Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою. Характеристика боевого стресса
Война — величайшая драма, разыгрывающаяся в душе воина и захватывающая все его существо. Постоянная угроза самой жизни человека, его здоровью, калейдоскопическое изменение боевой обстановки, длительные, нередко превышающие пределы человеческих возможностей нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу, противоборство возвышенных и низменных, альтруистических и эгоистических побуждений — все это сопровождается чудовищным напряжением физических и духовных сил воина, порождает богатейшую палитру эмоций, настроений, состояний, чувств. Познать природу и закономерности проявления психики воина в бою и, следовательно, научиться влиять на нее — значит обеспечить психологическое превосходство над врагом, добиться победы над ним.Безусловно, война оказывает и позитивное влияние на своих участников. У некоторых из них как бы открывается новое, более яркое и точное видение и чувствование мира, оригинальная система ценностей и наблюдений, составляющая своеобразную житейскую мудрость, особая чувствительность к неискренности, лжи, фальши в человеческих отношениях, подобно тому, как из хрупкого графита в крайне неблагоприятных условиях образуется самое прочное вещество на земле — алмаз1, из молодых, не имеющих жизненного опыта людей, формируются духовно крепкие, закаленные, целостные личности.
А. М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые, по его мнению, происходят у большинства участников боевых действий [168, с. 552-554].
Соглашаясь с ним, подчеркнем, что эти позитивные трансформации могут иметь место у участников успешной боевой деятельности, воспринимаемой как социально ценной и значимой, а отдельные — скорее желаемы, чем достижимы.
1 Графит превращается в алмаз, если его поместить в емкость, в которой создано давление около 100 000 атмосфер, поддерживается температура порядка 2000 °С и отсутствует кислород.
Вряд ли можно ожидать изменений позитивного регистра у лиц, потерявших здоровье, ставших инвалидами, у воинов, участвовавших в войне, признанной проигранной. Тем не менее, можно ожидать следующие положительные последствия от участия в боевых действиях.
1. Повышение умелости, опытности, профессионализма. Война ускоряет социальное время. Человек обучается на ней жизненно важным навыкам в кратчайшие сроки. Он приобретает такие важные для любой профессии качества, как дисциплинированность, организованность, ответственность, предусмотрительность, бдительность, способность к согласованным коллективным действиям. Это способствует успешности социального функционирования участников боевых действий.
2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущении собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой. У участников боевых действий закаляется воля, развиваются смелость, интеллектуальные качества. «Под влиянием пережитых трудностей происходит нередко и переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, что делает человека более активным.
3. Укрепление физического здоровья и силы. Многие участники войны выходят из нее физически более развитыми, выносливыми, менее подверженными «мирным» заболеваниям (простуда, ОРЗ и др.).
4. Повышение социального статуса, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других, признании их заслуг. Многие участники боевых действий сегодня занимают важные посты в государстве, стали известными политическими деятелями.
Не случайно, многие ветераны войны вспоминают ее как продуктивно поведенное время, как личностно значимый период времени1.
Наиболее отчетливо выразил эту мысль участник Великой Отечественной войны М. И. Сахаров: «Война — лучшее, что было у меня в жизни...» В исследовании, проведенном Е. О. Лазебной и М. Е. Зеленовой, приводятся аналогичные оценки своего участия в войне ветеранов Афганистана: «Там было настоящее дело», «приобрели полезный жизненный опыт», «научился общаться с людьми», «Афганистан — это здорово!», «понял то, что я могу то, чего другие не могут» и т. д. [168, с. 552-554].
Вместе с тем, в последнее время психологи все чаще сходятся на том, что основной реакцией воина на боевые события является боевой стресс.
Боевой стресс — многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения- механизм комплексной мобилизации организма для действий в опасных условиях.
Выделяются следующие уровни стресса:
• биохимический (гормональные изменения)-
В проведенном нами исследовании более 50% ветеранов, проходивших излечение в Центре медицинской реабилитации им. М. А. Лиходея, в 3-5 баллов оценили позитивность своего участия в боевых действиях (по 5-балльной шкале).
• физиологический (объем легких — кислород, глаза — резкость и дальность зрения, сужение артерий — давление крови, перераспределение кровяных потоков — увеличение энергоснабжения, силы мышц, эвакуации шлаков)-
• психофизиологический (симпатическая и парасимпатическая НС)-
• психологический (сужение сознания, концентрация на опасности, чувство тревоги — готовность- мотивация)-
• социально-психологический (деятельностное опосредование общения, его свернутость, снижение этического статуса)-
Стресс — многообразное явление, манифестирующееся в следующих видах:
• физиологический-
• психологический (информационный — информационные перегрузки и вакуум и эмоциональный — страх, неверие в свои силы, обида и т. д.).
Также можно говорить и о его специфических формах:
• нетравматический стресс-
• травматический (боевая психическая травма)-
• посттравматический.
В целом — это комплекс биохимических, физиологических, психологических, поведенческих реакций человека на все, что для него вредно.
По словам автора теории стресса канадского ученого Г. Селье, стресс есть неспецифический (однотипный для различных стрессоров) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к стрессу, справиться с трудностью.
Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует целесообразную деятельность воина. Такой стресс может сопровождаться чувством гнева, ненависти к противнику, желанием уничтожить его. Такая мобилизованность физических, духовных сил и энергетики воина является необходимым условием совершения подвига.
Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность. Он нередко сопровождается нарушением психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность и др.), сбоями в координации движений (суетливость, тремор, оцепенение и др.), временными или длительными личностными трансформациями (пассивность- потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к сослуживцам и командирам- склонность к шаблонным действиям и примитивному подражанию- чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.).
Дистресс может вызывать различные формы девиантного поведения психо
но осознается как переживание страха, тревоги, гнева, обиды, тоски, эйфории, отчаяния, нечеловеческой усталости1 и т. д.
Значительное место в широком диапазоне отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх, который представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности. Эмоция страха — полезное приобретение человека в процессе фило- и онтогенетического развития. Он служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избежания или преодоления. По содержанию переживание страха проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, страха остаться калекой, страха потери боеспособности и уважения сослуживцев и др. Состояние страха может варьироваться в широком диапазоне переживаний. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника. Каждая из форм страха выполняет свою функцию, имеет специфическую динамику проявления.
Испуг — это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей. Если бы люди не обладали этой охранительной, защитной реакцией, они погибли бы, не успев оценить грозящей опасности.
Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности.
Тревога не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает воинов к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию обстановки боя. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед надвигающейся опасностью, преувеличение угрозы.
Состояние боязни представляет собой как бы опредмечениую, конкретизированную тревогу и является реакцией на непосредственную опасность.
Аффективный страх (животный ужас) — самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.
У каждого человека существует индивидуальный предел психического напряжения, после которого начинают преобладать защитные реакции: камуфляжа (попытки спрятаться, замаскироваться), стремление уклониться от опасности, покинуть угрожающую обстановку, как бы уменьшиться в размерах, заняв эмбриональную позу. Испытывая аффективный страх, воин или «цепенеет», не может сдвинуться с места, или бежит, нередко в сторону источника опасности. Известно, что «бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления растерянности, для рационального принятия решения о целесообразных действиях. По оценкам американских экспертов, около 90% военнослужащих испытывают в бою страх
Подробнее о боевом стрессе см. главу «Психологические последствия участия в боевых действиях».
в явно выраженной форме. При этом у 25% из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20% — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника [163].
Реакция на страх, как отмечалось ранее, зависят как от особенностей нервной системы, так и от уровня психологической подготовленности военнослужащих к встрече с опасностью, от характеристики их мотивациошюй сферы.
Индивидуально-психологическая специфика реагирования людей на опасность проявляется и в том, что они испытывают пики негативного переживания в разное время. В ряде исследований установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% — в бою и 16% — после боя [33- 68- 163].
Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является групповая паника, представляющая собой состояние страха, овладевшего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности. Боевая обстановка создает благодатную почву для развития панических настроений. Этому способствуют внезапные, неожиданные действия противника, его мощные огневые удары, психологическое, психотронное, психотропное воздействие, чрезмерная усталость, перенапряжение военнослужащих, распространение деморализующих слухов, настроений при отсутствии официальной информации и др.
Катализаторами паники выступают паникеры — военнослужащие с истерическими чертами личности, повышенным самомнением, ложной уверенностью в целесообразности своих действий, обладающие высокой психосоматической проводимостью, выразительными движениями и гипнотической силой криков. Они способны в короткое время «инфицировать» паническими настроениями большие массы людей и полностью дезорганизовать их деятельность.
В групповой панике можно выделить:
• неожиданное общее смятение с мгновенной утратой боеспособности-
• потерю воли к борьбе и бегство от действительной или мнимой опасности-
• прекращение взаимодействия, временный кризис морально-психологической устойчивости подразделения.
Знание природы страха, динамики его проявления, условий возникновения групповой паники позволяет командирам целесообразно планировать боевые действия, дифференцированно подходить к расстановке людей и распределению боевых задач, прогнозировать реакции и поведение военнослужащих в бою, разрабатывать и осуществлять экспресс-программы предупреждения и преодоления негативных психических состояний военнослужащих.
Одной из причин возникновения дистресса и, вместе с тем, его показателем выступает усталость, Известно, что сопротивление организма воина боевым стресс-факторам, его приспособление к условиям боевой обстановки сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Утомление — состояние, сигнализирующее о степени израсходования энергетических запасов организма и необходимости их восполнения. Утомление субъективно воспринимается воином как усталость — ощущение слабости, бессилия, вялости, дискомфорта, сопровождающееся негативными эмоциональными реакциями, потерей интереса и мотивации боевой деятельности. Усталость отрицательно сказывается на эффективности действий военнослужащих, ведет к нарушению чувствительности, внимания, памяти, мышления. Так, например, в этом состоянии у людей могут возникать различные иллюзии восприятия объектов боевой обстановки, появляется болезненная чувствительность к определенным раздражителям, повышается конфликтность во взаимоотношениях с сослуживцами и т. д.
Усталость возникает как следствие сильных и продолжительных физических нагрузок- перцептивного, интеллектуального, эмоционально-волевого и моти-вационного перенапряжения- нарушения привычного ритма жизнедеятельности (чередования и качества деятельности, отдыха, сна, питания и др.)- сбоев в системе психической саморегуляции и физического здоровья человека и т. д. Как говорилось выше, мощным аккумулятором усталости выступает нарушение режима сна. Стремясь снизить отрицательное влияние усталости на боеспособность личного состава, военные специалисты различных стран исследуют возможности использования медикаментозных препаратов из группы амфетаминов. Получены результаты, свидетельствующие о том, что имеющимися фармакологическими средствами можно продлевать состояние высокой боеспособности воина на 15-20 часов дольше описанных выше пределов.
Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к психогенным психическим расстройствам различной глубины. Наиболее частыми из них в боевых условиях являются неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Значительно реже, но и опаснее проявляются острые реактивные психозы (ступор, сумеречные состояния сознания, реакции убегания). В случае возникновения подобных психических расстройств воин на определенное время полностью или частично утрачивает способность к активным произвольным действиям. Это происходит потому, что названные расстройства часто сопровождаются двигательными нарушениями, потерей слуха, зрения, истерическим воспроизведением признаков лучевой болезни, поражением ОВ, сту-порозными реакциями, потерей ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации, собственной личности.
Устойчивость к действию психотравмирующих факторов боя, сохранение боевой активности во многом определяются высоким уровнем направленности личности, мотивами боевого поведения воинов, готовностью к активным и самоотверженным действиям, их боевым опытом. Например, в ходе боевых действий в Чеченской республике военными психологами установлено, что уже в 4-5 бою сила влияния на поведение воинов таких боевых факторов, как опасность, внезапность, неожиданность, новизна боевых событий и др., снижается в 1,5-2,5 раза.
Таким образом, анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы. Опасная обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуальной психологической устойчивости, боевого опыта воинов. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости воинов к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.
Таким образом, психологическая модель боевых действий показывает:
• что является побудителем боевой активности воинов-
• какие факторы влияют на боевое поведение-
• какие изменения в психике участника боя происходят под воздействием стрессогенных факторов-
• какие психологические явления должны подвергаться коррекции в боевой обстановке для достижения эффективности боевых действий.
Модель позволяет системно влиять на боевую активность воинов путем воздействия как на их внутренние психологические возможности, так и на окружающую их социальную, боевую и эколого-эргономическую среду.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные элементы психологической модели современного боя?
2. Охарактеризуйте зависимость работоспособности военнослужащих от продолжительности сна.
3. Что такое боевой стресс?
4. Назовите уровни стресса.
5. Каковы виды отрицательных переживаний воина в бою?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Агапеев А. Война наверняка. Военно-психологический очерк Йенской операции 1806. - Варшава, 1892.
2. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая-ни, П. А. Корчемного: В 2-х кн. - М., 1998. Кн. 2.
3. Головин Н. Н. Наука и война. — Париж, 1928.
4. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. - М., 1972.
5. Зенченко М. В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». — СПб., 1892.
6. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
7. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 1972.
8. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1995.
9. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.
10. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002.
11. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. Вып. I. — СПб., 1905.
12. Энгелъман И. Г. Воспитание современного солдата и матроса. — СПб., 1908.
Поделиться в соцсетях:
Похожие