Общая анестезия в гинекологии
Видео: Местная анестезия и внутривенная седация.Комбинированная анестезия.
Специфика анестезии в гинекологии определяется особенностью топографоанатомического расположения внутренних половых органов, наличием у большинства оперированных женщин экстрагенитальной патологии.Известно, что при гинекологических операциях, произведенных лапаротомичексим доступом, особенно при экстирпации матки с придатками, операции по Вертгейму, на придатках матки хирургические манипуляции связаны с длительной травматизацией обширных рефлексогенных зон малого таза, кишечника, мочевого пузыря, прямой кишки, крупных сосудистых образований и забрюшинного пространства.
Наличие экстрагенитальной патологии должно правильно ориентировать анестезиолога при выборе более безопасного вида анестезии, а также предусмотреть профилактику возможных осложнений как во время проведения наркоза, так в послеоперационном периоде.
В последние годы наметилась общепринятая тенденция — отход от наркоза в пользу комбинированных видов общей анестезии. При этом основу составляет закись азота, а все другие анестетики используются как дополнительный компонент (эфир, фторотан и др.).
На современном этапе деление общей анестезии на ингаляционную и неингаляционную (внутривенную) в гинекологии следует признать условным, поскольку ингаляционные анестетики никогда не применяются в чистом виде и требуют сочетанного применения с другими анестетиками для последующей антистрессовой защиты от операционной травмы. Таким образом, общая анестезия в гинекологии должна осуществляться по принципу поликомпонентности.
Гипнотические (наркотические) средства, подразделяются на ингаляционные и неингаляционные, характеризуются общим нейрофармакологическим механизмом действия, приводя к потере сознания, оценке внешних раздражений, не действуя на проведение болевой импульсации к структурам ЦНС. Средства для внутривенной общей анестезии представлены не только гипнотическими, но и психотропными, включающими транквилизаторы бензодиазепинового ряда и нейролептики.
Наиболее многочисленная группа внутривенных гипнотиков (наркотиков), среди которых за более чем полувековую историю общей анестезии испытание практикой выдержали немногие.
Наиболее широкое распространение получили барбитураты, стероидные анестетики (виадрил, предион), пропанидин (сомбревин, эпонтол), этонидат, пропофол (диприван).
В последние годы ведущее место занял пропофол, благодаря своим характеристикам способствует быстрому наступлению сна (30—40 с), обладает быстрым клиреном и временем полувыведения (30—60 мин), ультракоротким действием (3—5 мин), отсутствием кумуляции, возможностью многократного введения без риска послеоперационной депрессии и легкой управляемостью.
Единственным недостатком дипривана является его ваготропное действие, проявляющееся в брадикардии и в тенденции к гипертензии.
Для снижения частоты подобных осложнений рекомендуется использование фентанила. С учетом его ваготропного действия, препарат необходимо использовать в редуцированных дозах (0,25—0,5 мл 0,005% раствора) в сочетании с диприваном. Наиболее обосновано сочетание дипривана с калипсолом, причем в микродозах (0,25—0,5 мл).
При исходной тахикардии (аритмии) целесообразно сочетание дипривана с клофелином также в редуцированных дозах (0,01% — 0,25—0,5 мл).
Наиболее распространенным видом анестезии является обезболивание при искусственном прерывании беременности.
Анестезия осуществляется калипсолом (1 —1,2 мг/кг массы), диприваном (4—8 мкг/мл) или сочетанием дипривана с микродозами фентанила (0,05—0,025 мг) и калипсола (25—12,5 мг). Такое сочетание обеспечивает стабильное течение анестезии без выраженных гемодинамических нарушений. При более поздних сроках (более 12 нед) неингаляционная анестезия поддерживается ингаляцией закиси азота с кислородом в соотношении 1:3. Аналогичная анестезия осуществляется при диагностическом выскабливании полости матки, при гистероскопии.
При других гинекологических операциях, производимых лапаротомическим доступом, необходимо проведение комбинированного эндотрахеального наркоза с мышечным релаксантами и ИВЛ.
Наиболее общепринятая схема-данного наркоза предусматривает следующие этапы — премедикацию, вводный наркоз и интубацию трахеи, поддержки основного наркоза.
Премедикация — непосредственная фармакологическая подготовка больной, осуществляемая для создания наиболее оптимального фона перед оперативным вмешательством. Она включает в себя внутримышечное введение промедола 20—40 мл, атропина (0,5—1 мг), антигистаминные препараты (димедрол 20—40 мг и др.) за 30 мин до операции.
При наличии экстрагенитальной патологии премедикация может быть дополнена введением атарактиков или нейролептиков для достижения более выраженного седативного эффекта и профилактики осложнений рефлекторного генеза.
При наличии патологии сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, других систем (почек, печени) премедикация дополняется рядом фармакологических средств, целенаправленно воздействующих на коррекцию имеющихся нарушений, а именно использование сердечно-сосудистых средств, вазодилататоров и др.
При наличии аллергических реакций, длительного приема глюкокортикоидов премедикация дополняется введением профилактических доз стероидных гормонов (преднизолона 30—60 мг, гидрокортизона 125—250 мг).
В экстренных ситуациях премедикация осуществляется путем внутривенного введения препаратов. При этом доза определяется индивидуально с учетом исходного состояния больной.
Индукция в наркоз достигается по общепринятой схеме. Для этой цели используют кетамин (калипсол, кеталар), пропофол (диприван).
Преимущества индукции в наркоз общеизвестны — быстрота наступления наркотического сна, отсутствие стадии возбуждения, снижение частоты таких осложнений, как рвота, тошнота. Целесообразной является одновременная ингаляция закиси азота с кислородом (в соотношении 1:1 или 2:1) во время проведения вводного наркоза. Это дает возможность в значительной степени уменьшить дозы неингаляционных анестетиков. Кроме того, осуществляется оптимальная оксигенация, что снижает опасность возможных нарушений функции дыхания и гемодинамики.
Оптимальным уровнем глубины вводного наркоза является стадия IIII. По достижении этой стадии вводят деполяризующие релаксанты (дитилин, листенон и др. в дозе 1 —1,5 мг/кг).
На фоне достигнутой миорелаксации производится интубация трахеи эндотрахеальными трубками с раздувной манжеткой. Необходимо произвести перед интубацией трахеи анестезию голосовых связок лидокаином или смазать трубки 1% раствором дикаина.
Интубация трахеи может быть выполнена вслепую, а также с помощью ларингоскопии. Во время интубации голова больной может находиться в классическом положении или в положении по Джексону. При классическом положении голова находится в одной плоскости с туловищем и при интубации запрокидывается. При этом мышцы шеи натягиваются, а расстояние между резцами и голосовой щелью увеличивается. В положении Джексона голову укладывают на подушку высотой 10 см с оттянутым кверху подбородком. В этом положении мышцы шеи расслаблены, а расстояние от резцов до голосовой щели сокращается.
Иногда при необходимости опускают головной конец стола, чтобы линию резцов и голосовой щели поставить в одну горизонтальную плоскость. При интубации с помощью прямой ларингоскопии прибор берется в левую руку, правой рукой открывается рот больной и осторожно вводят клинок. Нельзя допускать ущемления верхней и нижней губы больной между клинком и зубами. При наличии искусственных протезов они удаляются перед операцией.
Клинок вводят в глотку по средней линии или слегка слева от нее, оставляя язык слева от клинка. Корень языка отжимают кверху (кпереди). При этом клинок ларингоскопа перемещается из вертикального в горизонтальное положение.
При использовании прямого клинка подгортанник подхватывают клинком и смещают кверху (кпереди). После этого голосовая щель хорошо видна и интубационная трубка вводится на глубину 3—4 см, раздувается манжетка и трубка подключается к аппарату.
Правильность расположения трубки проверяется путем двусторонней аускультации легких. Правильная интубация трахеи заканчивается рыхлой тампонадой полости рта или фиксацией интубационной трубки.
Период поддержания анестезии должен предусматривать ее оптимальную глубину, адекватную вентиляцию легких, мышечную релаксацию. Адекватная глубина наркоза поддерживается в стадии III1-2. Искусственная вентиляция легких осуществляется как аппаратным, так и ручным способом.
Наркозные аппараты многофункциональны и имеют следующие компоненты:
— входные отверстия (нормы ввода) для медицинских газов, которые поступают из баллонов или через стационарную систему газораспределения-
— регуляторы давления (редукторы), снижающие давление газа-
— механизм обеспечения безопасности при снижении давления кислорода, снабженный сигнализацией-
— вентили подачи и дозиметры, регулирующие скорость потока медицинских газов-
— испарители, в которых медицинские газы смешиваются с испаряемыми ингаляционными анестетиками-
— выходной патрубок подачи дыхательной смеси в дыхательный контур.
Современные наркозные аппараты снабжены спирометрами, датчиками давления в дыхательном контуре, кислородным анализатором и другими необходимыми компонентами, обеспечивающими безопасность анестезии.
В качестве анестезирующих средств используются как ингаляционные (закись азота, фторотан гуофлюран, пенитран, эфир, энфлуран и др.), так и неингаляционные (кетамин, дипривин и др.) анестетики, а также и наркотические средства.
Общепринятым принципом является комбинированный эндотрахеальный наркоз закисью азота с кислородом с нейролептиками, атаралгезией, электроанестезией.
При кратковременных манипуляциях поддержание анестезии возможно закисью азота в сочетании с фторотаном (в соотношении N2O с О2 — 3:1 или 2:1, фторотаном 0,25 — 1—2 об.% и др.). Данный вид наркоза легко управляем, позволяет обеспечить все необходимые условия для выполнения гинекологических операций.
Методом выбора может быть использование и других ингаляционных анестетиков в качестве одного из компонентов наркоза, а именно эфира (2—4 об.%), метоксифлурана при максимальной концентрации во вдыхаемой смеси около 3%, десфлурана и др.
Относительными противопоказаниями являются глубокие нарушения функции печени, почек, сердечно-сосудистой системы.
При таких ситуациях возможно использование масочного ингаляционного наркоза.
Однако и данный вид анестезии осуществляется аппаратным способом, позволяющим осуществлять более точную дозировку, как используемых анестетиков, так и кислорода.
Безопасность его выполнения обеспечивается умением техники проведения анестезии масочным способом, четкой ориентацией в клинике течения наркоза на стадии III1—2 знание возможных осложнений и путей их предупреждения.
Поделиться в соцсетях:
Похожие