Роль им. Сеченова и и.п. Павлова в создании современной физиологии головного мозга
И.М. Сеченов (рис. 54) был физиологом широкого диапазона. Его исследования касались многих сторон физиологической науки. Однако особый интерес он проявил к физиологии мышц и нервов.По окончании Петербургского университета И.М. Сеченов окончательно избирает своей специальностью физиологию и едет совершенствоваться за границу. Там он работает у известных физиологов того времени — И. Мюллера, Э.Г. Дюбуа-Реймона, К. Бернара, К.Ф.В. Людвига, Г. Гельмгольца. Уже в начале своей научной деятельности за границей И.М. Сеченова отличается стремлением к самостоятельности исследований, выполняемых оригинально и тщательно.
По возвращении из-за границы Сеченов активно развивает научную деятельность на кафедре физиологии Медико-хирургической академии в Петербурге. В тот период его особенно интересует физиология нервной системы.
В 1862 г. Сеченов открывает наличие центрального торможения в головном мозге, доказав это на простом, но убедительном опыте. У лягушки были удалены полушария, но оставлен межуточный мозг (зрительные бугры). Помещая на зрительные бугры кристаллы поваренной соли, он вызывал резкое замедление в образовании дуги сгибательного рефлекса. Это открытие принесло Сеченову всемирную известность. Вскоре он публикует свой замечательный трактат "Рефлексы головного мозга", в котором показывает, что психические явления по своей природе являются рефлексами головного мозга. Психическая деятельность, утверждает Сеченов, невозможна без внешних раздражений органов чувств. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. В ежедневной сознательной жизни человек не может отрешиться от влияния на него извне через органы чувств и от чувствований, идущих от его собственного тела. Ими и поддерживается вся его психическая жизнь. Таким образом, Сеченов утверждает положение о том, что содержанием психики человека является материальный мир, отраженный в форме ощущений, представлений, понятий.
Заслуги И.М. Сеченова перед русской и мировой наукой огромны и неоспоримы. К.А. Тимирязев называл Сеченова отцом отечественной физиологии, создавшим школу русских физиологов. Среди учеников Сеченова был ряд крупных ученых, таких, как В.В. Пашутин, Б.Ф. Вериго, СВ. Кравков, В.Я. Данилевский, М.Н. Шатерников. Особенно следует отметить имя одного из талантливых учеников Сеченова — Н.Е. Введенского, исследования которого по физиологии нерв-
но-мышечных волокон могут быть названы классическими. Введенским предложена своеобразная концепция о природе торможения и создано учение о парабиозе.
Однако И.М. Сеченов высказал ряд положений о строгой обусловленности работы мозга, не опираясь на сколько-нибудь большой экспериментальной материал. Экспериментально закономерности, лежащие в основе высшей нервной деятельности, были получены И.П. Павловым и его школой.
Роль И.П. Павлова (рис. 55), одного из крупнейших естествоиспытателей конца XIX — начала XX в., поистине огромна. Ему удалось создать совершенно новый раздел в науке, и притом один из сложнейших — физиологию больших полушарий. До работ Павлова физиологии головного мозга как стройной научной системы знаний не существовало. Работы, посвященные физиологии мозга и нервов, носили весьма разрозненный характер. Величайшая заслуга Павлова состоит в том, что, создав свой оригинальный метод условных рефлексов, изучив при его помощи физиологические механизмы корковой деятельности, он вместе с тем синтезировал весь опыт прошлого, проверни и уточнив ряд положений многочисленными, исключительно точными экспериментами.
Таким образом, павловская физиология характеризуется широтой научной мысли и всесторонним исследованием предмета, она направлена на обобщение массового фактического материала, вследствие чего и носит преимущественно синтетический характер. Прежние исследования, разрабатывавшие различные частные вопросы нейрофизиологии, носили аналитический характер и не могли подняться до уровня широкого обобщения найденных фактов. Нужен был гениальный взмах павловской мысли, чтобы привести в стройную систему массу добытых, порой противоречивых фактов, полученных в результате прошлого опыта и собственных изумительных по своему совершенству экспериментов, чтобы создать новое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.
Учение о высшей нервной деятельности, связанное с именами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, построено на рефлекторном принципе. Под рефлексом подразумевается ответная реакция организма на раздражение внешней среды, осуществляемая через нервную систему. Признавая, что существование организмов возможно лишь во взаимосвязи с внешней средой, Павлов указывал, что взаимодействие осуществляется при помощи особых связей, или рефлексов. Рефлекс, по Павлову, это связь, которая устанавливается между тем или иным агентом внешней среды с той или иной деятельностью организма, осуществляемая через систему нервных рецепторов.
В основе рефлекторной теории лежат следующие основные принципы:
1. Принцип детерминизма заключается в том, что каждое явление имеет свою причину, определенный толчок, повод для своего развития. Отсюда подлинно научное исследование того или иного явления должно прежде всего выяснить причины его происхождения.
2. Принцип структурности. Утверждая, что физиологической основой высшей нервной деятельности является образование нервных связей (условных рефлексов), отражающих внешний мир, Павлов вместе с тем приурочивал образование условных рефлексов к структурам и системам мозга, которые в каждом нервном акте вступают в новые функциональные отношения.
3. Принцип анализа и синтеза. Кора больших полушарий принимает бесчисленные раздражения внешнего мира, а также импульсы из внутренней среды (внутренних органов). Это вызывает необходимость вначале дифференцировать комплекс поступивших раздражений, что происходит путем анализа. Вместе с тем для регуляции всех процессов, протекающих в теле, для создания целесообразных форм адаптации к внешней среде необходимо обобщение выделенных анализом раздражений, т.е. синтез. Таким образом, путем анализа нервная связь может делиться на большие дробности. Синтез же вызывает объединение многих связей в целостную функциональную систему. Анализ и синтез являются основным физиологическим механизмом корковой деятельности. В своих опытах И.П. Павлов сочетал методы анализа и синтеза и добивался глубины и всесторонности исследования предмета.
Поделиться в соцсетях:
Похожие