том, что он действует в интересах всего курсантского коллектива.

Авторитет подкрепляет действия командира (начальника), обеспечивает принятие предъявляемых им требований и задач, соединяет в единое целое начальника и подчиненных в процессе дисциплинирования.

Таким образом, деятельность должностных лиц курса (факультета) по укреплению дисциплины является важным звеном в общей системе поддержания воинской дисциплины, организованности и правопорядка в училище. Осуществляя распорядительные, педагогические и материально-обеспечивающие функции должностные лица курса (факультета) совместно с кафедрами, отделами, службами училища организуют и обеспечивают процессы укрепления и поддержания воинской дисциплины на высоком уровне, вовлекают в решения дисциплинарных проблем весь личный состав курса (факультета).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Дисциплинарные функции руководителя курсантского коллектива