Реактивные психозы
Видео: Реактивный психоз, пастырская психиатрия, контроль психики, тесты
Реактивные психозы - это выраженные, психогенно обусловленные, преимущественно психотического характера расстройства, возникающие в связи о действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти психические расстройства возникают в связи с тяжелым эмоциональным стрессом, непосредственно после какого-либо переживания и реже в результате длительной психической травматизации. По миновению психической травмы они обычно проходят.В условиях непосредственной угрозы для жизни происходит рас-стройство деятельности головного мозга, вследствие чего резко ограничивается и даже исключается разумное поведение и управление действиями человека в соответствующей ситуации.
К факторам, способствующим развитию реактивных состояний, относят переутомление, алкоголизацию, соматические заболевания, а также такие физиологические состояния как беременность, возрастные кризы (пубертатный, инволюционный).
Различают следующие основные формы реактивных психозов: I) психогенные шоковые реакции 2) депрессивные реакции- 3) пара-ноитические реакции- 4) ипохондрические реакции и др.
I) Психогенные шоковые реакции
Психогенные шоковые реакции возникают чаще всего под влиянием стихийных бедствий или каких-либо катастроф, которые грозят большим массам людей. К числу таких событий относятся землетрясения, железнодорожные крушения, пожары в местах сборища большого количества людей (театры).
Эти же реакции могут появиться и при внезапном возникновении какого-либо большого несчастья в виде неожиданной, наступившей на глазах гибели близких людей, потери имущества и пр.
Психогенные шоковые реакции возникают всегда внезапно.
Протекают они в виде острых и затяжных реактивных состояний.
Выражаются они обычно в двух формах: а) реакцией о возбуждением (психогенный делирий)- б) реакцией о заторможенностью (психогенный ступор).
а) Психогенный делирий характеризуется внезапно появившимся сильным двигательным возбуждением на фоне суженного (затемненного) сознания. Обычно в этом состоянии испытывают страх, ужас. Поведение хаотично, беспорядочно, поступки бывают бессмысленны, а иногда и во вред самим.
Больные куда-то бегут, опрокидывают все, что попадает на их пути, набрасываются на окружающих. Могут выброситься из окна и погибнуть. Это состояние может продолжаться от нескольких минут до 1,5-2 часов и часто заканчивается сном. После выхода из такого состояния больные плохо помнят о происшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости, апатии.
б)Психогенный ступор выражается тем, что больной испытывает трудности в выполнении действий, наступает частичная или полная обездвиженность. В условиях угрожающей опасности человек испытывает особую тяжесть в ногах, его движения замедленны. Он не в состоянии четко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Наступает как бы состояние оцепенения (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной заторможенности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку. Больному все становится совершенно безразличным, ничто его не волнует. Такое состояние чаще всего продолжается несколько часов и прекращается так же внезапно, как и возникло.
2) Депрессивная реакция.
Депрессивная, или меланхолическая форма реактивного психоза характеризуется угнетенным настроением. Отмечается замедление течения мысли и двигательная заторможенность, наблюдаются идеи преследования, мысли к самоубийству.
Реактивная депрессия продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев.
3) Параноитическая реакция
Параноитическая реакция характеризуется возникновением бредовых идей, чаще всего преследования, отражающих сложившуюся травмирующую больного ситуацию. Больной утверждает, что его хотят погубить, что против него строят всякие козни, окружающие из мести, ревности или зависти организовались против него. Могут быть слуховые галлюцинации: голоса сообщают о том, что предпринимают против него мнимые враги, и содержат угрозы в его адрес.
Этот реактивный психоз длится чаще всего 2-3 месяца и заканчивается выздоровлением.
4) Ипохондрическая реакция
Очень часто причиной возникновения ипохондрической реакции является иатрогения, вызванная неосторожным поведением врача. Ипохондрическая реакция характеризуется возникновением сначала тех или иных доминирующих идей ипохондрического содержания, которые затем с очень большой быстротой перерастают в ипохондрические бредовые идеи. Больные начинают считать себя неизлечимыми, обреченными на смерть, страдающими раком и пр.
Длительность заболевания 5-6 недель.
Лечение и профилактика. Лечение связано с большими трудностями. Ведущая роль в лечении должна принадлежать рациональной психотерапии, направленной, если это возможно, на устранение причины, вызвавшей заболевание, а если это невозможно, то на скорейшее изживание травмы и создание у больного установки на будущее и интереса к нему.
При тревожном состоянии применяют транквилизаторы: хлозепид (элениум), сибазон (диазепам), феназепам и др.
При депрессивных расстройствах применяют антидепрессанты: новазид, имизин, фторатизин, традозон и др.
К профилактическим мероприятиям относятся:
- создание условий для благоприятного физического и психического развития детей. Особое значение принадлежит психологическим и педагогическим мерам воздействия с целью создания оптимального психологического климата для развития детей и подростков. Для раннего детского возраста основное значение имеет семья, характер сложившихся внутри семьи отношений. Ребенок должен расти в обстановке ровного, теплого эмоционального отношения к нему-
- по мере психического развития на ребенка начинают оказывать и взаимоотношения родителей. Постоянные конфликты между родителями оставляют глубокий след в психике детей-
- имеет значение и характер отношения родителей к ребенку. Когда ребенок начинает проявлять активность, самостоятельность, родители из каких-либо соображений подавляют его инициативу. Это может привести к безынициативности в его характере в дальнейшем. Игнорирование бесконечных "почему?" ребенка родителями способствует воспитанию у него чувства неуверенности и неполноценности.
- особое внимание должно быть уделено взаимоотношениям с подростками. В этом возрасте происходит существенная психическая перестройка, начинается осознание и утверждение своего "я", освобождение от зависимости и авторитета родителей. Нередко это сопровождается пренебрежением советами родителей и старших лиц, конфликтностью и грубостью во взаимоотношениях с ними. Здесь необходима тщательно продуманная система отношений с подростками родителей и старших товарищей о тем, чтобы не усугубить дисгармоничность личности подростка, удержать его от поступков, результаты которых могут иметь неблагоприятные последствия-
-предупредить усиление дисгармоничности личности, возникновение декомпенсации, помочь ликвидировать личностные дефекты и обеспечить оптимальную социальную адаптацию. Необходима предупредительная или поддерживающая психотерапия. При даче трудовых рекомендаций следует принимать во внимание не только их образование, профессиональную ориентацию, но и характерологические особенности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие