lovmedgu.ru

Предупреждение ошибок в работе начинающих педагогов-психологов

Видео: Три секрета успешного психолога

Существуют определенные требования к личностным качествам психолога. В различных литературных источниках авторами отмечаются необходимые индивидуальные качества педагога-психолога. Это - целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, способность к рефлексии, внимательность, забота, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, гибкость и нестандартность мышления, вера в успех, мотивация профессионального самосовершенствования и продуктивного задействования творческого потенциала, критичность мышления и оценки труда, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности. Необходимыми в работе являются психологическая устойчивость, решительность, воля в исполнении профессиональных обязанностей, способность аналитически мыслить, проницательность, объективность, высокая эрудиция, требовательность к себе, работоспособность, эмпатия, любовь к людям.

Педагог-психолог должен обладать определенным набором профессиональных качеств, среди которых можно отметить компетентность, заинтересованность профессией, способность моделировать, координировать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни, наличие четкой позиции при формировании решения, постоянная включенность в принятие решений, мобильная и профессиональная творческая активность. Психолог в учреждениях образования должен одновременно быть заботливым руководителем, покровителем и авторитетом, а также доверительным товарищем. Успешность труда педагога-психолога зависит от сформированности у него психологической позиции, важнейшей особенностью которой выступает рефлексивность, направленность сознания на свое собственное содержание.

Педагог-психолог должен знать законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования и правам ребенка. Необходимо иметь знания по естественнонаучным основам психологии- общей, возрастной, педагогической, социальной, сравнительной, дифференциальной, клинической психологии, психофизиологии и психологии труда- методологии и методам психологии, математической обработке данных, экспериментальной психологии- общей психодиагностике, диагностике и коррекции личности, индивидуальной и групповой психотерапии- правилах и нормах труда ?7?. Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.

Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.

Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Важно выработать общую позицию по принципиальным вопросам с администрацией с момента устройства на работу.

Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, может вызвать раздражение педагогического коллектива.

В таком виде деятельности педагога-психолога как психологическое просвещение профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста- стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления, необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, она ждет конкретных, технологизированных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.

Переоценка роли психодиагностических процедур, стремление спрятать свою неуверенность за ними, может нанести непоправимый вред клиенту. Методики являются лишь инструментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому, начинающему психологу не следует умалять роль доверительного общения, интуиции. В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ресурсы и личностные ресурсы своего клиента. Поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недооценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.

Психологический диагноз ставится педагогом-психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция. Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т.е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет, отмечает А.А. Деркач ?14?.

Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса (как это возможно с младшими школьниками) может проводиться лишь в исключительных случаях. Достаточно часто администрация школы, учителя и родители обращаются к психологу с просьбой срочно заняться каким-то подростком, у которого трудные отношения с взрослыми и который, что естественно в этой ситуации, не имеет ни малейшего желания общаться с еще одним представителем взрослых – психологом. Формирование событий в таком случае не приводит ни к чему хорошему. Психолог должен сначала подготовить почву для общения с подростком, что бывает часто очень сложно.

Педагогу-психологу не следует проявлять излишнюю подозрительность, видя за каждым нарушением поведения, странностью эмоциональной реакции, неуспеваемостью повод для обращения к врачу ?13?. Серьезным основанием для такого обращения могут служить случаи, когда расстройства носят множественный характер, касаются разных сторон психической жизни ребенка и наблюдаются на протяжении достаточно длительного периода, или когда единичное расстройство носит ярко выраженный патологический характер.

В работе с трудными детьми психолог должен знать пределы своей профессиональной компетентности, так как проблема перевоспитания таких школьников может быть решена только в широком социальном аспекте. Профессиональная работа психолога с трудно воспитуемыми детьми не должна подменять собой педагогическую работу с ними.

При работе педагога-психолога с семьей при недостаточном знакомстве с семейной психологией и психотерапией, лучше всего ограничиться консультацией и не стремиться к психокоррекционной работе. Психокоррекция не является основным методом работы педагога-психолога. Однако А.А. Аладьин ?1? отмечает, что интенсивное использование консультационного времени позволяет проводить «микрокоррекцию» - некоторые психотерапевтические мероприятия, повышающие эффективность консультирования.

Работу с родителями следует начинать с изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.

Необходимо гораздо шире использовать педагогические возможности самих родителей. Современные родители в состоянии понять задачи школы, поэтому должны знать ее планы в работе с детьми, конечные и близкие цели. Также они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.

Для того, чтобы деятельность психологической службы школы соответствовала потребностям практики, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы школы как педагогической системы, необходимо строить ее на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований педагогического процесса.

Минимум четыре принципа должны учитываться при системной организации психологической службы (по Л.Д. Ермаковой ?6?):

1. Принцип целостности.

Психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на систему. Должно быть охвачено не менее 70% учащихся. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы заметны и влияют на функционирование школы как целостного организма.

2. Принцип профессиональной педагогической активности.

Педагог должен вести активную работу по осуществлению всех рекомендаций психолога.Таким образом, необходимо тесное психолого-педагогическое сотрудничество, так как педагог ежедневно контактирует с учащимися и в ходе общения влияет на личностные особенности учеников.

3. Принцип взаимодействия.

Деятельность психолога, учителей, администрации построена не просто на взаимодействии, а на взаимодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Оно должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, фокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

4. Принцип достаточной ограниченности.

Этот принцип касается выбора психодиагностических методик и создания целостной инвариантной системы методов изучения личности учащегося.

Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях. Вместе с тем созданная система методик должна быть и достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащегося: 1) психические процессы- 2) эмоциональная сфера- 3) личностные свойства- 4) мотивация.

А.А. Деркач ?14? подчеркивает важность в работе педагога-психолога принципа «не навреди» и отмечает необходимость целевой ориентации работы, исключение поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формировании выводов и рекомендаций. Тот же автор отмечает, что вся деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности клиента. Необходимо максимум корректности, недопустима грубость, неуважительное отношение к человеку. Психолог должен добиваться доверительных и доброжелательных отношений с любым учащимся или педагогом. Корректность нужна и при задействовании психологического инструментария.

Полученная информация не должна быть использована в корыстных или иных целях в ущерб человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог – это «оружие особого характера». Педагогу-психологу необходимо тесно взаимодействовать с администрацией школы, оперативно доводить полученную информацию до сведения тех, кто способен сыграть позитивную роль в решении проблемы. Важно предлагать конкретные меры, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Своевременность в работе психолога – важное условие ее результативности.

Педагогический коллектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно. Желательно, чтобы диагностировал педколлектив один и тот же человек, строго соблюдая корректность в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследования, а их представление возможно лишь самим психологом.

Исследование должно проводиться на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для членов коллектива проводятся индивидуальные консультации.

Не следует затягивать эксперимент, поскольку коллектив в этот период находится в большом эмоциональном напряжении. Не следует без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Нужно довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, проводится в интересах людей, с целью гармонизации педколлектива и оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи его членам.

Работа психолога имеет смысл, если она основана на доверии. Учитель может обратиться за помощью и принять ее только от человека, которого уважает и которому верит. Не обмануть доверия учителя может только тот психолог, который постоянно помнит о профессиональной этике и ответственности: хранит как профессиональную тайну все сведения о клиенте, никогда не употребляет их во вред человеку, нанося ущерб личности (это касается в равной мере всех, кто обращается за помощью к педагогу-психологу). Разрешение возникающих между психологом и педагогами противоречий и вытекающих из этого трудностей и ошибок возможно лишь в результате совместной рефлексивной работы.

М.Р. Битянова ?3? отмечает особенности позиции педагога-психолога в отношении со школьниками. Позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, но он не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Поэтому недопустимо ведение психологом каких-либо предметов.

Позиция психолога должна обеспечивать его доступность для общения со школьником, формировать у школьника уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета.

Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы педагога-психолога. Не всегда то, что приходится делать с психологом – смешно и интересно, но это еще важно и полезно.

Педагогическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, а также она должна стать для самих детей необходимой, не теряя по возможности своей эмоциональной привлекательности.

В межличностных отношениях с педагогическим коллективом психологу необходимо сохранить некоторую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей. Педколлектив – это своеобразная система по своему составу (преобладание женщин) и по содержанию отношений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, педагогу-психологу необходимо остаться на профессиональной позиции, сохранить свой авторитет, право на независимую экспертную оценку. Не просто поддерживать дружеские и деловые отношения и не переходить некоторой эмоциональной границы.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями и администрацией всегда способствует оптимизации контактов с учащимися, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в кредите доверия педагогами либо какой-то другой категорией, будет нормально работать с остальными. Ведь школа – социальный организм, отмечает, Р.В. Овчарова ?8?.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Предупреждение ошибок в работе начинающих педагогов-психологов