Ассирийская народная медицина
«Если человек соблюдает чистоту и свет, он может оказаться среди злых или больных людей и не пострадать»Из ассирийских легенд
Медицина Ассирии, как и вавилонская, была, с одной стороны, магической, а с другой - рационалистической. Болезнь представлялась проникновением злых демонов в тело человека, но одновременно ее причиной считался дурной воздух. Ассирийские медицинские записи, подобно религиозным, сделаны обычно не на местном разговорном, а на древнешумерском языке, доступном весьма ограниченному кругу: этот язык играл в Вавилоне и Ассирии роль, аналогичную латыни в средневековой Европе. На многих табличках повторяется фраза: «Непосвященный да не прочтет». В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
Народная медицина у современных ассирийцев восходит к глубокой древности. Современное магическое искусство и медицинские формулы ассирийцев кое-чем похожи на соответствующие тексты клинописных глиняных табличек. Чтобы уберечься от «злого глаза», ассирийцы с детства носят обереги и талисманы с цитатами из Ветхого и Нового Заветов (пришедшие на смену древнеассирийским талисманам). Как правило, обереги представляют собой крепкую нитку, на которую нанизываются голубые бусинки. Чтобы предупредить болезнь или остановить ее, используют буквы, которые входят в имя данного человека. У ассирийцев каждая буква алфавита имеет числовое и мистическое значение, которое связано и с болезнями человека, и с продолжительностью его жизни.
Примером безусловно магической процедуры может служить следующий прием лечения острого радикулита. Страдающий им пациент, которому не помогают никакие другие меры, ожидает, когда где-нибудь в округе родятся двойняшки. Он идет в этот дом и ложится за порогом(с внешней стороны дома). Мать близнецов должна наступить на больное место голыми ступнями и немного потоптаться. Затем больной должен уйти и никогда никому об этом не рассказывать.
Другие же медицинские рецепты выглядят достаточно естественно. Так, при сильном кровотечении из носа человеку дают курить табак (суживающий сосуды). Если это не помогает, то берут очень холодную воду и льют ее на второй и третий шейные позвонки. А при головных болях на эти позвонки льют горячую воду, расширяющую сосуды.
При повышении кровяного давления ассирийская народная медицина рекомендует осторожно расцарапать маленький кровеносный сосуд в носу – вариант кровопускания.
Если у человека золотуха (цдра), то берут медный купорос (шабун мильта), толкут его в мелкий порошок, смешивают с простоквашей (маста), обмазывают этой смесью голову и так держат три дня. Затем подсохшую массу снимают вместе с волосами, которые отделяются от кожи легко и безболезненно. Золотуха проходит, а волосы постепенно вырастают.
Если на теле появился нарыв (зарькикта), то делают амальгаму (воск с медом — шамма д`душа), накладывают на нарыв и перевязывают на несколько дней. Нарыв прорывается и безболезненно исчезает.
Одна из древнейших форм народной медицины — диета, или пост. Сейчас ассирийцы соблюдают общецерковные христианские посты. В эти дни едят только овощи, фрукты, рыбу и хлеб, покрошенный в подсолнечное или оливковое масло.
Если посты знакомы многим народам, то этого не скажешь о претензии народных знахарей-ассирийцев врачевать разные недуги легким прикосновением рук (сегодня этот способ именуют «бесконтактным массажем»). В древней Ассирии существовала целая категория целителей, лечивших больных только этим способом. У этих врачей была даже собственная покровительница — богиня Бау. Необычайный метод лечения передавался из поколения в поколение. При этом мануальная терапия с ее реальным анатомо-физиологическим содержанием, как видно, сочеталась с психотерапевтическим воздействием жестикуляции авторитетного знахаря на впечатлительных пациентов.
Вавилонская медицина дожила до средних веков, и многие клинописные советы встречаются в медицинских учебниках тех лет. Забавно, что средневековые лекари употребляли часто в своих заговорах слова «хилка, беша». Это казалось в свое время совершенной бессмыслицей, но когда научились читать клинописные тексты, выяснилось, что этими словами вавилонские врачи-заклинатели обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!» Предполагается, что Западная Европа ознакомилась с ассиро-вавилонской медициной через Древнюю Грецию и ее наследницу Византию.
* * *
Видный ассиролог А.Л. Оппенхейм высказал, между прочим, интересную мысль: относительно медленное развитие медицины в древней Месопотамии объясняется тем, что в рамках этой культуры не придавали особого значения концепции смерти. Ее рассматривали как неизбежный предел индивидуального существования, без всяких надежд на загробную жизнь (вспомним хотя бы поэму о Гильгамеше, с ее пессимистической концовкой). Ведь от того, как люди относятся к смерти, прямо зависит их отношение к врачам и их лекарствам, задача которых — бороться с ней. Если в области математики и астрономии шумерам удалось сказать новое и весьма веское слово по сравнению с первобытностью, то в медицине они остановились на полпути к действительно рациональной диагностике и врачеванию болезней. Одинаково верили медикаментам и врачебной магии. Лекарства устойчиво сочетались с заклинаниями болезнетворных духов.
Тем не менее уровень медико-фармакологических познаний и умений обитателей шумеро-вавилонского Междуречья, ассирийского, хеттского, персидского Ближнего Востока впечатляет. Он, хотя и уступает некоторым другим цивилизациям Древнего мира (в первую очередь, египетской), но, как это ни странно, много выше некоторых из последующих культур Евразии. В Шумере и у непосредственных его преемников впервые появляются профессии врача и провизора, начинается мировая история терапии, хирургии и фармакологии. Здесь первыми в истории человечества применили письменность для закрепления врачебных сведений. Хотя по своему содержанию даже эмпирическая часть тогдашней медицины осталась на донаучном, обыденном уровне стихийно-эмпирических проб и ошибок. Будучи зафиксированы в клинописной форме, рецепты шумерских врачей практически не развивались исходя из огромного по времени опыта их применения. Даже количество клинописных текстов медицинского содержания не увеличивается, а уменьшается в вавилонский и ассирийский периоды по сравнению с шумеро-аккадским. Столь парадоксальным сочетанием прорыва на качественно новый уровень понимания болезней и окаменевшей традицией их целительства будут отличаться все доиндустриальные цивилизации.
Поделиться в соцсетях:
Похожие