Возникновение медицины и её развитие до 16 века
Видео: Блохастые дамы и немытые кавалеры средневековой Европы
Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приёмах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растительного и животного происхождения.Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и другое), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство- возникла жреческая, храмовая М.
Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы- Хаммурапи законы- Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.
Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной М. Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов — кесарево сечение и эмбриотомия и так далее. Древнекитайская М. использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.
Обширные сведения о М. народов, живших в 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит «Авеста» (9 век до н. э.—3 век н. э.) — священная книга зороастризма. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней («Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и другое.
М. Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи — охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Лечение проводилось в храмовых «асклепейонах» и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.
Раньше других сложилась Кротонская медицинская школа, представитель которой Алкмеон Кротонский (конец 6 — начало 5 веков до н. э.) разработал учение о патогенезе болезней, основывался на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье — гармония, болезнь — дисгармония тела и присущих ему свойств. Принцип лечения в этой школе — «противоположное лечи противоположным» — лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ. Учение о патогенезе получило дальнейшее развитие в Книдской школе (1-я половина 5 века до н. э.), разработавшей один из вариантов гуморального (от латинского humor — жидкость) учения, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.
Разные варианты гуморального учения наметились ещё в М. государств Древнего Востока, но наиболее четко оно сформулировано Гиппократом, на много веков определившим направление развития М. Гиппократ выделил М. как науку из натурфилософии, превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.
Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за 3 столетия до н. э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг — орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и так далее.
Исключительное влияние на развитие М. оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К. Гален. Во 2 веке н. э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и фармакогнозии (галеновы препараты), терапии, акушерству, гигиене, в каждую из указанных отраслей М. внёс много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввёл в М. вивисекционный эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов и систем человеческого тела. Он показал, что знание анатомии и физиологии — научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Телеологическая направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде («галенизм») получило поддержку церкви и господствовало в М. Запада и Востока в течение многих веков.
Элементы санитарии и общественной гигиены, имевшиеся во всех государствах Древнего мира, достигли в Риме высокого уровня, о чём свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и военно-медицинская организации, а также специальная служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.
В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов, монастырских больниц и лазаретов.
В древнерусском феодальном государстве, наряду с монастырской М., продолжала развиваться народная М. Распространённые лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Среди народных лекарей была специализация: «костоправы», «очные» и «кильные» (по грыже) лекари, «камнесеченцы», «камчужные» (по лечению ломоты, ревматизма), «почечуйные» (по геморрою), «чепучинные» (по венерическим болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки — целительницы детей и другие.
Большую роль в развитии М. сыграли врачи Востока: ар-Рази (известен в Европе под именем Разес)- Ибн Сина (Авиценна) — автор «Канона врачебной науки», энциклопедического свода медицинских знаний, и Исмаил Джурджани (12 век), отразивший достижения хорезмской М.- армянский врач М. Гераци и другие. Медицинские факультеты университетов, возникших в Европе в 11—12 веках, не могли способствовать быстрому прогрессу М., так как были во власти схоластики, влияние которой сказывалось меньше в университетах: Салернском, Падуанском, Болонском (Италия), Краковском, Пражском и в Монпелье (Франция). Против схоластики, за опытное знание вели борьбу испанский врач Арнальдо де Виланова (13—14 века) и многие другие.
Поделиться в соцсетях:
Похожие