Две парадигмы в исследовании психического развития
Видео: Кен Робинсон: Как избежать долины смерти в образовании
Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детскогоразвития: естественно - научной и культурно-исторической 1 . Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие «парадигма» как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Обухова считает, что понятие «парадигма» ориентирует психологов на осознание основополагающих установок психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней открытости российской науки, при знакомстве психологов со множеством различающихся подходов и концепций.Естественно - научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории возрастной психологии, и на современном этапе ее развития. Принципиальные натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают новые концепции и направления изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях: этологическое, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой парадигмы накоплено множество эмпирических фактов о содержании и условиях психического развития, проведены плодотворные исследования, проанализированы основные аспекты человеческой жизни и психики: поведение, интеллект и эмоционально-волевая сфера.
Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах Л.С. Выготского, продолжена в исследованиях российских психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих других.Зарубежные последователи теорииЛ.С. Выготского — Дж. Брунер, М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер Веер, Дж. Верч и др.
Таблиц а 14
Две парадигмы в исследовании психического развития
Параметры психического Естественно-научная парадигма Культурно - историческая парадигма
развития человека
Источник развитияВнутри индивида, в его природе В социальной среде (как в «пространстве»
существования идеальных форм, которые присваиваются
индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой
реального развития)
Факторы (движущие силы) Фактор наследственности:Обучение, деятельность самого ребенка
развития одаренность, задатки,
способности как природные
особенности- созревание- фактор
среды: как обстановка развития,
в сходном значении как для
животных, так и для человека-
взаимодействие факторов
наследственности и среды
Условия развития Наследственность и среда Морфофизиологические особенности мозга- общение
Форма (трактовка процесса) Приспособление (адаптация) Присвоение исторически сложившихся способностей,
развития ребенка к среде- способов деятельности и мышления,
по аналогии с развитием овладение общественным опытом
биологического типа — путем
наследования свойств вида или
путем накопления
индивидуального опыта
Понимание хода От индивидуального гуманоидного От социального к индивидуальному (индивидуализация)
(направления) развития состояния к социальному — по механизму интериоризации
существованию (социализация)
Специфика развития Отрицается, нивелируется,Подчиняется действию общественно-исторических законов
человека подчиняется общим биологическим законам
Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы- необходимо избегать упрощенного, эк лектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или даже фактов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие